Центробежный водяной насос радиатора «Москвич-408»

Центробежный водяной насос радиатора «Москвич-408»

Центробежный водяной насос радиатора

Рис. Водяной насос:
1 — корпус; 2 — крыльчатка; 3 — шайба; 4 — пружинная шайба; 5 — болт, 6 — латунное кольцо; 7 — сливное отверстие; 8 — шарикоподшипник; 9 — распорная втулка; 10 — стопорное кольцо; 11 — вал; 12 — шкив; 13 — ступица; 14 — упорное раразрезное кольцо; 15 — графитированная текстолитовая шайба; 16 — стопорное пружинное кольцо; 17 — уплотнительная манжета; 18 — латунная обойма; 19 — пресс-массленка; 20 — пружина

Водяной насос центробежный. Между корпусом насоса и стальной пластиной, а также между пластиной и блоком цилиндров установлены картонные прокладки. Насос вместе с пластиной прикреплен к блоку цилиндров четырьмя болтами. Кроме того, пластина притягивается к корпусу насоса еще в одной точке с помощью болта и гайки. Этот болт одновременно служит для крепления установочной планки генератора. Охлаждающая жидкость поступает в водяной насос через специальный промежуточный канал, выполненный в блоке цилиндров. Насос приводится во вращение трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем осуществияется привод шкива генератора.

Корпус 1 насоса отлит из серого чугупа. Стальной вал 11 насоса установлен в корпусе на двух радиальных шарикоподшипниках имеющих сальники. Подшипники с односторонним мембранным уплотнением удерживаются от осевого перемещения в корпусе пружинным стопорным кольцом 10, устанавливаемым в специальную проточку. Между подшипниками на валу насоса расположена распорная втулка 9. Вал насоса от осевого перемещения во внутренних кольцах подшипников удерживается ступицей 13 шкива и упорным разрезным кольцом 14, входящим в проточку вала. К ступице насоса одновременно прикреплены шкив 12 и четырех лопастный вентилятор системы охлаждения.

Крыльчатка 2 насоса отлита из ковкого чугуна и имеет спиральные лопасти. Крыльчатка установлена на заднем концо вала и прикреплена болтом 5, шайбой 3 и пружинной шайбой 4. Для предотвращения проворачивания крыльчатки на валу и в отверстии ступицы крыльчатки имеются лыски.

Вал в корпусе насоса уплотнен самоподвижным сальником, состоящим из упорной графитированной текстолитовой шайбы 15, резиновой уплотнительной манжеты 17 и пружины 20. Пружина одним концом упирается и торец крыльчатки, а другим прижимает манжету и упорную шайбу к шлифованному торцу корпуса насоса. Между резиновой манжетой 17 и пружиной 20 расположена латунная обойма 18. Задний торец манжеты упирается в крыльчатку через латунное кольцо 6. Детали самоподжимного сальника предварительно собраны в гнезде крыльчатки и удерживаются стопорпым пружинным кольцом 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой вследствие того, что на упорной графитированной текстолитовой шайбе имеются два выступа, входящие в пазы гнезда крыльчатки.

Применение одностороннего мембранного уплотнения в подшипниках насоса позволило удлинить периодичность их смазки до 12 000 км пробега.

Для предохранения подшипников вала насоса от попадания в них воды, случайно просочившейся через уплотнение, в нижней части корпуса насоса сделано специальное сливное отверстие 7, выполненное в отливке. Появление течи из этого отверстия в процессе эксплуатации укавывает на то, что сальник неисправен. При этом ни в коем случае нельзя устранять течь, закрывая сливное отверстие. Это может вывести подшипники из строя. Необходимо разобрать насос и проверить исправность деталей сальника.

Во время обкатки нового автомобиля возможно появление редких капель воды из сливного отверстия. Это указывает на незаконченность процесса приработки поверхностей упорной шайбы и шлифованного торца корпуса насоса. Насос в этом случае разбирать не следует, так как в процессе приработки такая течь прекратится.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *