Консистентные смазки. Солидолы

Консистентные смазки применяют в узлах, где жидкое масло вытекает и где возможно попадание на трущиеся поверхности грязи и пыли. Ими смазывают также шариковые и роликовые подшипники (узлы и детали двигателя, органов управления, силовой передачи и ходовой части автомобиля).

Для смазки автомобиля используют консистентные смазки — солидолы различных сортов и марок.

Солидолы состоят из минерального масла, загущенного натриевыми или кальциевыми солями жирных кислот (мылами). Содержание минерального масла в солидолах достигает 80—85% и обеспечивает хорошие смазочные качества их, а загуститель создает способность смазки удерживаться на поверхности трения. Для загущения минерального масла при производстве солидолов применяют кальциевые соли жирных кислот, получаемые из растительных жиров или искусственным (синтетическим) способом. В зависимости от рода используемых жиров солидолы называются жировыми или синтетическими. Солидолы, изготовленные с канифолевыми загустителями, называются эмульсионными.

Некоторые узлы автомобиля смазывают консистентными смазками, при производстве которых загустителями служат натровые соли жирных кислот или смесь кальциевых и натровых солей жирных кислот. К первым относится консталин, а ко вторым — смазка № 1-13.

Смазку рессорных листов и тросов производят графитной смазкой, состоящей из солидола и 10—12% молотого графита.

Консистентные смазки должны обладать хорошей смазывающей способностью при высоких нагрузках на трущиеся поверхности, не расслаиваться, иметь высокую температуру каплепадения и не вызывать коррозии. Этим требованиям удовлетворяют жировые солидолы марок Л, М и Т, пресс-солидол, консталин и смазка № 1-13.

Таблица. Жировой и эмульсионный солидолы

Физико-химические свойства Солидолы жировые, ГОСТ 1033-41 Солидолы эмульсионные, ТУ 105-43
Л М Т Пресс-солидол Л Т
Содержание мыла в %, не менее 1 14 18 9
Температура каплепадения в °С, не ниже 70 80 90 75 90 90
Содержание свободных щелочей в %, не более 0,2 0,2 0,3 0,1
Количество механических примесей в %, не более 0,6 0,6 0,6 0,4

Таблица. Смазка № 1-13, графитная мазь и консталин

Физико-химические свойства Смазка №1-13 (ГОСТ 1631-42) Графитная смазка (СТ2-4649) Консталин (ГОСТ 1957-43)
Цвет Черный От светложелтого до темно-коричневого
Температура каплепадения в °С, не более 120 75 130
Содержание воды в %, не более 0,75 2 0,5
Содержание золы в не более 4
Содержание свободных щелочей 0,2 0,2
Содержание свободных кислот Отсутствует
Вязкость минерального масла, входящего в смазку, при 50 °С 3,5-4,0 10-12 Не менее 2,0
Содержание мыла в %, не менее 23

Синтетические и эмульсионные солидолы являются заменителями жировых солидолов. Синтетические солидолы выпускаются трех марок: УС-c1, УС-с2 и УС-с3.

Таблица. Синтетические солидолы

Физико-химические свойства Солидолы
УС-с1 УС-с2 УС-с3
Температура каплепадения в °С, не ниже 75 75 80
Испытание на коррозию металлических пластинок Выдерживает
Содержание свободных щелочей в %, не более 0,1 0,2 0,2
Содержание механических примесей в % не более 0,3 0,3 0,3
Содержание воды в %, не более 4 4 4

Солидол марки УС-c1 может служить заменителем жирового пресс-солидола при подаче к смазываемым местам под давлением шприцами при температуре окружающего воздуха ниже +5°.

Синтетический солидол марки УС-с2 можно употреблять в качестве заменителя для смазки подшипников ступиц колес и карданных сочленений, а марки УС-с3 — в качестве заменителя жирового солидола марки Л.

Эмульсионные солидолы выпускают двух марок — Л и Т, которые могут быть использованы как заменители жировых солидолов: эмульсионный солидол марки Л — вместо жирового солидола марки Л, а эмульсионный Т — вместо жирового пресс-солидола.

Эмульсионные солидолы — неполноценные заменители жировых солидолов, а поэтому их рекомендуется применять только в крайних случаях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Уход за системой смазки

В процессе работы двигателя необходимо поддерживать нормальный уровень масла в картере. Уровень масла следует проверять перед запуском двигателя после длительной стоянки, а также при осмотрах автомобиля в пути. Уровень масла в картере должен находиться около верхней метки маслоизмерительного стер...

50 км без масла в двигателе. Последствия

Что происходит с двигателем при работе без масла? Многие задаются этим вопросом. На него мы ответим в этом видео. 50 км без масла в двигателе автомобиля Вольво.

Подготовка системы смазки двигателя к зиме

Под воздействием температурных и нагрузочных режимов, особенно при применении несоответствующих сортов масел, в картерах и на деталях двигателей появляются смолоотложения в смеси с механическими примесями; особенно это проявляется у дизелей. В зависимости от степени загрязненности могут быть испо...

Системы отделения масла от картерных газов. Маслоотделители

В зависимости от конструкции двигателя утечка газов из одного цилиндра двигателя в пространство картера составляет от 10 до 30 л/мин. В зоне работы маслосъемных колец, вследствие высоких скоростей перемещения поршня, картерные газы обогащаются частицами масла размером от 0,1 до 2 мкм. Кроме того, об...

Общее устройство системы смазки

Трущиеся поверхности деталей двигателя могут смазываться самотеком, разбрызгиванием и под давлением. Во всех современных двигателях применяется комбинированная система смазки, при которой часть деталей смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием и самотеком. Рис. Схема системы смазки д...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶