Оборудование и инструменты для крепежных работ

Для выполнения крепежных, регулировочных и сборочно-разборочных работ при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей применяют различные слесарные инструменты, приспособления, прессы и другое оборудование.

Наибольшее употребление при этих работах имеют ручные инструменты — открытые, накидные и торцовые гаечные ключи.

Открытые гаечные ключи — двусторонние — имеют открытый зев.

Более прочными и безопасными в работе являются накидные гаечные ключи. Их изготовляют двусторонними, шести- и двенадцатигранными.

Для крепежных работ в труднодоступных местах используют торцовые гаечные ключи. Эти ключи представляют собой сменные шести- или двенадцатиграшиле цилиндрические головки, которые соединяются с Г-образной шарнирной рукояткой, трещоткой, воротником, удлинителем, динамометрической рукояткой и т.д.

Применение ключей с рукоятками коловоротного типа, трещотками и т.п. сокращает время на завертывание или отвертывание болтов в 2 и более раз.

Динамометрическая рукоятка применяется совместно с торцовой гаечной головкой для затягивания болтов (например, болтов и гаек головки цилиндров, картеров и др.) с приложением определенного момента, исключающего деформацию соединяемых деталей и срыв резьбы, что повышает срок службы и надежность резьбового соединения.

Динамометическая рукоятка

Рис. Динамометическая рукоятка

Торцовая гаечная головка соединяется с квадратом головки 1 динамометрической рукоятки. При затяжке болта или гайки стержень 3 от усилия, прилагаемого к ручке 5, изгибается в пределах упругой деформации. Стрелка 2 при этом, вращаясь вместе с головкой 1, остается в прежнем положении и показывает по шкале 4 момент затяжки. Цена деления шкалы 0.5 кГм, наибольший крутящий момент, передаваемый рукояткой 14 кГм.

В целях механизации отвертывания и завертывания гаек, крепящих диски колес и стремянок рессор грузовых автомобилей, применяют электромеханические и пневматические гайковерты. Гайковерты делают ручными и передвижными — на тележках, перекатываемых на катках по полу помещения или на роликах, передвигаемых по направляющим в осмотровых канавах у боковой стенки.

Электромеханический гайковерт для гаек колес автомобиля показан на рисунке. Механизм гайковерта смонтирован на тележке с двумя катками 2, позволяющими легко перемещать его по полу гаража, и снабжен упором 1, являющимся третьей опорой тележки, установленной в рабочее положение. Механизм гайковерта состоит из вала 3 с гаечным ключом 4 и рукояткой 11, которая служит для перемещения вала от руки при установке ключа на гайку колеса. Для центрирования ключа с гайкой вал 3 вместе с механизмом гайковерта может перемещаться в вертикальном направлении при вращении маховичка 5. Маховичок укреплен на тяговом винте, установленном в стойке 6, внутри которой имеется гайка, связанная с основанием механизма.

Для передвижения и удержания гайковерта в рабочем положении служит рукоятка 7, на которой укреплена ручка 8 выключения сцепления механизма гайковерта.

Электромеханический гайковерт для гаек колес автомобилей

Рис. Электромеханический гайковерт для гаек колес автомобилей

Вращение рабочему валу 9 передается от шкива 1 электродвигателя 10 через ременную клиновидную передачу 2 на маховик 3, вал 5 которого может соединяться с ведомым валом 9 посредством однокулачковой муфты 7 сцепления, перемещающейся на шлицах. Вилка 6 служит для выключения муфты 7 при помощи рукоятки 4, а пружина 8 — для включения.

Электродвигатель гайковерта включают в электрическую сеть штепсельной вилкой 10 и управляют переключателем 9.

Схема механизма гайковерта для гаек колес

Рис. Схема механизма гайковерта для гаек колес

Принцип работы гайковерта основан на использовании живой силы (или ударного действия) вращающейся массы маховика, передаваемой на рабочий вал в момент включения муфты. При первом ударе маховика момент затяжки равен 85—40 кГм, и с каждым последующим включением момент увеличивается па 5 — 7 кГм.

Аналогичный электромеханический гайковерт применяется для гаек стремянок рессор. От рассмотренного ранее он отличается наличием рычажного механизма гайковерта при установке на требуемую высоту головки с ключом. Максимальный крутящий момент, развиваемый гайковертом, 80 кГм.

Канавный электромеханический гайковерт показан на рисунке. Механизм гайковерта может перемещаться в горизонтальной плоскости, вращаясь на оси 5, укрепленной на кронштейнах 3 к подвижной тележке 4. Вертикальный подъем механизма гайковерта 2 в рабочее положение осуществляется гидравлическим подъемником через параллелограмные рычаги 6. Гидравлический подъемник приводится в действие от масляного насоса 8 плунжерного типа посредством ножной педали 9. Ключ 1 подводят к гайке стремянки ручным рычагом 7. Мощность электродвигателя 1 кВт. Регулируемый момент затяжки от 15 до 70 кГм при 14 об/мин ключа.

Канавный электромеханический гайковерт

Рис. Канавный электромеханический гайковерт

По условиям безопасности ручные ключи должны иметь исправные грани и соответствовать размеру гаек и болтов. Не допускается применение прокладок между зевом ключа и гранями гаек, а также удлинителей (в виде газовых труб и т. п.) для увеличения плеча гаечного ключа, так как это ведет к срыву резьбы и ранению рук рабочего.

При работе с электромеханическими гайковертами необходимо следить за исправностью изоляции провода. Запрещается держаться за накатанный конец вала при вращении.

Применение электромеханического гайковерта при монтаже и демонтаже колес амтомобиля сокращает трудоемкость работ примерно в 3 раза, увеличивая соответственно и производительность труда рабочего.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Резьбовой крепеж В автомобилях для крепления отдельных узлов и деталей в качестве крепежных элементов используются: винты болты шпильки гайки ВИНТЫ Винтами называются резьбовые крепежные изделия с головкой, предназначенной для закручивания с помощью отверток. Болтами называются резьбовые крепежные ...
Устройства для шиномонтажных работ и демонтажа колес и шин В зонах ТО и TP для отвертывания и завертывания гаек крепления колес грузовых автомобилей и автобусов обычно используют гайковерты. Гайковерт состоит из тележки, на которой находятся электродвигатель, торцовый ключ с набором сменных торцовых головок и механизмы управления. Подъем и опускание гайкове...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()