Преимущества и недостатки систем импульсного наддува и наддува при постоянном давлении
С ростом КПД турбокомпрессора и степени повышения давления в компрессоре растут преимущества наддува при постоянном давлении газов перед турбиной. Для двигателя он даёт следующие преимущества:
более простой и дешёвый выпускной коллектор;
- меньшая работа, затрачиваемая поршнем на выталкивание газов (импульс давления газов на выпуске быстро уменьшается, он не отражается от малого сечения соплового аппарата турбины), в результате — снижение расхода топлива при высоких средних эффективных давлениях;
- более равномерные параметры наддува по цилиндрам, а следовательно, более равномерная тепловая напряжённость.
Недостатки, которые система постоянного давления перед турбиной даёт двигателю, заключаются в следующем.
- Равенство между давлением наддува и противодавлением достигается при более высоких ре, чем при импульсном наддуве. В результате на малых нагрузках появляется обратный поток газов.
- Перепад давления во время продувки даже при полных нагрузках меньше, чем при импульсном наддуве. Поэтому при одинаковом перекрытии клапанов для одинакового качества продувки требуется больше воздуха, а соответственно — меньше подача воздуха в цилиндр. (Этот недостаток частично компенсируется повышенным КПД турбины, благодаря более равномерному подводу к ней газа).
- Двигатель обладает худшей приёмистостью, что определяется следующими причинами.
- Энергия газов на частичных нагрузках ниже из-за отсутствия импульсов давления.
- Заполнение газом выпускного коллектора большого объёма требует большего времени.
- При частичных нагрузках и низких частотах вращения увеличивается коэффициент остаточных газов из-за заброса газов из выпускного коллектора. В результате при данном давлении наддува снижается наполнение цилиндра воздухом, раньше наступает предел дымления, уменьшается избыток мощности, необходимый для разгона.
- Меньший расход воздуха приводит к снижению коэффициента избытка воздуха и повышенным температурам ОГ перед турбиной.
Самому турбокомпрессору принцип постоянного давления даёт только преимущества, а именно:
- Турбина имеет большую пропускную способность соплового аппарата, благодаря чему уменьшаются её размеры.
- Повышенная надёжность турбины, пониженная вероятность поломок лопаток (колебания лопаток тем меньше, чем меньше подводов газа имеет газоподводящий корпус турбины).
- Пониженные нагрузки на подшипники, возникающие из-за гироскопических моментов, возникающих при импульсном подводе газов.
- Повышенный КПД газовой турбины без импульсного или изменяющегося парциального подвода газа.
- Преимущества импульсного наддува для четырёхтактных двигателей неоспоримы при пусках, малых нагрузках и пониженных частотах вращения. На двухтактных двигателях на этих режимах используются вспомогательные устройства, компенсирующие недостаток воздуха, поэтому преимущества импульсного наддува пропадают. У крупных двухтактных судовых двигателей преимущества системы постоянного давления газов перед турбиной сказываются на более низких нагрузках и частотах вращения, чем у 4-тактных. Показатель приёмистости для крупных судовых дизелей менее значим, чем для автомобильных ДВС. Действительно, время разгона всей системы двигатель-винт-корпус судна существенно превышает время разгона самого двигателя. Т. е. для разгона судна более существенную роль играет полная мощность двигателя, чем время достижения этой мощности.
Добавить комментарий