Изменения физических свойств масла при низких температурах

Время на прочтение: 3 минут(ы)

С понижением температуры вязкость масел для двигателей и трансмиссионных масел повышается, что ухудшает их текучесть и прокачиваем ость. В результате количество прокачиваемого масла уменьшается, резко снижаются смазывающие качества, приводящие к появлению полусухого и сухого трения. При охлаждении масел для двигателей до —30° С и ниже из-за резко возрастающей вязкости зачастую невозможно без подогрева пустить двигатель.

Зависимость вязкости масел для двигателей от температуры

Рис. Зависимость вязкости масел для двигателей от температуры: 1 — МК-22; 2 — АК-Ю; 3 — АС-5; 4 — АКЗп-6

При понижении температуры масла МТ-Шп от +50 до 0°С вязкость его увеличивается в 49 раз, а от +50 до —20°С — почти в 775 раз.

Зависимость скорости вращения коленчатого вала

Рис. Зависимость скорости вращения коленчатого вала (при работе стартера) от температуры масла в картере двигателя

С повышением вязкости масла при пуске двигателя, особенно дизельного, за счет трения в подшипниках и между поршнем и цилиндром увеличивается сопротивление прокручивания коленчатого вала, вследствие чего снижается скорость его вращения (пусковые обороты), вызывая этим уменьшение наполнения цилиндров, давления и температуры воздуха в цилиндрах в конце такта сжатия. Потери воздуха из цилиндров двигателя ЯАЗ-204 при скорости вращения коленчатого вала 50—70 об/мин составляют 5—17% от общего количества, поступившего в цилиндры.

Зависимость момента сопротивления и скорости вращения коленчатого вала двигателя ГАЗ-51 от вязкости масла приведена на рисунке:

Зависимость момента сопротивления

Рис. Зависимость момента сопротивления 1 и скорости 2 вращения коленчатого вала двигателя от динамической вязкости масла

Увеличение вязкости снижает прокачиваемость масла в системе смазки. При динамической вязкости масла более 100 пз масляный насос при пуске двигателя не обеспечивает подачу необходимого количества масла для смазки его деталей. Установленная закономерность между скоростью вращения вала насоса и его производительностью с увеличением вязкости масла нарушается.

При значительной вязкости масла для двигателей может произойти прекращение подачи его насосом, так как загустевшее масло из-за возросшего противодавления будет возвращаться в картер двигателя через перепускной клапан системы смазки.

Применяемые для двигателей масла имеют вязкость 100 пз при следующих температурах:

  • АК-6 — минус 4—6°С;
  • АК-Ю — минус 3—5° С;
  • АКЗп-6 — минус 26—28° С;
  • АКЗп-10 —минус 20—22° С.

Рекомендуемое для зимнего периода моторное дизельное масло Дп-8 (ГОСТ 5304—54) содержит присадку, снижающую количество нагарообразования на деталях, уменьшающую коррозию и износы основных деталей двигателя. Кроме этого, указанное масло содержит 0,5% депрессатора, понижающего температуру его застывания, что обеспечивает при температуре окружающего воздуха минус 10—15° С уверенный пуск холодного (без предварительного разогрева) двигателя.

Для применения в дизельных автотракторных двигателях, работающих в условиях низких температур, выпущено масло М8Б-С. Высокая вязкость трансмиссионных масел при низких температурах ведет к значительной потере мощности и снижению к. п. д. механизмов трансмиссии. На рисунке приведены зависимости тяговых усилий, необходимый: для движения автомобиля, от сорта и температуры трансмиссионного масла.

Зависимость тягового усилия

Рис. Зависимость тягового усилия, необходимого для движения автомобиля ГАЗ-63, от марки и температуры масла в трансмиссии:
1 — масло трансмиссионное автотракторное А; 2 — масло трансмиссионное автотракторное 3; 3 — смесь 82% масла трансмиссионного автотракторного 3 и 18% дизельного топлива ДЗ

При движении автомобиля, в картеры механизмов трансмиссии которого заправлено трансмиссионное масло, при температуре окружающего воздуха +12° С к. п. д. трансмиссии составляет только 0,8. При температурах ниже минус 20—25° С сопротивление масла вращению шестерен в момент трогания автомобиля настолько возрастает, что может привести к поломкам деталей механизмов трансмиссии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *