История БелавтоМАЗ

Время на прочтение: 9 минут(ы)

Производственное объединение БелавтоМАЗ сравнительно молодо. Дата его рождении 25 сентября 1975 года. Почти все вошедшие в него предприятия (за исключением кузнечного завода тяжелых штамповок в г. Жодино и общестроительного управления «БелавтоМАЗремжилстрой») гораздо старше самого объединения.

Головное предприятие БелавтоМАЗа Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод — по праву считает своим днем рождения 3 августа 1944 года. В этот день Государственный Комитет Обороны принял постановление об организации в Минске автосборочного завода. Но еще до принятия постановления прямо с партизанского парада, состоявшегося в столице Белоруссии в г. Минске 16 июля 1944 года в честь освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков, на юго-восточиую окраину города, в Красное Урочище, пришли первые строители будущего автогиганта. В исключительно сжатые сроки, диктуемые суровыми условиями военного времени, предстояло на базе бывших мастерских располагавшегося здесь до войны военного городка организовать для фронта сборку автомобилей из поступающих узлов и деталей.

Уже к 7 ноября 1944 года в точно установленные сроки первые 50 из них были собраны и переданы в действующую армию. Сборка автомобилей неуклонно наращивалась. Но одновременно предстояло готовиться к решению более ответственной задачи — выпуску автомобилей минской марки. 26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны приняп постановление «О восстановлении и развитии автомобильней промышленности». Им предусматривалось создание ряда новых автомобильных заводов. Среди них оказался и завод в Минске. Его намечалось создать в очень короткие сроки. Определялись две очереди строительства. Срок окончания первой, с завершением которой уже предстояло начать серийное производство автомобилей, — 1948-й. второй — 1950-й год. И, как показало время, сроки эти в основном были выдержаны.

История БелавтоМАЗ

Еще и декабре 1945 года, собрав за год с небольшим для фронта и народного хозяйства страны 18174 автомобиля из поступающих узлов и деталей, завод прекратил их выпуск. Открывалась новая страница истории завода начиналась ускоренная подготовка к производству собственных автомобилей марки «МАЗ». Дорабатывалась их конструкция, разработанная еще в годы войны на автозаводе в Ярославле. Один за другим вступали о строй первые цехи — ремонтнолитейный. шасси, термический, автоприцёпный и другие. В 1946 году завод приступил к сборке первых автоприцепов. Автомобильные заводы, созданные в довоенные и военные годы, направляли в Минск своих специалистов. Рабочие кадры для строящегося первенца белорусского автомобилестроения готовились и о цехах заводов Москвы Горького, Ярославля, Миаоса, Челябинска. Из разных уголков страны в адрес Минского автомобильного направлялись оборудование и строительные материалы, а вскоре к этим поставкам добавились новые комплектующие изделия. 9 августа 1947 года, в день третьей годовщины завода на предприятии началось изготовление первых узлов будущих МАЗов — передних осей и карданных валов. Месяц спустя, 8 сентября, была выпущена первая сталь. А еще через два месяца, 7 ноября, в день 30-летия великого Октября, во главе праздничной колонны минских автозаводцев по улицам еще лежащего в руинах города, перед памятником В. И. Ленину, прошли первые пять автосамосеалов МАЗ-205. возвещая о рождении новой отрасли промышленности республики — автомобилестроения.

Вслед за самосвалом МАЗ-205 было освоено производство бортового автомобиля МАЗ-200, ставшего базовой моделью выпускавшегося на протяжении 18 лет первого семейства минских автомобилей. На смену МАЗ-200 пришли более совершенные автомобили семейства МАЗ-500 16 марта 1965 года на главном конвейере предприятия был собран первый МАЗ нового семейства, а 31 декабря того же года в 12 часов 45 минут с его ленты сошел последний из МАЗов первого поколения — самосвал МАЗ-205. стоящий сегодня на постаменте перед центральной заводской проходной как памятник трудовым свершениям минских автомобилестроителей.

А уже в 1970 году на главном конвейере была собрана первая промышленная партия модернизированных автомобилей семейства МАЗ-500А. В 1978 году завод полностью завершил переход на выпуск автомобилей зтого семейства. В том же году началось производство промышленных партий автопоездов-контейнеровозов на базе тягачей нового семейства МАЗ-6422. В день коммунистического субботника, посвященного 113-й годозщине со дня рождения В. И. Ленина. 16 апреля 1983 года, на предприятии был собран 1000-й автомобиль нового семейства МАЗ-6422. Полный же переход на выпуск автомобилей этого семейства будет завершен в 1988 году, на два года раньше, чем намечалось первоначально.

Наряду с машинами общетранспортного назначения на Минском автозаводе создавалась и создается и другая автомобильная техника. В 1950 годе для удовлетворения растущих ну^кд гигантских строек гидроэнергетики на предприятии началось производство разработанных заводскими конструкторами самосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. Но вскоре мощность и этой машины оказалась недостаточной. В 1957 году был создан 40-тонный самосвал MA3-530. Эти первые отечественные автомобили, предназначенные для транспортировка грузов повышенной тоннажности, созданные минчанами положили начало производству в нашей стране самосвалов большой и особо большой грузоподъемности В целях обеспечения потребностей народного хозяйства в этих машинах, особенно возросших в связи с увеличением объема добычи полезных ископаемых открытым способом, их производство в 1958 году было передано на вновь созданный тогда Белорусский автомобильный завод в г. Жодино. специализирующийся на их изготовлении, входящий ныне в состав производственного объединения БелавтоМАЗ.

На Минском автозаводе была разработана конструкция и освсено производство одноосных тягачей МАЗ-529 и MA3-533 для буксировки скреперов. Их дальнейшее производство было также передано другому предприятию — Могилевскому автозаводу им. С. М. Кирова, тоже входящему сегодня в состав БелавтоМАЗа.

Свою страницу в славную летопись отечественного автомобилестроения вписали минские автозаводцы, создавая многоосные большегрузные автомобили вьюокой проходимости. Уже первая их модель — тягач MA3-535, в котором нашли воплощение новые технические решения — наглядно показала большие возможности этой принципиально новой автомобильной техники. Когда бурное развитие народного хозяйства страны выдвинуло задачу резкого увеличения добычи нефти и газа, минские автозаводцы создали грузовые автомобили и тягачи, приспособленные для работы в суровых условиях Крайнего Севера и жаркого климата Средней Азии, мощные «Ураганы» стали незаменимыми помощниками нефтяников, газовиков, геологов, строителей-первопроходцев труднодоступных районов Сибири и Крайнего Севере. Свыше 10 % выпускаемой серийной автомобильной техники поставляют минские автомобилестроители для нужд агропромышленного комплекса. Доброй славой пользуется и высокопроизводительная машина МВУ-30 для внесения удобрений.

На предприятии многое делается по увеличению производства товаров народного потребления, в том числе технически сложных, отвечающих профилю предприятия и пользующихся повышенным спросом изделий у населения. Особенно быстро наращивается выпуск грузовых прицепов «Зубренок» к легковым автомобилям.

Заслуги коллектива предприятия в создании и освоении производства новых грузовых автомобилей, в выполнении государственных планов и социалистических обязательств по достоинству оценены Родиной. В 1966 году завод был награжден орденом Ленина, о 1971 году — орденом Октябрьской Революции, а в 1977 году — вторым орденом Ленина.

В 1958 году, возвестив о создании а Белоруссии второго автомобильного завода, родилось короткое и емкое слово «БелАЗ». Самые мощные в стране автомобили, выпускаемые на Белорусском ордена Трудового Красного Знамени автомобильном заводе, давно заслужили добрую славу. Всюду, где ведется строительство крупнейших объектов гидроэнергетики или осуществляется дсбыча открытым способом полезных ископаемых, БелАЗы — незаменимые помощники. Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой. Летом 1947 года невдалеке от железнодорожной станции Жодико и автострады Минск — Москва началось строительство завода торфяного машиностроения, преобразованного о 1951 году в завод дорожных машин — «Дормаш», на базе которого спустя семь лет и возник БелАЗ Своим рождением он во многом обязан Минскому автозаводу который передал ему и разработанную на предприятии конструкцию машины, и необходимые оборудование и оснастку, помог кадрами специалистов и рабочих.

5 ноября 1958 года, на год раньше установленного срока, на предприятии был собран первый автомобиль — 25-тонный самосвал МАЗ-525. Эти машины, разработанные еще минчанами, сходили с его конвейера на протяжении семи лет. В сентябре 1965 года без остановки производства завод полностью перешел на серийный выпуск 27-тонных самосвалов собственной конструкции БелАЗ-540, первый опытный образец которых был изготовлен в 1961 году, к открытию XXII съезда КПСС. А вскоре были поставлены на производство и 40-тонные самосвалы БвлАЗ-548. а затем и их модернизированный вариант — БелАЗ-548А, В декабре 1968 года, в канун 50-летия образования БССР и Компартии республики, был создан опытный образец самосвала БелA3-549 грузоподъемностью 75 т.

Исключительно важным для завода и его тружеников стало принятое в 1976 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по ускорению создания мощностей по производству карьерных автомобилей-самосвалов и автопоездов большой и особо большой грузоподъемности». Осуществление выдвинутых в нем задам совпало с деятельностью предприятия в условиях производственного объединения БелавтоМАЗ, в состав которого БелАЗ вошел с января 1976 года. За прошедшие годы многое сделано по развитию предприятия, расширению его площадей, техническому обновлению, освоению новых машин. За годы десятой пятилетки (1976-1980) поставлены на производство 75-тонные самосвалы БелАЗ-549, аэродромные тягачи и 120-тонные автопоезда-углевозы. собраны и прошли государственные испытания автомобили-самосвалы грузоподъемностью 110 т, изготовлены первый образцы аотосамосвалов грузоподъемностью 180 т. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985) начата конвейерная оборка 75-тонных самосвалов — на предприятии заработал второй конвейер, специально предназначенный для их выпуска, освоено производство карьерных самосвалов грузоподъемностью 110 т. выпуск которых постоянно наращивается. Увеличивается производство и 180-тонных самосвалов. В первом году двенадцатой пятилетки начат выпуск более совершенной автомобильной техники — карьерных автосамосвалов БелАЗ-7522 и БелАЗ-7523 грузоподъемностью 30 и 42 т взамен ранее выпускавшихся машин грузоподъемностью 27 и 40 т и модернизированных 75-тонных автссамосвалов БелАЗ-7509 взамен ранее выпускавшихся БелАЗ-549.

Выпуск автомобильной техники на Белоруоском автомобильном заводе начался через 11 лет после того, как оошел первый МАЗ с главного конвейера завода в Минске. Но в том же 1966 году, когда свой первый орден получил Минский автомобильный, высокой награды Родины был удостоен и Белорусский автомобильный завод. Его заслуги в создании конструкции и организации производства новых машин, в досрочном выполнении государственных планов были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

Третий автомобильный завод, работающий в составе производ стееиного объединения БелавтоМАЗ. — Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова — самый молодой из автомобильных заводов Белоруссии. К производству автомобильной техники — тягачей мощностью 180 л. С. и на их базе самоходных скреперов — он приступил 2 сентября 1958 года. Однако история завода начинается с 1932 года, когда в Могилеве началось строительство самого крупного по тем временам в Европе авторемонтного завода. 9 июля 1935 года состоялся его торжественный пуск. По ходатайству коллектива заводу было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова. В короткие сроки предприятие освоило капитальный ремонт автомобилей всех отечественных марок. Уже в 1938 году завод вышел на проектную мощность: он ремонтировал ежемесячно 400 автомобилей и более 1000 автомобильных моторов. У коллектива предприятия были большие планы — завод становился моторостроительным. Но осуществлению их помешала Великая Отечественная война. Оборудование и многие рабочие были эвакуированы в город Куйбышев, где в короткие сроки было организовано производство авиационных моторов.

Сразу же после освобождения Могилева началось восстановление предприятия. Перед ним была поставлена задача — освоить производство локомобилей. К 1 мая 1947 года из ворог завода вышли первые три локомобиля мощностью 20 л. с. С 1953 года завод перешел на выпуск стационарных паросиловых установок, а спустя два года начал производство мостовых электрических кранов. И вот уже скоро три десятилетия его специализация — автомобильная техника, которую не выпускают другие заводы отрасли Мощные самоходные скреперы, изготовляемые могилевчанами, стали надежными помощниками строителей. Недаром в городах Брежневе и Новой Каховке, на трассе БАМа они воздвигнуты на пьедесталы как памятники строителям и тем, кто создавал технику, помогающую сооружать города и заводы, прокладывать каналы и дороги. Впервые в практике отечественного автомобилестроения на заводе созданы автопоезда, предназначенные для работы в подземных условиях выпуск которых начат в 1971 году. Создан на предприятии и очень нужный для строительства в условиях бездорожья полноприводной автосамссвал вьсокой проходимости. Первая установочная партия таких машин, выпущенная в середине одиннадцатой пятилетки, успешно выдержала экзамен.

Барпновичский автоагрегатный завод, работающий в составе БелавтоМАЗа. специализируется по производству автомобильных агрегатов для многих заводов отрасли. Его основная продукция — рулевые механизмы, телескопические амортизаторы и домкраты для большегрузных автомобилей и автобусов, выпускаемых в Минске, Кременчуге, Миассе, Кутаиси, Львове, Ликино и других городах. Специализация на производстве автомобильных агрегатов позволила предприятию значительно увеличить их выпуск.

В августе 1947 года на базе бывшего немецкого патронного завода, где в годы второй мировой войны на окраине Кенигсберга согнанные из многих оккупированных стран Европы женщины, старики и дети под угрозой смерти вынуждены были делать смертоносное оружие против своих же освободителей, был создан предшественник нынешнего Калининградского автоагрегатного завода — моторостроительный завод занимавшийся ремонтом сельскохозяйственной техники. С годами менялся профиль завода, менялось и его название. С включением предприятия в состав БелавтоМАЗа постепенно сокращалось производство старых видоз изделий — запчастей к автомобилям ЗИЛ у ГАЗ. Начиналась планомерная специализация предприятия по выпуску узлов и деталей к автомобилям марки МАЗ. Завод освоил производство валов гидромеханической трансмиссии к автомобилям БелАЗ. Одновременно с этим завод выпускает и оригинальные товары культурно-бытового назначения, а также унифицированную трубопроводную арматуру.

В январе 1950 года по соседству с Минским автомобильным заводом заработал только что сданный в эксплуатацию завод металлических конструкций. В связи с увеличением производства автомобилей на Минском автозаводе и ростом потребностей в рессорах завод металлоконструкций в январе 1961 года был преобразован в Минский рессорный завод. Специализирующийся на выпуске рессор для тяжелых машин, он начал поставлять свою продукцию не только для Минского автозавода, но и для Могилевского и Уральского автомобильных. Львовского и Ликинского автобусных заводов. Челябинского машиностроительного завода и других предприятий. Кроме рессор завод изготавливает и разнообразные сварные конструкции, а также различные товары народного потребления, в том числе запасные части к рессорам легковых автомобилей «Москвич». Уже в девятой пятилетке мощности завода по выпуску рессор были перекрыты почти в полтора раза. Освоен выпуск рессор Т-образного профиля, которые превосходят прежние по долговечности и надежности.

Осиповичский завод автомобильных агрегатов — одно из молодых предприятий производственного объединения БелавтоМАЗ. Начало ему было положено в 1865 годе, когда на базе складских помещений осиповичского комбината «Маяк» было создано новое производственное подразделение Минского автозавода — механосборочный цех № 5. Его первой продукцией были нестандартное оборудование, а так-же автомобильные узлы — коробка отбора мощности и насос опрокидывающего механизма для МАЗов. Вскоре цех освоил и выпуск стеклолластиковых кабин, установочных домкратов, опорных устройств и некоторых других узлов. Было начато и производство товаров народного потребления, в том числе механических игрушечных автомобилей.

В 1972 году на окраине Осиповичей началось строительство нового цеха — цеха алюминиевого литья. Сданный в эксплуатацию на рубеже девятой и десятой пятилеток, он выпускает сейчас десятки наименований отливок из алюминия.

В 1978 году был сдан о эксплуатацию пусковой комплекс еще одного цеха — цеха стеклопластиковых кабин. На его площадях был создан и механосборочный цех аетоприцепных узлов. В канун 66-й годовщины Великого Октября на предприятии был собран первый полуприцеп MA3-5232B. Осиповичскому заводу автомобильных агрегатов предстоит широко развернуть производство прицепной техники к тягачам. выпускаемым на головном заводе.

Самое молодое из всех предприятий БелавтоМАЗа — кузнечный завод тяжелых штамповок в г. Жодино, строительство которого было начато в десятой пятилетке. Оно поставляет расположенному рядом Белорусскому автозаводу ободья колес для мощных БелАЗов. Начались поставки ряда деталей и для новых МАЗсв. В двенадцатой пятилетке на заводе намечается полностью ввести мощности по горячим штамповкам и поковкам. Было закончено строительство цеха крупного литья, ввод которого в действие позволил обеспечить растущие потребности в литье и, прежде всего, в крупном.

Когда на базе автосборочного завода развернулось строительство Минского автомобильного, в городе был создан Государственный строительно-монтажный трест «Автопромстрой». Но с пуском предприятия надобность в нем отпала, и трест был реорганизован. Сегодня основные работы по реконструкции как головного завода, так и других предприятий БелавтоМАЗа ведут крупные строительные тресты Министерства промышленного строительства БССР, многочисленные субподрядные организации. Но, как показала жизнь, чтобы успешно осуществлять планы технической реконструкции, необходимо располагать и собственными силами строителей и монтажников. С созданием производственного объединения на базе Минского автозавода Минское ремонтно-строительное управление № 1 треста «Авторемстрэй-монтаж», переданное объединению, было преобразовано в ремонтно-монтажное и строительное управление «БелавтоМАЗремстрой-монтаж». В конце 1977 года один из его участков был выделен в ремонтно-монтажное управление «БславтоМАЗреммонтаж». А в 1987 году в связи со значительным расширением масштаба жилищного строительства, осуществляемого заводчанами собственными силами, было создано общестроительное управление «БелавтоМАЗремжилстрой».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *