Осмотровые канавы

Наиболее распространенным оборудованием рабочего поста для технического обслуживания автомобилей являются осмотровые канавы.

По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее различают канавы:

  • тупиковые
  • прямоточные

 Узкие межколейные изолированные канавы

Рис. Узкие межколейные изолированные канавы:
а — тупиковая; б — прямоточная

В первом случае автомобиль въезжает на канаву передним ходом, а съезжает задним. Во втором случае автомобиль проезжает над канавой передним ходом.

По ширине канавы делят на:

  • узкие
  • широкие

Ширина узких канав меньше расстояния между внутренними боковыми поверхностями шин автомобиля, широких — больше расстояния между наружными боковыми поверхностями шин.

Узкие канавы могут быть расположены посередине между колесами автомобиля — межколейные канавы или по обе стороны от него — боковые.

Межколейные узкие канавы выполняют либо изолированными, т. е. не имеющими сообщения между собой, либо траншейными.

Узкие межколейные изолированные канавы наиболее просты по устройству и наименее удобны для работы. Такие канавы встречаются в мелких автохозяйствах.

Узкая траншейная межколенная канава

Рис. Узкая траншейная межколенная канава:
а — тупикового типа; б — прямоточного типа

Узкие межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько канав по их торцам. Соединительная траншея служит для удобства сообщения канав с помещением и между собой. У тупиковых канав траншею делают открытой. Прямоточные канавы имеют закрытую сверху траншею, используемую только как коридор для прохода. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при установке в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи 1,2—1,6 м, закрытой не менее 1,9 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи.

Вдоль открытой траншеи устраивают перила высотой не менее 0,9 м. Д л я входа и выхода из траншей делают не менее одной лестницы на каждые пять канав. Кроме того, в стенах канав предусматривают скобы для запасного выхода.

Канаву окаймляют внутренней железобетонной или стальной ребордой, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (отбоем) для выравнивания колес. В тех случаях когда колея передних колес по размеру близка к колее наружных задних колес (например, у легковых автомобилей или автобусов), можно устраивать канавы с наружной ребордой.

Иногда в автохозяйствах применяют безребордные канавы, однако они не отвечают требованиям техники безопасности. Для удобства работы спереди автомобиля канава со стороны примыкания ее к открытой траншее перекрывается деревянным настилом. Крайнее положение автомобиля на канаве со стороны траншеи фиксируется упорами а.

Габаритные размеры межколейных канав определяются типом обслуживаемых автомобилей. Рабочую длину канавы принимают равной не менее суммы длин переднего свеса и базы автомобиля, увеличенной иа 0,8—1,0 м. Длина канавы с открытой траншеей должна быть увеличена иа 0,6—0,7 м со стороны примыкания к траншее.

Ширина узкой канавы в зависимости от конструкции реборд может быть равна 0,9—1,0 м. Глубина канавы зависит от величины дорожного просвета автомобиля и колеблется в пределах 1,2—1,4 м от уровня пола помещения. Пол канавы делают с уклоном 1 — 2 % в сторону траншеи для стекания воды, масла и топлива. Стены облицовывают плиткой.

Преимуществами межколейных узких канав являются:

  • простота устройства — возможность одновременных работ снизу, сбоку и сверху автомобиля
  • относительная универсальность типов обслуживаемых автомобилей
  • наименьшая стоимость по сравнению с канавами других типов
  • минимальные требования к высоте помещения
  • простота и возможность их устройства средствами автохозяйства

К недостаткам канав этого типа следует отнести стесненные условия работы под автомобилем (одновременно могут работать не более 3 — 4 чел.), невозможность одновременного вывешивания колес без дополнительных подъемных приспособлений, неудобство работ с нижними наружными частями автомобиля (колеса, ступицы, тормоза) и неудовлетворительное естественное освещение нижней части автомобиля. На рисунке показана канава узкого типа (несколько увеличенная по ширине), оборудованная тележками с подъемными устройствами.

Узкая канава с механизированным вывешиванием колес автомобиля

Рис. Узкая канава с механизированным вывешиванием колес автомобиля

Тележки 1, перемещающиеся по швеллерам 3, при заезде автомобиля устанавливаются в передней части канавы. Домкраты 2 задней тележки, предназначенной для вывешивания заднего моста, в этом случае находятся в опущенном состоянии. Домкраты 2 передней тележки установлены на такую высоту, чтобы при въезде передних колес автомобиля на трамплин 6 передняя ось могла зацепить за выступы опорных подушек (подхватов) и увлечь их за собой.

При скатывании передних колес с трамплина передняя ось опускается на опорные подушки и передние колеса автомобиля оказываются вывешенными. При дальнейшем движении автомобиля передний мост с вывешенными колесами перемешается на тележке, а задние колеса двигаются, опираясь на пол, до тех пор, пока передняя тележка не подойдет к ограничителям направляющих. Для правильной установки автомобиля на канаве на трамплинах предусмотрены короткие металлические реборды 5.

Тележка для вывешивания передней оси автомобиля на осмотровой канаве

Рис. Тележка для вывешивания передней оси автомобиля на осмотровой канаве:
1 — направляющая канавы; 2 — катки; 3 — боковина рамы; 4 — шариковый подшипник; 5 — домкрат с рукояткой; 6 — рама; 7 — регулировочная шайба; 8 — подхват (размер, указанный в скобках, относится к тележке для осмотровой канавы шириной 1 100 мм)

Задние колеса в случае необходимости вывешивают гидравлическими домкратами задней тележки, приводимыми в действие электронасосной установкой 4 или вручную домкратами дорожного типа. На рисунке представлена тележка ГАРО для вывешивания автомобиля под оси (для канав шириной 1400 и 1100 мм).

Недостатком такой канавы является ограниченная универсальность.

Узкая боковая канава прямоточного типа

Рис. Узкая боковая канава прямоточного типа:
1 — труба для отвода сточной воды в канализацию; 2 — направляющая реборда: 3 — металлическая решетка

Узкая боковая прямоточная канава представляет собой две прямоугольные узкие канавы, сделанные в полу помещения и расположенные параллельно по боковым сторонам обслуживаемого автомобиля. Канавы этого типа ограничивают возможность выполнения работ непосредственно под автомобилем и применяются чаще всего для мойки автомобилей.

Широкая канава с колейным мостиком

Рис. Широкая канава с колейным мостиком

Широкая канава с колейным мостиком представляет собой прямоугольную яму, сделанную в полу помещения, шириной, превышающей габаритную ширину автомобиля, с двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля.

Недостатком канавы с колейным мостиком является ее недостаточная универсальность, так как расстояние между мостиками равно ширине колеи обслуживаемого автомобиля, а мостики для удобства работы делают узкими.

Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля

Рис. Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля

Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля имеет ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля.

Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек 1, катящихся по рельсовому пути 2, проложенному посередине канавы. Колеса вывешиваются автоматически во время въезда автомобиля на канаву, для чего рельсы 3, выходящие за пределы канавы со стороны въезда, опущены под некоторым уклоном ниже уровня пола. Пол 4 перед канавой по обеим сторонам углубления для рельсов делают с уклоном, обращенным в сторону канавы.

Перед въездом автомобиля тележки 1 устанавливают на рельсах в углублении впереди канавы. Ширина канавы 2,6 м, расстояние между рельсами 0,8 м.

Для работ с боков автомобиля предусматриваются съемные трапы (мостики), перекрывающие пространство между рельсами и продольными стенками канавы.

Преимуществом канав этого типа является удобство работы под автомобилем, возможность производить работы с колесами без дополнительных вывешивающих устройств (домкратов), проверять трансмиссию и задний мост при работающем двигателе и включенной коробке передач и другие работы, а также возможность увеличения числа одновременно работающих людей.

К недостаткам канавы относятся:

  • сложность въезда на нее
  • неудобство работы сбоку автомобиля на уровне пола помещения (для чего требуется наличие специальных мостиков)
  • большая относительная площадь пола помещения
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Устройство автомобильных лебедок Автомобили ГАЗ-63А снабжены лебедкой с тяговым усилием 3500 кг, автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151А — стяговым усилием до 4500—5000 кг и выдачей троса вперед. Лебедка этих автомобилей устанавливается перед радиатором на специальных кронштейнах — удлинителях лонжеронов, которые закрепляются болта...
Организация рабочего места слесаря Рабочее место слесаря - это часть производственной площади цеха или мастерской с оборудованием, приспособлениями, инструментом и материалами, необходимыми для выполнения определенного производственного задания. Для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, необходимо уделять особое ...
Рабочее оборудование автомобилей Буксирное устройство На передних концах продольных балок рамы грузовых автомобилей устанавливают крюки для буксировки неисправного автомобиля. Для соединения автомобиля с прицепом в задней поперечине рамы, усиленной раскосами, располагают буксирное устройство. Лебедка, устанавливаемая на полнопр...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()