Требования к антиблокировочным устройствам тормозных систем

Требования к антиблокировочным устройствам тормозных систем

Антиблокировочное устройство (система) — это элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес транспортного средства в направлении его (их) вращения.

Датчик — элемент, предназначенный для определения и передачи регулятору информации, касающейся условий вращения колеса (колес) или динамических условий движения транспортного средства. Варианты установки датчика (месторасположение датчика указано стрелками) показаны на рисунке.
Расположение датчика АБС на колесном тормозном механизме тормозной системы с пневмоприводом

Рис. Расположение датчика АБС на колесном тормозном механизме тормозной системы с пневмоприводом: а — на управляемой оси (1 — поворотная цапфа); б — на неуправляемой оси (1 — кронштейн осей тормозных колодок)

Регулятор — элемент, предназначенный для оценки информации, передаваемой датчиком (датчиками), и передачи соответствующих сигналов модуляторам. Как правило, регулятор представляет собой электронный блок управления.

Модулятор — элемент, предназначенный для изменения силы торможения в зависимости от сигнала, полученного от регулятора. Модулятор системы АБС пневматического тормозного привода показан на рисунке.

Функционально АБС делятся на два типа. Система первого типа вступает в работу при достижении транспортным средством определенной скорости (6…8 км/ч), а второго — практически сразу после начала вращения колес. Тормозную систему транспортных средств, оснащенных АБС второго типа, проверить с помощью роликового тормозного стенда невозможно.

В настоящее время требование по оснащению механических транспортных средств категорий М2, М3, N2, N3, имеющих не более четырех осей, а также прицепов категорий О3 и О4 антиблокировочными системами при их производстве является обязательным.
Модулятор АБС с пневмоприводом

Рис. Модулятор АБС с пневмоприводом: 1 — подача воздуха в модулятор; 2 — электромагнитный соленоидальный клапан; 3 — сброс воздуха в атмосферу; 4 — подача воздуха к тормозной
камере

Водитель транспортного средства должен предупреждаться с помощью специального визуального сигнала о любой неисправности системы электропитания или неправильном срабатывании датчика, которые влияют на эксплуатационные либо функциональные характеристики системы, включая сбои и неисправности в работе системы электропитания, внешней цепи регулятора, самого регулятора и модуляторов. Для этой цели используется желтый предупреждающий немигающий сигнал. Он загорается в момент включения АБС и гаснет, если в системе транспортного средства, находящегося в неподвижном состоянии, нет каких-либо из вышеперечисленных неисправностей. Этим сигналом должны быть оборудованы все механические транспортные средства, допущенные к буксировке прицепов, кроме транспортных средств категорий М1 и N1. Сигнал не должен загораться при наличии прицепа, не оборудованного АБС, либо при отсутствии прицепа. Эта функция является автоматической. Исправность сигнала должна легко проверяться водителем со своего места. Водитель предупреждается этим сигналом о неисправности или дефекте до приведения в действие соответствующего органа управления тормозом. Сигнал должен оставаться включенным в течение всего времени наличия неисправности (дефекта) при нахождении включателя зажигания (пускового переключателя) в положении «Включено».

Предупреждающий сигнал должен загораться при подаче электроэнергии на электрическое оборудование транспортного средства и тормозную систему. На неподвижно стоящем транспортном средстве тормозная система обеспечивает проверку отсутствия неисправностей и дефектов до выключения предупреждающего сигнала. Информация о конкретных неисправностях или дефектах, которые приводят в действие указанный сигнал, но которые не выявляются в статических условиях, должна накапливаться по мере их выявления и выводиться на индикатор при запуске двигателя, а также во всех случаях, когда включатель зажигания (пусковой переключатель) находится в положении «Включено» в течение всего времени наличия неисправности или дефекта.

На практике работоспособность АБС можно визуально оценить по функционированию предупреждающего сигнала. Следует включить зажигание транспортного средства, после чего на панели приборов на 1…2 с включается желтый предупреждающий сигнал «АБС», после чего он должен выключиться и оставаться выключенным при любых режимах работы транспортного средства.

Следует отметить, что, согласно последним изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН № 13, современные транспортные средства могут быть оснащены системой визуальной сигнализации, которая при исправном состоянии АБС выключается только при движении транспортного средства со скоростью около 6.8 км/ч.

Механические транспортные средства, оснащенные АБС и допущенные к буксировке прицепов, оснащенных такой же системой, за исключением транспортных средств категорий М1 и оборудуются отдельным визуальным сигнальным устройством для АБС прицепа, которое должно отвечать тем же требованиям, что и предупреждающий сигнал механического транспортного средства-тягача.

Колеса транспортных средств могут иметь непосредственное и косвенное управления АБС. Непосредственно управляемым колесом считается колесо, к которому прикладывается сила торможения, изменяющаяся в зависимости от сигнала, подаваемого установленным на нем же датчиком. Под косвенно управляемым колесом понимается колесо, к которому прикладывается сила торможения, изменяющаяся в зависимости от сигнала, подаваемого датчиком (датчиками), установленным(-ми) на другом колесе (колесах).

На полуприцепе, оборудованном АБС, по крайней мере два колеса с противоположных сторон транспортного средства должны управляться непосредственно, а все остальные колеса — непосредственно или косвенно. В случае полных прицепов должны непосредственно управляться по крайней мере два колеса на одной передней оси и два колеса на одной задней оси (при наличии на каждой из осей как минимум одного независимого модулятора), а остальные колеса — управляться непосредственно или косвенно.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *