Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Кислотные аккумуляторы используются в системах автотракторного электрооборудования и в ряде стационарных установок.

Для обеспечения максимального срока службы аккумуляторных батарей (не менее 3…5 лет, в зависимости от интенсивности эксплуата­ции) необходимо, чтобы средняя степень заряженности, при которой эксплуатируется батарея, поддерживалась не ниже 75 %, своевре­менно проводилось техническое обслуживание и электрооборудование машины находилось в исправном состоянии. Степень заряженности батареи зависит от величины регулируемого напряжения, температуры электролита, продолжительности и величины разрядных токов, длительности работы с момента ввода в действие. В зимние периоды с уменьшением естественного освещения и понижением температуры увеличиваются токи и время разряда, а зарядный ток уменьшается вследствие повышения внутреннего сопротивления батареи. Поэтому важно, чтобы в зимних рейсах температура электролита поддержи­валась выше 0 °С. Для этого батареи, установленные не под капотом, должны быть утеплены войлоком или другим кислотостойким материалом с вентиляцией для удаления гремучего газа. В районах с высокой температурой (Средняя Азия и др.) необходимо защищать аккумуляторы от перегрева.

Батареи, установленные под капотом, чаще всего выходят из строя в июле — августе, а расположенные у подножек (ЗИЛ-130) снимаются с эксплуатации как не удовлетворяющие требованиям стартерного пуска чаще в осенне-зимние периоды.

Утепляя батарею для зимней эксплуатации, более тщательно надо укрывать верхнюю часть, так как свинцовые межэлементные соединения и выводы излучают около 80 % тепла. Под батарею кладут теплоизолирующую прокладку. При отрицательных температурах электролита отдаваемая батареей емкость и зарядный ток резко снижаются. При температуре — 20 °С зарядка практически отсутствует, а отдаваемая емкость составляет около 45 % от емкости при температуре 25 °С. В то же время для пуска холодного двигателя требуется большая мощность вследствие повышенного сопротивления про­кручиванию из-за увеличенной вязкости масла. На ночь рекоменду­ется батареи снимать с машин и хранить в теплом помещении. Для сохранения ресурса батареи важно соблюдать правила пуска двигателя.

Батареи требуют периодического обслуживания:

  • контроля уровня электролита не реже одного раза в две недели и доливки дистилли­рованной воды по необходимости;
  • очистки поверхности и вентиляци­онных отверстий от пыли, грязи, увлажнений электролитом, выделяе­мым при зарядке;
  • проверки надежности крепления батареи в гнезде;
  • очистки наконечников проводов и выводов батарей от окислов, смазки их техническим вазелином с последующей плотной затяжкой контактных соединений.

Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смо­ченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинирован­ной соды. Окислы (зеленый налет) с наконечников проводов и выво­дов батареи удаляют ветошью, смоченной в воде. Провода, соединя­ющие батарею с «массой» и стартером, должны быть не натянуты для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.

Электролит этих аккумуляторов приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Его готовят в стойкой против серной кислоты посуде (керамическая, эбонитовая, свинцовая). Причем в посуду заливают вначале воду, а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном перемешивании. Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 150 С, которое необходимо добавить на 1 л воды для получения электролита нужной плотности, приведено в таблице.

Таблица

Плотность электролита при 150С

Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита

Плотность электролита при 150С

Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита

1,255

0,305

1,300

0,405

1,270

0,345

1,310

0,425

1,280

0,365

1,320

0,450

1,285

0,375

1,340

0,495

Электролит заливают в батарею через стеклянную или свинцовую воронку. Причем его температура должна быть выше 250 С.

При работе с кислотным электролитом следует соблюдать меры предосторожности, так как серная кислота вызывает ожоги и разрушает органические материалы.

После заливки электролита следует дать возможность пластинам пропитаться электролитом. Для этого аккумуляторы нужно выдержать перед зарядкой определенное время: новые незаряженные батареи 4–6 ч, новые сухо заряженные батареи 3 ч.

Поделиться

Comments (4)

  • Alex Reply

    Хотелось бы еще узнать как правильно измерить остаточную емкость аккумулятора?

    01.02.2015 at
    • p0zitiv Reply

      Для быстрого замера остаточной емкости АКБ используют специальные тестеры. К примеру в продаже можно найти тестер SKAT-T-AUTO. Для замера остаточной емкости с помощью этого прибора необходимо отсоединить аккумулятор от сети автомобиля и с помощью зажимов подсоединить его к тестеру. Затем потребуется нажать кнопку на тестере, который проведет все замеры в автоматическом режиме и выдаст результат на экран. Т.е. для замера остаточной емкости АКБ с его помощью никаких специальных знаний не требуется.

      20.05.2017 at
  • Слава Reply

    Какой максимальный срок службы у аккумуляторной батареи?

    19.05.2017 at
    • p0zitiv Reply

      Обычно, производителем устанавливается гарантийный срок службы для каждой модели АКБ, который редко превышает 48 месяцев. В тоже время, у аккумулятора имеется и фактический срок службы, которой зависит от условий эксплуатации (интенсивности использования автомобиля, температурных и погодных условий, количества электронных приборов в ТС, и т.д.). При особо интенсивном использовании автомобиля фактический срок службы АКБ не превысит 1,5 года. Если же ваш автомобиль используется крайне редко, при благоприятных условиях и бережном за ним уходе, есть малая вероятность, что аккумулятор прослужит до 7 лет.

      20.05.2017 at

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *