Емкость аккумулятора (АКБ)

Емкость аккумулятора —  это количество электрической энергии, которое может отдать полностью заряженный аккумулятор при определенном режиме разряда и температуре от начального до конечного напряжения. Единицей СИ для электрического заряда является кулон (1Кл), но на практике емкость обычно выражается в ампер-часах (Ач).

Емкость измеряют в ампер-часах и определяют по формуле:

C = Iptp,
где С – емкость, Ач;
p – сила разрядного тока, А;
tp – время разряда, Ч.

Номинальная емкость — емкость, которую должен отдать новый полностью заряженный аккумулятор в нормальных условиях разряда, указанных в стандарте на этот аккумулятор. При этом напряжение не должно упасть ниже определенной величины.

Так как емкость зависит от разрядного тока и конечного разрядного напряжения, в условном обозначении аккумуляторов указывается емкость, соответствующая определенному режиму разряда. Для стартерных аккумуляторов за номинальную принимается емкость при 20-часовом, стационарных при 10-часовом, тяговых при 5-часовом режимах разряда.

Пример оценки ёмкости батареи 20-ти часовым режимом разряда током 0.05С20 (током, равным 5% от номинальной ёмкости). Если ёмкость батареи 55Ач, то разряжая ее током 2.75А, она полностью разрядится за 20 часов. Аналогично для батарей ёмкостью 60 Ач полный 20-ти часовой разряд произойдет при чуть большем токе разряда — 3А.

Емкость зарядная — количество электричества, принимаемое аккумуляторной батареей во время заряда. Зарядная емкость АКБ всегда больше разрядной из-за потерь энергии на побочные реакции и процессы.

Отдача по емкости — отношение количества электричества,  полученного от аккумулятора при разряде, к количеству электричества, необходимого для заряда аккумулятора до первоначального состояния при определенных условиях.
Она зависит от полноты заряда. Часть же заряда теряется на газообразование, это уменьшает коэффициент отдачи.

Емкость остаточная – величина, соответствующая количеству электричества, которое может отдать частично разряженный  аккумулятор при установленном режиме разряда до конечного напряжения.

Резервная ёмкость аккумуляторной батареи — время, в течение которого батарея сможет обеспечить работу потребителей в аварийном режиме. Величина резервной ёмкости, выраженная в минутах, последнее время все чаще проставляется изготовителями стартерных  аккумуляторных батарей после значения тока холодного старта.

Емкость зарядная — количество электричества, сообщаемое аккумулятору во время заряда.

При постоянном токе заряда l зарядная емкость С= It, где t — время заряда.

Измерение емкости ведется до падения напряжения  хотя бы одного элемента аккумуляторной батареи до величины, регламентированной для конкретного режима разряда.

В течение срока  службы емкость АКБ изменяется. В начале срока службы она возрастает, так как происходит разработка активной массы пластин. В процессе эксплуатации емкость некоторое время держится стабильной, а затем начинает постепенно уменьшаться из-за устаревания активной массы пластин.

Емкость батареи зависит от количества активного материала и конструкции электродов, количества и концентрации электролита,  величины тока разряда, температуры электролита, степени изношенности аккумулятора, наличия посторонних примесей в электролите и других факторов.

При увеличении тока разряда емкость батареи уменьшается. АКБ при форсированных режимах разряда отдают емкость меньше, чем при разряде более длительными режимами (небольшой величиной тока). Поэтому на аккумуляторах могут быть обозначения  при 3,5,6,10,20 и 100 часах разряда. При этом  емкости одной и той же батареи будут совершенно разные. Наименьшая будет при 3-х часовом разряде, наибольшая при 100 часовом.

С повышением  температуры электролита емкость растет, но при излишне высоких температурах уменьшается  срок их службы.  Это происходит потому что, при повышении температуры электролит легче проникает в поры активной массы, так как уменьшается его вязкость и увеличивается внутреннее сопротивление.Поэтому в реакции разряда принимает участие больше активной массы, чем при заряде, производившемся при более низкой температуре.

При низких  же температурах емкость  и полезное действие АКБ быстро  уменьшается.

Если увеличить концентрацию (плотность электролита), то емкость также увеличится, но аккумулятор быстро выйдет из строя из-за разрыхления активной массы батареи.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
EFB аккумуляторы что это такое? Подробно о технологии и чем она отличается от AGM Что такое технология EFB в аккумуляторах? Как она работает и что это такое?
Обслуживание аккумулятора (АКБ) Аккумулятор благодаря накопленной в нем электроэнергии, дает возможность запуска двигателя, а так же питания электроэнергией всех потребителей даже при не работающем двигателе. Применяемый в автомобиле Tico аккумулятор, в отличие от обычных, не требует в процессе эксплуатации, доливания воды в эл...
Необслуживаемые аккумуляторы (АКБ) Термин «не требующий обслуживания» означает лишь, что аккумуляторы этого типа не требуют проверки электролита и периодической доливки в течение всего периода их эксплуатации, однако следует при необходимости производить их подзарядку. Общее устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи показано ...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()