Устройство газораспределительного механизма (ГРМ) двигателей отечественных автомобилей

Распределительный механизм двигателей автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-63 и ГАЗ-51 А с нижним правосторонним расположением клапанов. Распределительный вал стальной, кованый, изготовленный заодно с кулачками, на нем при.помощи шпонки и болта закрепляется текстолитовая шестерня. На валу имеются четыре шейки, вращающиеся в стальных втулках. Втулки залиты малооловянистым баббитом. Кроме впускных и выпускных кулачков, на валу имеются шестерня привода масляного насоса и эксцентрик привода рычага бензинового насоса.

Осевое смещение распределительного вала предупреждается упорным фланцем.

Выпускные клапаны изготовляются из сильхромовой стали, впускные — из хромистой. Чтобы улучшить наполнение цилиндров, диаметр впускных клапанов на 3 мм больше диаметра выпускных. Седла выпускных клапанов вставные, они изготовляются из жароупорного чугуна; седла впускных клапанов выполнены непосредственно в блоке цилиндров.

Пружины клапанов для предупреждения вибрации имеют переменный шаг (расстояние между витками). Пружины опираются на тарелки, удерживаемые в выточке стержня клапана разрезными сухарями.

Толкатели стальные. Зазор между толкателями и клапанами регулируется болтом с контргайкой.

Устройство распределительного механизма двигателей автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А, а также двигателей автомобилей ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-150 несколько отличается от устройства двигателей автомобилей ГАЗ. Так, стальные втулки подшипников распределительного вала залиты высокооловянистым баббитом; ведомая шестерня распределительного вала изготовлена из чугуна; навивка клапанных пружин имеет постоянный шаг; выпускные клапаны свариваются из двух частей: стержень изготовляется из хромистой стали, головка — из жароупорной.

Двигатель автомобиля Урал-375 имеет верхнее расположение клапанов.

Впускной и выпускной клапаны изготовлены из жаростойкой стали. На впускных клапанах установлены резиновые колпачки 6 для предотвращения попадания масла из головки блока в цилиндр через зазор между втулкой 13 и стержнем клапана при такте впуска. Выпускные клапаны для повышения долговечности работы охлаждаются натрием, находящимся в полости 14 клапана. Натрий обеспечивает лучший отвод тепла от головки к стержню клапана.

Кроме того, выпускной клапан во время работы принудительно поворачивается специальным механизмом 11.

Корпус 1 механизма вращения выпускного клапана установлен в головке цилиндров. В корпусе имеются пять наклонных углублений, в которых помещены шарики 2, занимающие под воздействием возвратных пружин 3 верхнее положение на наклонной поверхности углублений.

Дисковая пружина 4-внутренней кромкой опирается на корпус, а на наружную кромку пружины опирается упорная шайба 5.

Рис. Распределительный механизм двигателя автомобиля Урал-375: 1 — штанга толкателя; 2 — регулировочный винт; 3 — крышка головки цилиндров; 4 — коромысло; 5 — впускной клапан; 6 — колпачок; 7 — выпускной клапан; 8 — тарелка клапана; 9 — сухарь; 10 — пружина; 11 — механизм вращения выпускного клапана; 12 — головка цилиндров; 13 — направляющая втулка клапана; 14 — полость клапана, заполненная натрием; 15 — седло клапана

Рис. Механизм вращения выпускного клапана двигателя автомобиля Урал-375: 1 — неподвижный корпус; 2 — шарик; 3 — возвратная пружина; 4 — дисковая пружина; 5 — упорная шайба; 6 — замочное кольцо

Дисковая пружина и упорная шайба могут поворачиваться вокруг корпуса.

На упорную шайбу 5 устанавливается пружина клапана, ее усилие через упорную шайбу передается на наружную кромку дисковой пружины 4.

При открытии клапана упругость его пружины увеличивается настолько, что дисковая пружина выпрямляется и нажимает на шарики, которые, перемещаясь по наклонным поверхностям углублений в корпусе 1, поворачивают дисковую пружину, упорную шайбу, пружину клапана и клапан.

При закрытии клапана упругость его пружины уменьшается, дисковав пружина возвращается в первоначальное наклонное положение, а шарики под действием возвратных пружин занимают верхнее положение.

Привод клапанного механизма двигателя осуществляется от одного распределительного вала, установленного в средней части блока двигателя на пяти подшипниках.

Стальные толкатели для повышения износостойкости имеют наплавленную из специального чугуна нижнюю плоскость, соприкасающуюся с кулачками.

Зазор между стержнем клапана и носком коромысла регулируется с помощью винта 2, помещенного в коротком плече коромысла.

У двигателя ЯАЗ-М-206Б выпускные клапаны размещены в головке блока цилиндров. Привод к ним осуществляется от распределительного вала, расположенного в верхней части блока. Для уравновешивания работы двигателя симметрично распределительному валу расположен уравновешивающий вал, также приводимый во вращение шестерней коленчатого вала. Оба вала имеют на концах противовесы.

Распределительный вал двигателя ЯАЗ-М-206Б вращается на семи опорах. Крайние опоры представляют собой втулки из ковкого чугуна, в которые запрессованы по две стальные втулки, залитые свинцовистой бронзой. Промежуточные подшипники состоят каждый из двух взаимозаменяемых вкладышей, изготовленных из алюминиевого сплава.

Шестерни привода изготовлены из чугуна. Роликовые толкатели передают усилие через штанги коромыслам, которые своими носками давят на стержни клапанов. Клапаны у двигателя только выпускные, по два на каждый цилиндр. Пружины клапанов двойные, с постоянным шагом навивки. Клапаны сварные: стержень клапана изготовлен из хромоникелевой стали, головка — из жароупорной. Седла клапанов вставные, из жароупорного чугуна.

Зазор между носком коромысла и стержнем клапана регулируется изменением длины штанги — ввертыванием штанги в резьбовую часть ее вилки или вывертыванием из нее.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Блок цилиндров двигателя Блок цилиндров изготавливается с помощью литья с последующей механической обработкой. Нижняя часть блока цилиндров обычно обрабатывается для установки в блок коренных подшипников коленчатого вала и для присоединения поддона картера. Большое значение имеет расстояние между соседними цилиндрами. Увели...
Зависимость мощности двигателя от высоты над уровнем моря С ростом высоты над уровнем моря плотность воздуха падает, и, соответственно, заметно падает мощность, развиваемая обычным двигателем. Согласно переводным коэффициентам, установленным SAE, мощность двигателя, не оснащенного системой компрессорного наддува или турбонаддува, снижается примерно на 3% н...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()