Общие сведения о генераторах транспортных средств

Время на прочтение: 2 минут(ы)

Генератор предназначен для преобразования механической энергии в электрическую, необходимую для питания всех потребителей электроэнергии (кроме стартера) и заряда аккумуляторной батареи.

Генератор и аккумуляторная батарея включены в сеть параллельно. Поэтому, когда суммарная сила тока всех потребителей электроэнергии будет меньше допустимой силы тока, отдаваемой генератором, происходит заряд батареи. Если же потребление электроэнергии превышает мощность генератора, питание всех потребителей будет осуществляться от батареи.

Рис. Простейший генератор: 1 — цилиндрический магнит; 2 и 3 — полюсные башмаки; 4 — виток провода; 5 — металлические полукольца коллектора; 6 — щетки; 7 — внешняя цепь

Мощность генераторов, применяемых на ТС, составляет 1,5 кВт и более.

У некоторых гусеничных машин иногда устанавливают по два генератора постоянного тока.

Обычно вал генератора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством ременной, зубчатой, электро- или гидропередачи. Напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его вала. Чем выше частота, тем больше вырабатываемое напряжение. Поскольку все потребители электроэнергии являются приборами постоянного тока, генератор должен вырабатывать постоянный ток стабильного напряжения, несколько превышающего номинальное напряжение электросети (12 или 24 В). Поддержание постоянного напряжения в сети при работе генератора независимо от изменения частоты вращения вала генератора и нагрузки при включении потребителей обеспечивает специальный прибор, называемый регулятором напряжения (РН). Генератор в зависимости от его типа и марки работает в диапазоне частот вращения его вала от 800… 1200 (при отсутствии нагрузки) до 4000…8000 мин-1. Передаточное отношение между валом двигателя внутреннего сгорания и валом генератора в разных конструкциях составляет 1,7… 3,0.

Если частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже значения, соответствующего минимально допустимой частоте вращения вала генератора, то напряжение на клеммах последнего становится меньше напряжения аккумуляторной батареи. Если батарею принудительно не отключить от генератора, она будет разряжаться на генератор, что вызовет перегрев изоляции его обмоток и разряд батареи. При увеличении частоты вращения коленчатого вала необходимо вновь включить генератор в общую электросеть. Этот процесс автоматически регулирует специальный прибор, называемый реле обратного тока (РОТ).

Генератор каждого ТС рассчитан на максимальную силу тока. При неисправностях электрооборудования (короткое замыкание, разряд аккумуляторной батареи ниже допустимого уровня др.) генератор может вырабатывать ток большей силы. Длительная работа в подобном режиме приводит к перегреву и сгоранию обмоток генератора. Для его защиты от таких нагрузок служит ограничитель тока (ОТ).

Все три прибора (РН, РОТ и ОТ) объединены в одном устройстве — реле-регуляторе. В некоторых устройствах РОТ и ОТ могут отсутствовать (например, в генераторе Г-250), но тогда в конструкции генератора имеются устройства, выполняющие функции указанных приборов.

На ТС применяются генераторы переменного или постоянного тока.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *