Подготовка двигателей к пуску при низких температурах

Подготовка двигателей к пуску при низких температурах

Для пуска и начала работы карбюраторного двигателя необходимо обеспечить подачу в цилиндры обогащенной рабочей смеси, а для пуска дизельного двигателя — маловязкого, хорошо распыленного зимнего или арктического топлива.

Установлено, что при пуске температура воздуха в цилиндре двигателя должна быть не ниже +375° С, давление — не ниже 20 кГ/см2, а число пусковых оборотов коленчатого вала должно находиться в пределах: для двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЭ-238 порядка 100—120 об/мин, для двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 порядка 120-150 об/мин. Карбюраторные двигатели с батарейной системой зажигания пускаются и начинают работать при 40—60 об/мин коленчатого вала.

Надежность пуска двигателя зимой зависит от условий его остановки. Правильно, если двигатель останавливают после 5—8-минутной работы в режиме холостого хода (800—1200 об/мин), сливают жидкость из системы охлаждения и масло из системы смазки и снимают аккумуляторные батареи. При стоянке автомобиля (не свыше 10—12 ч) необходимо укрыть и утеплить двигатель.

Пуск холодного, т. е. без предварительного разогрева, двигателя допускается в крайних случаях при условии, если двигатель будет заправлен зимними или арктическими сортами масел, топлива и низкозамерзающими жидкостями и имеется оборудование для обеспечения начала работы за счет ввода в цилиндры специальных легковоспламеняющихся жидкостей.

При пуске холодного двигателя в начале его работы из-за отсутствия подачи смазки к поверхностям трения перемещающихся деталей происходит резкое увеличение коэффициента трения. Следствием этого являются большие пусковые износы, отрицательно влияющие на долговечность и надежность двигателя. Поэтому категорически запрещается после пуска давать большие обороты коленчатого вала.

Опытом эксплуатации установлено, что при пуске холодного двигателя после предварительного всестороннего его разогрева пусковые износы почти не наблюдаются. Применение соответствующих температурным условиям масел для двигателя, обладающего хорошими вязкостно-температурными характеристиками, обеспечивает хорошее качество пуска холодного двигателя.

Автомобильные масла АКЗп-6 и АКЗп-10 обладают требуемыми вязкостно-температурными качествами и обеспечивают пуск холодных двигателей зимой. Лучшим из них является масло АКЗп-6, обеспечивающее при температуре минус 37° С прокручивание коленчатого вала двигателя. При температуре окружающего воздуха ниже минус 25° С масло АКЗп-10 не обеспечивает прокручивание коленчатого вала без его разогрева или разжижения.

При разогреве и пуске холодных двигателей целесообразно применять загущенные масла для двигателей, сохраняющие требуемую текучесть при отрицательных температурах окружающего воздуха. Для обеспечения требуемых эксплуатационных качеств загущенные масла содержат присадки, обеспечивающие моющие, антикоррозмонные, антиакислительные и другие свойства. Исследования, проведенные в НИИ автоприборов, показали, что применение загущенных масел для двигателей позволяет значительно снизить момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала, чем обеспечивается понижение низкотемпературного предела холодного пуска двигателя.

Основные товарные сорта масел для дизельных двигателей Дп-8, Дп-11, МТ-16п и другие, кроме специального масла МТ-14п, не обладают низкотемпературными свойствами, и получение необходимой скорости прокручивания коленчатого вала требует предварительного разогрева или разжижения масла бензином.

При отсутствии зимних сортов масел для двигателей, а также при пуске двигателей при температурах окружающего воздуха ниже минус 35° С и невозможности произвести предпусковой разогрев масла допускается временное разжижение его бензином с низкой температурой испарения.

Практикой зимней эксплуатации установлено, что содержание бензина в масле в качестве разжижителя не должно превышать 15%, так как бензин снижает вязкость масла почти на 30% и на удаление его в процессе работы двигателя требуется значительное время — 35—50 мин.

В качестве временного разжижителя масла для двигателей могут применяться автомобильные бензины: АЗ-66 (зональный для северных районов) и А-74 как обладающие лучшими фракционными качествами

НИИАТом разработан простой способ разжижения масла. При первоначальной заправке в картер заливают разогретое до температуры не более +40° С летнее масло (85% от полного объема масляной системы), пускают двигатель на 5—6 мин, затем останавливают его и дают возможность маслу установиться в картере.

По уровню на маслоизмерительном стержне делают напильником вспомогательную метку, соответствующую заполнению системы смазки двигателя на 85%.

Затем через наливную горловину заливают бензин до верхней метки, вновь пускают двигатель, и дают ему поработать на малых оборотах 4—5 мин, чтобы разжиженное масло заполнило зазоры между трущимися деталями.

Если при проверке во время работы автомобиля окажется, что уровень масла стал ниже вспомогательной метки, то доливают неразжиженное масло. При уровне масла выше дополнительной метки в конце рабочей смены за 5—7 мин до остановки двигателя в его картер порциями по 150—200 г с интервалами в 1—2 мин заливают бензин. Это обеспечивает его хорошее перемешивание с маслом. До прогрева масла до 50—60° С с целью испарения из него бензина двигатель нагружать не следует, так как в противном случае могут разрушиться вкладыши подшипников и образоваться задиры на цилиндрах.

После 4—5-кратного разжижения проверяют вязкость масла. Если она снизилась и будет приближаться к вязкости, соответствующей 25% разжижения, то нужно доливать только свежее масло. Целесообразно при температурах окружающего воздуха до минус 20° С в горячее масло перед концом работы дизельного двигателя добавлять 5% бензина.

Кроме разжижения масел, системы смазки карбюраторных двигателей можно заправлять смесью, состоящей из 50% летнего масла АСп-9,5 или АК-Ю и 50% индустриального или веретенного масла.

Пуск холодного дизельного двигателя надежен при температуре воздуха не ниже минус 30° С, а карбюраторного двигателя до минус 50° С при применении пусковой жидкости. В этом случае предельная температура пуска определяется способностью аккумуляторной батареи обеспечивать минимальную пусковую скорость вращения коленчатого вала двигателя.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *