Силовая установка (СУ) любого ТС предназначена главным образом для получения механической энергии, обеспечивающей преодоление внешних сил сопротивления движению машины. Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его агрегатов и систем.
В традиционном двигателе (имеется в виду ДВС) тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в механическую энергию вращения его основного вала. В наиболее перспективном экологически чистом двигателе, в настоящее время работающем на топливных элементах, химическая реакция соединения кислорода и водорода, обратная электролизу, сопровождается выработкой электрической энергии, которая потребляется электродвига-телями, приводящими в движение ТС.
Агрегаты и системы, обслуживающие традиционный двигатель, обеспечивают его питание топливом и воздухом, охлаждение, смазку, подогрев и пуск, а также выпуск отработавших газов.
К двигателю — главному агрегату СУ — предъявляются следующие основные требования:
- экономичность (минимальный расход топлива, смазочного масла и других эксплуатационных жидкостей);
- хорошие экологические показатели (малая токсичность отработавших газов, низкий уровень вибрации и шума);
- высокий КПД;
- высокая удельная мощность (отношение максимальной мощности двигателя к его массе или рабочему объему);
- надежность и значительный ресурс в заданных условиях эксплуатации;
- технологичность в производстве и, следовательно, невысокая стоимость;
- простота и низкая стоимость технического обслуживания и ремонта.
В некоторых случаях могут предъявляться и другие, дополнительные требования (например, возможность использования двигателя в качестве тормоза-замедлителя, многотопливность и т.д.).
Эксплуатационно-технические характеристики и качество агрегатов и систем, обслуживающих двигатель, во многом определяют его надежность, экономичность и эффективность при различных режимах и условиях эксплуатации. Эти агрегаты и системы в любых климатических и дорожных условиях должны обеспечивать:
- получение от двигателя максимально возможной мощности;
- его экономичность;
- приемистость (быстрое увеличение частоты вращения основного вала под нагрузкой);
- надежную и эффективную очистку топлива и воздуха, поступающих в двигатель;
- поддержание оптимального теплового режима работы;
- надежную и эффективную смазку всех трущихся деталей двигателя;
- быстрый подогрев и пуск двигателя;
- выпуск отработавших газов с минимальными потерями мощности и уменьшение их токсичности;
- удобство эксплуатации и технического обслуживания.