Перевозки в условиях ограниченной видимости в боевой обстановке

Время на прочтение: 4 минут(ы)

В боевой обстановке автомобильные перевозки часто осуществляются ночью, а также в туман и снегопад. Ограниченная видимость благоприятствует скрытному движению и внезапности действия своих войск, затрудняет действия противника.

Но вместе с тем условия ограниченной видимости создают определенные трудности для автомобильных перевозок: водители вынуждены снижать скорость движения автомобилей, усложняется управление автомобильной колонной, водители, перевозящие личный состав войск, сильнее утомляются при длительных маршах.

Скрытность и малая уязвимость автомобильной колонны от авиации противника ночью достигаются, строгим соблюдением светового режима перевозки, который устанавливается начальником автомобильной колонны в зависимости от боевой обстановки.

При введении угрожаемого положения приборы освещения автомобилей маскируются при помощи стандартных светомаскировочных устройств (СМУ).

Эти устройства обеспечивают три режима светомаскировки:

  1. незатемненный (НЗ) — для движения в глубоком тылу и в неугрожаемых районах прифронтовой полосы;
  2. частичное затемнение (ЧЗ) — для движения в прифронтовой полосе;
  3. полное затемнение (ПЗ) — для движения в непосредственной близости от переднего края и в тех случаях, когда необходимо скрыть передвижение автомобильной колонны.

Управление автомобилем вовремя движения колонны при незатемненном световом режиме мало чем отличается от управления автомобилем, двигающимся с полным светом фар. Значительно сложнее вести автомобиль при частичном затемнении и особенно трудно,при полном. В этих условиях для успешного управления автомобилем надо использовать все, что способно улучшить видимость.

Если позволяет обстановка, маршрут движения автомобильной колонны заранее подготавливается. Наряду с ремонтом и ограждением неисправных участков пути для улучшения видимости перила мостов, дорожные столбики, шлагбаумы, углы зданий в городах и стволы деревьев на лесных дорогах окрашиваются в белый цвет. Особо трудные участки пути (места разрушений, повороты, спуски и т. д.) ограждаются специальными светящимися указателями.

Для улучшения видимости на задний борт кузова автомобиля, что особенно важно при следовании в колонне, светящейся или белой краской наносится круг диаметром 30—50 см и окрашиваются в белый цвет задний и передний буфера, брусья кузова и края крыльев. Зимой, когда в целях маскировки автомобили окрашены в белый цвет, буфера, брусья кузова, края крыльев, круг на заднем борту и опознавательные знаки окрашиваются черной краской.

Если автомобили двигаются без света, рекомендуется поднимать ветровое стекло или опускать стекла кабины, это улучшает условия наблюдения и позволяет по струе встречного воздуха определять приближение к низине, болоту, реке.

Наблюдению в темноте помогает световой фон. Чем светлее фон, тем отчетливее вырисовываются на нем контуры местных предметов. Ночью таким фоном служат небо, снег, поверхность дороги и т. д. Так, если впереди идущий автомобиль проектируется на фоне светлого неба, то его очертания, особенно при наблюдении снизу вверх, видны отчетливо. Это, в частности, позволяет несколько увеличить скорость движения автомобиля на пологих подъемах. Однако, приближаясь к вершине подъема, скорость движения надо снижать, так как на перевале впереди идущий автомобиль снова различается с трудом.

Иногда местность освещается вспышками артиллерийских выстрелов, светом осветительных или сигнальных ракет, отблесками молний или зарниц, их необходимо использовать для проверки правильности движения.

В условиях ограниченной видимости применение средств управления колонной чрезвычайно затрудняется. Поэтому водитель должен внимательно следить за впереди идущим автомобилем и сигналами командира, помня, что ночью и особенно в туман, в сильный снегопад видимость световых сигналов ограничивается сравнительно небольшой дальностью.

Особенно важно соблюдать установленные дистанции между автомобилями, а для этого необходимо непрерывно наблюдать за двигающимся впереди автомобилем. Невнимательность водителя может привести к увеличению дистанции, а затем к потере зрительной связи с ушедшим вперед автомобилем, что неизбежно вызовет разрыв колонны и нарушит ее движение.

Рис. Видимые световые знаки индикатора расстояний в зависимости от дистанции между автомобилями: а — при большой дистанции; б — при нормальной дистанции; в — при малой дистанции

Чтобы легче было определить расстояние между автомобилями, двигающимися в колонне, в светомаскировочной вставке заднего фонаря имеется индикатор расстояний, который позволяет по числу видимых раздельно световых знаков выдерживать заданную дистанцию и предупреждает возможность наезда. Водитель должен вести свой автомобиль так, чтобы отчетливо различать два световых знака — дистанция нормальная (рис. б). Эти два световых знака видны на расстоянии 20—50 м. Если видна только одна сплошная световая полоса, значит, дистанция велика (рис. а). Эта световая полоса, т. е. один световой знак, видна на расстоянии 50—100 м. Если же различаются все четыре световых знака, значит, дистанция мала (рис. в). Четыре световых знака видны на расстоянии до 20 м.

В тех случаях, когда при движении ночью не допускается применение даже светомаскировочных устройств, водители колонны ориентируются по так называемым подкузовным фонарям подсветки. Пучок неяркого света направляется на задний мост автомобиля и участок дороги, ограниченный габаритами кузова. Этот свет не виден противнику, но позволяет водителям колонны ориентироваться по впереди идущим автомобилям. Головной автомобиль в этом случае оборудуется специальными приборами ночного видения.

Во время движения в туман и снегопад, если позволяет обстановка, рекомендуется включать даже днем подфарники или ближний свет фар и подавать короткие звуковые сигналы. Автомобили в колонне двигаются при этом на сокращенных дистанциях.

Скорость движения выдерживается в соответствии со скоростью движения направляющего автомобиля и зависит от плотности тумана и снежной пелены. Подъемы и спуски преодолеваются, как правило, на низших передачах, чаще всего на первой или на второй.

В условиях ограниченной видимости при строгом соблюдении дисциплины движения и светового режима возможность нападения авиации противника на автомобильную колонну значительно уменьшается, но полностью не устраняется. На вооружении современных самолетов состоит радиолокационная аппаратура, при помощи которой можно и ночью, и в туман, и в снегопад распознать и определить направление движения автомобильной колонны. Поэтому водитель должен быть всегда готовым к немедленному принятию мер противовоздушной обороны, указанных начальником автомобильной колонны перед маршем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *