Классификация колес и шин

Обычно автомобильное колесо состоит из шины, обода, ступицы.

Классификация колес производится в зависимости от их назначения и конструкции:

по назначению:

  • ведущие
  • ведомые
  • управляемые

по конструкции:

  • дисковые
  • бездисковые (со спицевыми или барабанными ступицами)

Классификация шин производится по следующим основным параметрам:

по способу герметизации:

  • камерные
  • бескамерные

по форме профиля:

  • обычного — Н/В = 1,0…0,9
  • широкопрофильные (низкопрофильные) — Н/В = 0,6…0,8
  • арочные — Н/В = 0,4…0,5
  • пневмокатки — Н/В = 0,25…0,4

по возможности изменения внутреннего давления:

  • с нерегулируемым давлением
  • с регулируемым давлением

по конструкции каркаса:

  • с диагональными нитями
  • с радиальными нитями

Основные требования к колесам следующие:

  • полное соответствие применяемой шине по размерам, жесткости и конструкции обода;
  • надежное крепление к ступице, обеспечивающее легкость монтажа и демонтажа колеса;
  • высокие прочность, долговечность и коррозионная стойкость;
  • минимальные биение и дисбаланс.

Основные требования к шинам следующие:

  • хорошее сцепление с дорогой;
  • малое сопротивление качению;
  • соответствие упругих свойств параметрам автомобиля и условиям движения;
  • низкий уровень шума при движении автомобиля;
  • высокие прочность и долговечность;
  • малое давление на грунт (для автомобилей повышенной и высокой проходимости).

Кроме того, к автомобильным шинам и колесам, как и к остальным механизмам и системам автомобиля, предъявляют также общие требования:

  • обеспечение минимальной массы (масса колеса легкового автомобиля из стального листа составляет около 6,5 кг, литое алюминиевое колесо на 1 кг легче, а штампованное — на 1,5 кг)
  • высокая надежность
  • минимальное обслуживание
  • технологичность

Рассмотрим, какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение требований к шинам.

Хорошее сцепление с дорогой обеспечивается в основном подбором состава резины в шине, оптимальным для данных условий эксплуатации рисунком протектора, поддержанием требуемого давления в шине. Однако увеличение коэффициента сцепления шины с дорогой за счет изменения состава резины в некоторых случаях может привести к значительному сокращению срока службы шины из-за ее быстрого износа.

Малое сопротивление качению обеспечивается в основном теми же мероприятиями, что и хорошее сцепление с дорогой, но уменьшение сопротивления качению может в некоторых случаях сопровождаться уменьшением коэффициента сцепления шины с дорогой.

Высокие прочность и долговечность включают в себя и требования безопасности, а именно:

  • исключение разрыва шины от повышения давления свыше заданного (обычно гарантируется сохранение прочности при повышении давления в шинах легковых автомобилей на 0,2 МПа) — обеспечивается в основном конструкцией каркаса шины;
  • исключение разрыва шины от центробежных сил, возникающих при высоких скоростях движения — обеспечивается в основном конструкцией каркаса шины; при этом на шинах проставляется маркировка, соответствующая максимальной скорости, при которой может применяться данная шина;
  • надежность герметичного и прочного прилегания бортов шины к бортам обода — обеспечивается в основном высоким качеством изготовления обода и отсутствием на нем дефектов, возникающих в процессе эксплуатации;
  • замедление или предотвращение резкого падения давления при проколе шины — наиболее безопасна бескамерная шина, так как герметизирующий слой заполняет прокол, для легковых автомобилей некоторые фирмы предлагают шины с внутренней торовой вставкой, опираясь на которую при полном падении давления в шине автомобиль может проехать несколько десятков километров.

Малое давление на грунт обеспечивается увеличением поверхности контакта за счет увеличения ширины, диаметра шины и снижения в ней давления.

Последнее наиболее эффективно и применяется в виде системы регулирования давления в шинах.

Остальные свойства обеспечиваются в основном подбором состава резины в шине.

Автомобильное колесо выполняет многообразные функции:

  • это опора, через которую передается вес автомобиля на дорогу
  • это движитель, который, взаимодействуя с дорогой, передает тяговую и тормозную силы, противодействует боковым силам, обеспечивает изменение направления движения.

Автомобильные шины обладают значительной эластичностью, и их деформации в радиальном, продольном и поперечном направлениях оказывают значительное влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.

Автомобильные шины выпускаются в России в соответствии со стандартами и подразделяются на легковые, грузовые (включая прицепы, полуприцепы и автобусы); с регулируемым давлением: для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

Шины изготавливают с различными рисунками протектора:

  • дорожным (Д)
  • универсальным (У)
  • повышенной проходимости (ПП)
  • зимним (З)
  • карьерным (Кар)

Шины выпускаются в обычном, тропическом и северном исполнении.

Схема колес

Рис. Схема колес:
а — велосипеда; б — мотоцикла; г — легконого автомобиля

Максимальная нагрузка на шину определяется в основном объемом и давлением воздуха, находящегося в шине, а также числом слоев корда. На рисунке показаны при гсв = 0,3 м приблизительные соотношения размеров В и гсв (b = B/гсв) шин велосипеда (b = 0,1), мотоцикла (b = 0,3), легкового автомобиля (b = 0,5). В стандартах указаны основные параметры автомобильных шин, в том числе максимальная допустимая нагрузка и давление, соответствующее этой нагрузке, а также максимальная допустимая скорость автомобиля с этими шинами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 голосов, средний: 4,00 из 5)

Регулировка схождения колес

Перед регулировкой схождения передних колес требуется тщательно выполнить все регулировочные операции. Должно быть проверено крепление: рычага рулевой трапеции к поворотной стойке; конусов пальцев шаровых шарниров рулевых тяг; сошки и маятникового рычага. Зазоры в шарнирных соединениях...

Обслуживание колес

Колеса являются основной частью системы, состоящей из подвески, рулевого управления и колес. Безаварийная работа и долговечность колес зависят не только от загрузки автомобиля, качества протектора, скорости и стиля езды, но и в равной мере, от технического состояния подвески и рулевого управления и ...

Хранение шин и резиновых материалов

Шины хранят в специальных складах, желательно в подвальных или полуподвальных помещениях, где должна поддерживаться температура в пределах минус 10 — плюс 20° С, а относительная влажность — 50—60%. Помещения для хранения шин должны быть защищены от дневного света и непосредственного попадания сол...

Жесткостные характеристики шины

Радиальная жесткость При эксплуатации шина постоянно находится под действием радиальной нагрузки, причем для каждого размера шин существует максимально допустимая величина этой нагрузки. Под действием радиальной нагрузки шина деформируется. Величина деформации (прогиб) зависит от внутреннего давлен...

Проверка и регулировка углов установки колес (УУК)

Техническое состояние ходовой части автомобиля во многом предопределяется правильной установкой углов управляемых колес. Углы управляемых колес выполняют определенные функции при движении автомобиля. Для того чтобы уменьшить сопротивление движению, а значит и расход топлива, снизить изнашивание ш...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶