Особенности устройства системы питания бензиновых двигателей отечественных автомобилей

Системы питания двигателей отечественных автомобилей имеют одинаковую принципиальную схему и различаются между собой лишь устройством и расположением приборов.

Автомобиль ГАЗ-69А имеет один бак, автомобиль ГАЗ-69 — два бака, расположенных сзади под кузовом.

На двигателях автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А устанавливается карбюратор К-22Д.

На автомобиле ГАЗ-51 А бак размещен в кабине под сиденьем. Бензин очищается в фильтр-отстойнике с пластинчатым фильтрующим элементом и сетчатым фильтром, помещенным в отстойнике бензинового насоса. На двигателе этого автомобиля устанавливается карбюратор К-22Г, который выполнен по схеме карбюратора К-22Д и отличается от него габаритными размерами, производительностью жиклеров и наличием ограничителя максимальных оборотов.

На автомобиле ГАЗ-63 в отличие от автомобиля ГАЗ-51 А имеется дополнительный бензиновый бак, размещенный под платформой с левой стороны. Баки в системе питания переключаются при помощи крана.

На автомобиле ЗИЛ-164А бак расположен под кузовом с левой стороны. Из бака бензин диафрагмениым насосом типа Б-9Б подается в карбюратор, при этом бензин очищается, проходя через три фильтра: через фильтр-отстойник и сетчатые фильтры в бензиновом насосе и в карбюраторе.

Бензиновый насос Б-9Б состоит из трех основных частей: крышки 1, головки 14 и корпуса 13.

С целью уменьшения сопротивлений при всасывании бензина в головке насоса имеются два впускных клапана 4.

Рис. Бензиновый насос Б-9Б: 1 — крышка; 2 — диафрагма; 3 — сетчатый фильтр; 4 — впускной клапан; 5 — выпускной клапан; 6 — отверстие для отвода бензина; 7 — толкатель; 8 — пружина толкателя; 9 — фибровая шайба; 10 — рукоятка для ручной подкачки; 11 — коромысло; 12 — пружина коромысла; 13 — корпус; 14 — головка; 15 — прокладка; 16 — отверстие для подвода горючего

Ход диафрагмы вниз (всасывание) совершается с помощью толкателя 7 при повороте коромысла 11 под воздействием эксцентрика распределительного вала.

Обратный ход (нагнетание бензина в карбюратор) совершается под воздействием пружины 8, которая сжимается при ходе диафрагмы вниз.

Ручная подкачка топлива осуществляется рукояткой 10.

На автомобиле установлен карбюратор К-82М, который представляет собой модернизированный карбюратор К-82. Карбюратор К-82М отличается от карбюратора К-82 тем, что в его системе холостого хода вместо регулировки количества воздуха введена регулировка качества смеси, выполненная по типу карбюратора К-22Д. В главной дозирующей системе жиклер полной мощности не имеет эмульсионного распылителя. Вместо металлического поршня насоса ускорителя применен поршень с кожаной манжетой. Направляющая часть запорной иглы поплавковой камеры удлинена, а под рычажком поплавка поставлена небольшая пружинка.

Воздух очищается в двухступенчатом воздушном фильтре ВМ-15. В воздушном фильтре имеется масляная ванна 1 и фильтрующий элемент 2. Корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом устанавливается на переходнике 3 и крепится к нему гайкой-барашком 7, навертываемой на стяжной винт 8, который приварен к траверсе.

Воздушный фильтр устанавливается па карбюратор с помощью фланца 14 и крепится к нему тремя болтами.

Рис. Воздушный фильтр ВМ-15: 1 — масляная ванна; 2 — фильтрующий элемент; 3 — переходник; 4, 5 и 6 — уплотнительные прокладки; 7 — гайка-барашек; 8 — стяжной винт; 9 — патрубок отбора воздуха в компрессор; 10 — патрубок вентиляции картера; 11 — направляющее кольцо; 12 — окно; 13 — опорный стакан; 14 — присоединительный фланец

Для уплотнения соединений частей воздушного фильтра устанавливаются прокладки.

Патрубок 10 служит для отсоса воздуха из картера двигателя. Воздух засасывается в воздушный фильтр через щель между корпусом и крышкой и направляется вниз, где резко меняет направление движения и, соприкасаясь с поверхностью масла, частично очищается. Затем воздух направляется через фильтрующий элемент 2, где очищается вторично, и по переходнику 3 поступает в карбюратор.

В ванне 1 содержится запас масла, которое под воздействием воздушного потока, проходящего через фильтр, поднимается в виде пленки по наклонной поверхности направляющего кольца и покрывает его. Наиболее крупные механические примеси, содержащиеся в воздухе, при резком изменении направления проходящего через фильтр воздушного потока ударяются о направляющее кольцо и захватываются масляной пленкой. По мере уменьшения воздушного потока масло вновь возвращается в ванну, смывая при этом с направляющего кольца осевшие частицы пыли.

На автомобиле ЗИЛ-157К в отличие от автомобиля ЗИЛ-164А устанавливаются два бензиновых бака и карбюратор К-84М.

Карбюратор К-84М отличается от карбюратора К-82М тем, что он сдвоен и имеет две смесительные камеры, два главных дозирующих устройства и две системы холостого хода, питающиеся из одной поплавковой камеры. Обе камеры одновременно обслуживаются экономайзерами с механическим и пневматическим приводами и ускорительным насосом. Обе камеры работают одинаково на всех режимах.

Каждая смесительная камера обслуживает группу из трех цилиндров, в результате чего улучшается наполнение цилиндров горючей смесью.

Система питания автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151 устроена и работает так же, как и на автомобиле ЗИЛ-157К, отличаясь лишь устройством отдельных приборов. На этих автомобилях применялись, в частности, карбюраторы К-84 (сдвоенный карбюратор К-82) и К-82, воздушные фильтры ВМ-12 (в отличие от фильтра ВМ-15 не имеют патрубка для питания воздухом компрессора), бензиновые насосы со стаканом-отстойником и другие приборы, подвергшиеся впоследствии значительной модернизации.

На автомобиле Урал-375 установлены два бензиновых бака: основной — с левой стороны под кузовом и дополнительный за кабиной.

Бензин подается к карбюратору бензиновым насосом Б-10, который устроен так же, как и бензиновый насос Б-9Б. Различие состоит в том, что насос Б-10 имеет большую производительность (в нем установлены три впускных и три выпускных клапана) и выпускается в герметизированном исполнении для обеспечения возможности преодоления автомобилем глубоких бродов. Перед поступлением в карбюратор бензин очищается в двух фильтрахотстойниках: с пластинчатым и сетчатым фильтрующими элементами, а также сетчатыми фильтрами, имеющимися в бензиновом насосе и карбюраторе.

Воздух, поступающий в карбюратор двигателя, проходит две ступени очистки: сначала в инерционном пылеотделителе, затем в воздушном фильтре.

Рис. Схема очистки воздуха двигателя автомобиля Урал-375: корпус инерционного пылеотделителя; 2 — конические кольца; 3 — трубка отсоса пыли; 4 — воздушный фильтр; 5 — фильтрующий элемент; 6 — масляная ванна

Инерционный пылеотделитель расположен в воздухозаборной трубе, которая выведена из-под капота автомобиля вверх для забора воздуха с меньшим содержанием пыли и предохранения от попадания в систему питания двигателя брызг при преодолении автомобилем глубоких бродов. Работает инерционный пылеотделитель следующим образом.

Воздух, засасываемый двигателем в пылеотделитель, проходит через щели между коническими кольцами 2, резко изменяя направление своего движения. При этом частицы пыли, продолжая по инерции двигаться прямолинейно, падают вниз и поступают по трубке 3 к эжектору, расположенному в конце выпускной трубы. Отработавшие газы, омывающие конец трубки эжектора, отсасывают и выбрасывают в атмосферу частицы пыли.

Окончательно воздух очищается в воздушном фильтре 4, имеющем масляную ванну 6 и. фильтрующий элемент 5 — кассету с набивкой из капроновой нити.

На двигателе автомобиля Урал-375 устанавливается карбюратор К-89, который устроен и работает так же, как и карбюратор К-84М, отличаясь от последнего лишь большей производительностью и устройством ограничителя максимальных оборотов коленчатого вала двигателя.

Ограничитель максимальных оборотов состоит из центробежного датчика и диафрагменного механизма, воздействующего на дроссельные заслонки карбюратора.

Центробежный датчик состоит из корпуса 1, ротора 3 и крышки 5. Ротор, установленный во втулке 2 корпуса, вращается валиком 8, имеющим привод от распределительного вала двигателя. При вращении ротора клапан 7, подвешенный к ротору на пружине, под действием центробежной силы стремится сесть в седло 9 и перекрыть отверстие, соединяющее внутреннюю полость ротора с полостью корпуса.

Диафрагменный механизм, установленный на смесительной камере карбюратора, состоит из корпуса 15, диафрагмы 14 и крышки 13.

Диафрагма с помощью тяги 18 через рычаг 17 соединена с валиком дроссельных заслонок.

Полость а над диафрагмой соединена трубкой 10 с внутренней полостью ротора центробежного датчика, который в свою очередь соединен трубкой 11 с воздушным патрубком карбюратора. Полость а соединена также каналом б и жиклерами 19 и 21 со смесительной камерой.

Полость в под диафрагмой с помощью канала г соединена с воздушным патрубком.

Работает ограничитель максимальных оборотов следующим образом.

При работе двигателя создаваемое в смесительной камере карбюратора разрежение передается через жиклеры 19 и 21 и канал б в полость а диафрагменного механизма.

Под действием разрежения в полость а через трубку 10, центробежный датчик и трубку 11 из воздушного патрубка поступает воздух, благодаря чему разрежение в полости а невелико и диафрагма 14 усилием пружины 16 удерживается в нижнем положении. При нажатии на педаль управления дроссельными заслонками валик дроссельных заслонок свободно поворачивается под действием пружины 20, дроссельные заслонки открываются и скорость вращения коленчатого вала двигателя возрастает.

Рис. Карбюратор К-89: 1 — корпус воздушного патрубка; 2 — игольчатый клапан подачи бензина; 3 — сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5 — канал, соединяющий поплавковую камеру с воздушным патрубком; 6 — жиклер системы холостого хода: 7 — жиклер полной мощности; 8 — воздушный жиклер; 9 — малый диффузор; 10 — кольцевая щель; 11 — жиклер ускорительного насоса; 12 — предохранительный клапан; 13 — воздушная заслонка; 14 — втулка штока ускорительного насоса; 15 — перепускной клапан; 16 — пружина манжеты; 17 — манжета ускорительного насоса; 18 и 39 — пружины; 19 — шток ускорительного насоса; 20 — нажимная пластина; 21 — шток привода ускорительного насоса; 22 — корпус поплавковой камеры; 23 — поводок; 24 — толкатель клапана экономайзера; 25 — седло клапана; 26 — пружина клапана; 27 — клапан экономайзера; 28 — рычаг привода ускорительного насоса; 29 — впускной клапан ускорительного насоса; 30 — пробка; 31 — прокладка; 32 — клапан ускорительного насоса; 33 — регулировочный винт системы холостого хода; 34 — дроссельная заслонка; -35 — корпус смесительной камеры; 36 — главный жиклер; 37 — жиклер экономайзера; 38 — запорная игла экономайзера; 40 — поршень пневматического привода экономайзера; 41 — поплавок; 42 — пружина поплавка

Рис. Ограничитель максимальных оборотов коленчатого вала двигателя автомобиля Урал-375: а — полость над диафрагмой; б и г — каналы; в — полость под диафрагмой; 1 — корпус центробежного датчика; 2 — втулка; 3 — ротор; 4 — пробка; 5 — крышка; 6 — сальниковое уплотнение 7 — клапан; 8 — валик; 9 — седло клапана; 10 и 11 — трубки; 12 — корпус воздушного патрубка карбюратора; 13 — крышка; 14 — диафрагма; 15 — корпус ограничителя оборотов; 16 и 20 — пружины; 17 — рычаг; 18 — тяга; 19 и 21 — жиклеры; 22 — дроссельная заслонка; 23 — рычаг привода дроссельных заслонок

Когда число оборотов коленчатого вала двигателя достигнет максимально допустимой величины, центробежная сила вращающегося вместе с ротором клапана 7 центробежного датчика настолько возрастет, что он плотно сядет в седло 9 и разобщит тем самым полость а диафрагменного механизма с воздушным патрубком карбюратора. В результате разрежение в полости а возрастет настолько, что диафрагма, преодолев сопротивление пружины 16, поднимется и через тягу 18 и рычаг 17 повернет валик дроссельных заслонок.

Дроссельные заслонки прикроются, количество подаваемой в цилиндры двигателя горючей смеси уменьшится, обороты коленчатого вала снизятся.

Таким образом, ограничение числа оборотов коленчатого вала двигателя достигается перекрытием отверстия в седле 9 центробежного датчика клапаном 7. Момент закрытия клапана определяется усилием пружины, натяжение которой можно изменять с помощью регулировочного винта через отверстие в корпусе датчика, закрытое пробкой 4.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Схемы газораспределительных механизмов (ГРМ) и выбор фаз распределения Схема распределения зависит от расположения клапанов. При так называемых висячих клапанах, показанных на первом рисунке, кулачки распределительного вала приводят в движение толкатели, которые при помощи штанг и коромысел передают движение клапану. Рис. Схема висячего клапана. Рис. Схема стоя...
Степень сжатия смеси При текущем или капитальном ремонте двигателя такая характеристика как степень сжатия имеет важное значение. Степень сжатия (CR — compression ratio) представляет собой отношение объема пространства цилиндра над поршнем, когда поршень находится в нижней мертвой точке, к объему пространства цилиндр...
Укороченный ход и удлиненный ход поршня Двигатель, у которого ход поршня меньше внутреннего диаметра цилиндра, называется двигателем с укороченным ходом. Двигатель, у которого, наоборот, ход поршня превышает внутренний диаметр цилиндра, называется двигателем с удлиненным ходом. Если внутренний диаметр цилиндра равен ходу поршня, так...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()