Двухступенчатый планетарный механизм поворота (ПМП)

Двухступенчатый планетарный механизм поворота более совершенен по сравнению с бортовым фрикционом, поскольку обеспечивает независимо от передачи, включенной в коробке передач, два расчетных радиуса поворота.

Двухступенчатый планетарный механизм поворота (рис. а) выполнен на базе планетарной передачи, у которой водило 1 связано с барабаном остановочного (большого) тормоза 2 и одновременно с ведущим колесом гусеницы. Между планетарным механизмом поворота и ведущим колесом обычно установлена бортовая передача. Эпициклическая шестерня 6 (зубчатый венец) связана с валом главной передачи 5 коробки передач и является ведущим элементом планетарного механизма. Солнечная шестерня 8 соединена одновременно с дисками блокировочного фрикциона 3 и барабаном малого тормоза (тормоза поворота). Нажимной диск при помощи пружин стягивает диски блокировочного фрикциона, установленные на шлицах большого и малого барабанов, т. е. барабанов остановочного тормоза и тормоза 4 поворота.

Двухступенчатый планетарный механизм поворота

Рис. Двухступенчатый планетарный механизм поворота:
а — структурная схема; б — кинематическая схема; 1 — водило; 2 — остановочный тормоз (То1, То2); 3 — блокировочный фрикцион (Ф1, Ф2); 4 — тормоз поворота (Тп1, Тп2); 5 — главная передача коробки передач; 6 — эпициклическая шестерня; 7 — сателлит; 8 — солнечная шестерня

Работа блокировочного фрикциона аналогична действию бортового фрикциона. При включенном блокировочном фрикционе и выключенных двух ленточных тормозах сателлиты 7 планетарной передачи не будут вращаться относительно своих осей, закрепленных на водиле, поскольку последнее через сблокированные диски фрикциона связано с солнечной шестерней. Сателлиты в этом случае подобны двуплечим рычагам, поскольку за счет зацепления с зубьями солнечной и эпициклической шестерен при вращении последней заставляют их вместе с водилом вращаться относительно общей оси с одинаковой угловой скоростью. Таким образом, все элементы планетарной передачи вращаются как единое целое.

Если выключить блокировочный фрикцион Ф1 (рис. б), т. е. рассоединить его диски, связанные либо с водилом, либо с солнечной шестерней, то при включении тормоза поворота (тормоза солнечной шестерни) Тп1 последняя будет затормаживаться, а сателлиты получат возможность вращаться относительно своих осей, обкатываясь при вращении эпициклической шестерни по зубьям солнечной шестерни и увлекая за собой водило. Однако водило будет вращаться со скоростью, меньшей, чем угловая скорость эпициклической шестерни, приводимой в движение от вала КП, частота вращения которого зависит от включенной передачи.

Если выключить блокировочный фрикцион Фх и затянуть остановочный тормоз То1, то затормозится отстающая гусеница, а сателлиты будут прокручиваться на своих осях относительно не-подвижного водила, не передавая вращающий момент от ведомого вала КП к ведущему колесу этой гусеницы.

В обоих вариантах работы планетарного механизма поворота забегающая гусеница, связанная с трансмиссией через свой сблокированный фрикционном Ф2 планетарный механизм, имеет ту же скорость, что и при прямолинейном движении машины. Отстающая же при повороте машины гусеница движется со скоростью, определяемой степенью ее затормаживания при помощи того или иного тормоза планетарного механизма поворота отстающего борта.

При полностью заторможенном остановочном тормозе То1, которым пользуются в основном при повороте на низшей передаче, машина поворачивается с первым расчетным радиусом, равным В/2. Остановочными тормозами То1 и То2 пользуются также для остановки машины или удержания ее на уклоне местности. При прямолинейном движении в неблагоприятных дорожных условиях двухступенчатый планетарный механизм поворота обеспечивает пониженную передачу за счет одновременного включения тормозов Тп1 и Тп2. В последнем случае при уменьшении частоты вращения водил планетарных передач вращающий момент, подводимый от вала КП к гусеницам, больше, чем при движении машины со сблокированными ПМП.

Во всех случаях при включении тормозов блокировочный фрикцион должен быть выключен. Управление блокировочными фрикционами и тормозами планетарного механизма поворота осуществляется одним органом управления (рычагом), а выключение фрикциона и включение того или иного ленточного тормоза выполняется в определенной последовательности. Такое управление может быть обеспечено, например, применением тяг и рычагов разной длины.

Короткий рычаг связан с ленточным тормозом, а длинный — с фрикционом. При перемещении водителем рычага управления тяга длинного рычага перемещается быстрее, чем тяга короткого рычага. Поэтому фрикцион выключается раньше, чем затягивается тормоз механизма поворота.

В двухступенчатом планетарном механизме поворота вал КП связан с эпициклической шестерней 6 каждого планетарного механизма.

Механизм выключения фрикциона состоит из неподвижной и подвижной чашек, а также трех шариков. Неподвижная чашка одновременно служит крышкой гнезда шарикового подшипника ведущего вала бортовой передачи. К неподвижной чашке шестью винтами прикреплено кольцо 2 выключения с тремя лунками переменной глубины и специального профиля. Такое же кольцо 1 прикреплено к подвижной чашке. В собранном механизме выключения лунки колец подвижной и неподвижной чашек расположены одна против другой и направлены в противоположные стороны. В этих лунках размещаются шарики 3. Между шариками и поверхностями лунок должен быть определенный зазор, который регулируется кольцом 2. Подвижная чашка имеет поводок с пальцем, к которому присоединяется тяга выключения фрикциона. Подвижная чашка постоянно отжимается от неподвижной тремя пружинами, установленными в гнездах кольца неподвижной чашки.

При включенном многодисковом фрикционе между шариками 3 и лунками в кольцах 1 и 2 механизма выключения имеется осевой зазор. Под действием нажимных пружин нажимной диск прижимает пакет ведущих и ведомых дисков к торцевому бурту ведомого барабана. Возникающая между дисками сила трения заставляет их вращаться как единое целое и передавать вращающий момент на ведущий вал бортовой передачи. В случае резкого возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя или сопротивления движению ведущие диски фрикциона пробуксовывают относительно ведомых, и, таким образом, детали двигателя и трансмиссии предохраняются от поломок.

Схема работы механизма выключения фрикциона

Рис. Схема работы механизма выключения фрикциона:
1, 2 — кольца; 3 — шарик

При выключении многодискового фрикциона подвижная чашка вместе с кольцом 1 поворачивается, что позволяет выбрать зазор между шариками; и лунками, а затем шарики начинают набегать на наклонные поверхности лунок и отжимают подвижную чашку от неподвижной. Подвижная чашка через шариковый подшипник перемещает отжимной диск в осевом направлении. Отжимной диск, сжимая пружины, с помощью пальцев отводит нажимной диск от пакета дисков трения. Диски разобщаются, и бортовая передача отключается. Чистота выключения обеспечивается необходимым ходом нажимного диска, который должен составлять 6…7 мм.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()