Измерители эффективности тормозных систем автомобилей дорожным методом

Измерители эффективности тормозных систем автомобилей дорожным методом

Эффективность действия тормозных систем автомобиля в определенных условиях проверяется с помощью специальных измерителей — деселерометров или деселерографов. Такие измерители применяются при отсутствии тормозных стендов и в полевых условиях.

Замедление автомобиля измеряют на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием. Транспортное средство в снаряженном состоянии разгоняют и резко тормозят однократным нажатием на педаль ножного тормоза. Принцип работы деселерометра заключается в фиксации пути перемещения подвижной инерционной массы прибора относительно его корпуса, неподвижно закрепленного на автомобиле. Это перемещение происходит под действием возникающей при торможении автомобиля силы инерции, которая пропорциональна его замедлению. Инерционной массой деселеро-метра могут служить поступательно движущийся груз, маятник, жидкость или датчик ускорения, а измерителем — стрелочное устройство, шкала, сигнальная лампа, самописец, компостер и пр. Для обеспечения устойчивости показаний деселерометр снабжают демпфером (жидкостным, воздушным, пружинным), а для удобства измерений — механизмом, фиксирующим максимальное замедление.

Наиболее широко распространенным измерителем эффективности тормозных систем автомобилей является измеритель «Эффект».

Общий вид измерителя эффективности тормозных систем «Эффект»

Рис. Общий вид измерителя эффективности тормозных систем «Эффект» (Россия): 1 — ручка зажима; 2 — индикатор; 3 — зажим; 4 — кнопка включения питания «Вкл.»; 5 — кнопка «Ввод»; 6 — кнопка «Выбор»; 7 — кнопка «Отмена»; 8 — присоска; 9 — приборный блок; 10 — гнездо для подключения принтера (компьютера); 11 — разъем кабеля датчика усилия; 12 — разъем кабеля питания; 13 — датчик усилия; 14 — разъем кабеля принтера; 15 — разъем для подключения к гнезду прикуривателя; 16 — кнопка включения питания принтера; 17 — принтер

Прибор определяет установившееся замедление jуст, пиковое значение усилия нажатия на педаль Рп, длину тормозного пути вт, время срабатывания тормозной системы tcp, начальную скорость торможения V0 и линейное отклонение транспортного средства, а также производит пересчет нормы тормозного пути к реальной начальной скорости торможения.

Для проверки эффективности тормозной системы прибор крепится на стекле правой или левой двери автомобиля. Стрелка расположения прибора должна совпадать с направлением движения проверяемого автомобиля. На педаль тормозной системы устанавливается датчик усилия. Кабель датчика подключается к приборному блоку в зависимости от используемого источника (бортовой сети автомобиля или аккумуляторной батареи, входящей в комплект прибора). Прибор имеет возможность распечатывать информацию с помощью специального принтера.

После включения прибора вводится категория транспортного средства (М1, М2 и т.д.) в снаряженном состоянии или с полной массой, а также дата изготовления транспортного средства.

Для правильной ориентации в пространстве при установке на автомобиль прибор снабжен системой сигнализации о необходимости корректировки относительно горизонтального положения.

Прибор может работать в двух режимах:

  1. основной режим (измерение параметров эффективности тормозных систем);
  2. режим проверки работоспособности датчиков замедления в диапазоне 0…9,8 м/с2, линейного отклонения в диапазоне +9,8…-9,8 м/с2 и датчика усилия в диапазоне 0.100 кгс.

Для проверки эффективности действия тормозной системы автомобиля его разгоняют до скорости 40 км/ч (мотоцикл или мопед — до скорости 30 км/ч) и затормаживают в режиме экстренного торможения однократным нажатием на тормозную педаль при отсоединенном от трансмиссии двигателе, отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах.

После проведения торможения прибор выдает следующие значения:

  • Si — длина тормозного пути
  • Sn — пересчитанная норма тормозного пути
  • jуст — установившееся замедление
  • V0 — начальная скорость торможения
  • t — время срабатывания тормозной системы
  • F — усилие нажатия на педаль
  • L — линейное отклонение

Прибор оборудован последовательным портом для связи с компьютером и передачи результатов измерений и формирования базы данных, а также оформления протоколов проверки рабочей тормозной системы методом дорожных испытаний с дополнительным программным обеспечением «Эффект».

Результаты измерений могут быть представлены в цифровом или графическом виде, наглядно показывающем динамику изменения замедления, усилия нажатия на педаль и ускорения линейного отклонения в процессе торможения.

При работе прибора в линии технического контроля результаты измерений передаются в базу данных компьютера.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *