Минеральные масла и их свойства. Моторные и трансмиссионные

Минеральные масла и их свойства. Моторные и трансмиссионные

Минеральные масла добывают из нефти, которая представляет собой горючую жидкость темно-коричневого или темно-зеленого цвета. Нефть залегает в земле, иногда на глубине 4000—5000 м, и добывается через скважины, получаемые путем бурения пластов земли специальными буровыми машинами. Из скважины нефть направляют в заранее приготовленные приемные хранилища, где она отстаивается от воды и загрязнений и поступает на нефтезаводы для переработки. При переработке нефть прокачивают через трубчатые змеевики из стальных труб, где она нагревается до температуры 350°. Нагретая нефть поступает в высокий (до 10—12 м) цилиндрический резервуар. В нем отделяются нефтяные пары, которые направляются в специальную колонку. В колонке пары нефти, поднимаясь кверху, охлаждаются и превращаются вновь в жидкость (конденсируются). Первым в жидкое состояние переходят соляровое масло, затем газойль, керосин, лигроин и, наконец, бензин, которые по очереди выпускаются из колонки.

Неиспарившийся тяжелый остаток — мазут при второй перегонке выделяет маслянистые фракции, которые при дальнейшей обработке и очистке превращаются в минеральные дистиллатные масла, применяемые для заливки в картеры автомобильных двигателей. Неиспарившийся при второй перегонке мазута остаток называется полугудроном или гудроном. Из гудрона и полугудрона получаются остаточные масла, предназначенные в основном для смазки механизмов силовой передачи, автомобиля. Для получения масел соответствующих качеств к маслам, полученным из нефти, делаются различные присадки сернистых, фосфористых, хлористых и других соединений. Этим повышают вязкость, понижают температуру застывания, улучшают антикоррозионные свойства и уменьшают нагарообразование.

В таблицах ниже приводятся физико-химические свойства масел, применяемых для смазки автомобилей.

Таблица. Масла для смазки карбюраторных двигателей.

Наименование Марка Характе-ристика Назначение Физико-химические свойства
Кинема-тическая вязкость в санти-стоксах при 100 °С, не менее Темпе-ратура вспышки в С°, не менее Темпе-ратура засты-вания в С°, не боле Золь-ность в %, не более Коксу-емость в %, не более
ГОСТ 1862-51 АК-10 (автол 10) Дистиллатное масло серно-кислотной очистки Для смазки летом, в южных районах, а для более изношенных двигателей — и в средней полосе 10 200 -25 0,02 0,4
ГОСТ 1862-51 АКЗп-6, То же Для смазки зимой, а в средней полосе СССР—зимой и летом 6 170 —40 0,01 0,15
АКЗп-10 10 170 —40 0,01 0,15
ГОСТ 5239-51 АС-5 Дистиллатное масло селективной очистки Для смазки в средней полосе СССР зимой, а для малои-зношенных двигателей также и летом 6 180 —35 0,012 0,15
ГОСТ 3329-47 Автомобильное специальное зимнее Смесь дистиллатных масел серно-кислотной очистки: машинного СУ с веретенным АУ с присадкой НАКС Для двигателей, автомобилей ЗИС-110 и ЗИМ зимой, весной и осенью Не более 4—15 165 —25 0,2 0,5
То же То же летнее Дистиллатное масло серно-кислотной очистки машинное СУ с присадкой НАКС То же, летом Не более 6—8 200 —20 0,2 0,8

* Первая буква — А — обозначает назначение масла — автомобильное; вторая буква указывает способ очистки масла: К — сернокислотной очистки и С — селективной очистки. Буква 3 означает «загущенное», т. е. что это масло изготовляется с добавлением специального загустителя. Буква п указывает, что масло содержит специальную присадку; цифра после букв показывает кинематическую вязкость в сантистоксах (сст).

Таблица. Масла для двигателей с воспламенением от сжатия

Наименование Марка Характеристика Назначение Физико-химические свойства
Вязкость условная при 50° Золь-ность Температура в С°
засты-вания, не выше вспы-шки, не ниже
Дизельное, ГОСТ 1600-46 Компаундированное (на базе авиационного масла) или дистиллатное масло сернокислотно-контактной очистки Для быстроходных двигателей с баббитовыми подшипниками 10,4 0,005 -10 210
Дизельное с присадкой, ГОСТ 5304-50 З Машинное масло СУ с присадкой АЗНИИ-4 Для быстроходных двигателей с легко корроди-рующими подшипниками из цветных материалов и их сплавов 0,035 -20 200
Л Смесь авиационного масла МК-22 с машинным СУ или веретенным АУ То же, летом 0,35 -15 190

Таблица. Трансмиссионные масла

Наименование Применение Характеристика Назначение Основные физико-химические свойства
Вязкость условная при 100 С° Темпе-ратура засты-вания в С°, не выше Содер-жание механи-ческих примесей в %, не более
Нигрол ГОСТ 542-49 Зимой Неочищенный остаточный нефтепродукт Для коробки передач и трансмиссий автомобилей, зимой, весной и осенью 3-3,5 -20 0,05
Для гипоипных передач, специальное, ГОСТ 4003-48 Летом То же То же, летом 4-4,5 —5 0,05
Зимой Остаток при селективной очистке авиационных масел с добавкой серы Для гипоидных передач автомобилей 2-3,5 —15 0,025
Для коробок передач и рулевого управления, специальное, ГОСТ 4002-48 Летом То же То же, летом 3—4,5 -15 0,025
Зимой То же с добавкой серы на жировой основе Для коробки передач и рулевого управления автомобилей ЗИ С-110, зимой, весной и осенью 2-3,5 -15 0,025
Трансмиссионное автомобильное ГОСТ 3781-47 Летом То же То же, летом 3—4,5 —5 0,025
Остаток при селективной очистке авиационных масел и вапора Для коробки передач, рулевого управления и картера заднего моста, летом 3—8 -5 0,025

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *