Автоматическая трансмиссия Jatco

Автоматическая трансмиссия Jatco

Jatco SFPO является первой электронно-управляемой автоматической трансмиссией (electronically controlled automatic transmission — ECAT), установленной на автомобили модельного ряда компании Rover. Новая ЕСАТ — часть нового поколения трансмиссий с отдельной системой диагностики. Она имеет адаптивное управление пятью скоростями и соответствует стандарту европейской бортовой диагностики (European on-board diagnostics — EOBD). Изменение передачи и блокировка конвертера передачи момента определяются углом поворота дроссельной заслонки и скоростью транспортного средства. Блокировка конвертера передачи момента доступна на третьей, четвертой и пятой передаче. Блокировка конвертера передачи момента передает максимальную мощность от двигателя на колеса транспортного средства без эффекта проскальзывания. Автоматический блок управления передачей (automatic transmission control unit — ATCU) расположен на полу в передней части пассажирского салона.

Как и во всех автомобилях с автоматической трансмиссией, в данной модели двигатель запускается только в положении «парковка» или «нейтраль». Иммобилайзер EWS-3 (Elektronische Wegfahrsperre) контролирует положение селектора передачи, передаваемое посредством ATCU на шину CAN-Bus. Выключатель ингибитора запуска также имеет жесткую связь от передачи к EWS-3. Запуск разрешается, когда EWS-3 получает сигнал замыкания выключателя зажигания или соответствующее CAN-сообщение, переданное от ATCU. Еще одна особенность системы передачи, повышающей ее безопасность, — «запрещение реверсирования». Когда скорость транспортного средства превышает 10 км/ч в направлении движения вперед, ATCU переключает соленоид, шток которого вытягивает масло из обратного сцепления, предотвращая таким образом включение обратного хода и последующее повреждение передачи.

Выключатель зажигании состоит из семи наборов контактов; ATCU контролирует эти выключатели, чтобы определить положение селектора диапазона передачи и выбрать лучший вариант переключения. Она же передает сигнал о выбранной передаче на CAN-Bus. Этот CAN-сигнал используется, чтобы высветить соответствующую часть дисплея PRND432 на приборной панели. Индикатор также сообщает водителю, какой режим был выбран:

  • D — передача соответствует нормальному режиму движения;
  • S — спортивный режим;
  • * — символ снежинки указывает режим зима/снег;
  • ЕР — означает, что ATCU вошел в отказоустойчивый режим. Ошибка(ки) сохраняется в долговременной памяти ATCU.

Соленоидальные приводы, которыми управляет ATCU, служат для автоматического изменения передачи. Используется девять соленоидов, которые управляют работой клапанов.

Блок соленоидальных клапанов расположен в системе передачи. Три соленоида используются для изменения передаточного отношения в передаче, они называются А, В и С. Используется определенная комбинация состояний соленоидов для выбора каждой передачи.

Давление жидкости в механизме трансмиссии должно регулироваться достаточно точно. Если давление станет слишком высоким, переключение передачи будет происходить с высокой скоростью, что создаст неудобства для пассажиров и может повредить трансмиссию. Если давление в трубопроводе станет слишком низким, время переключения передачи увеличится, что сократит ресурс работы различных сцеплений в механизме трансмиссии. Один соленоидный клапан контроля — он называемый дежурным соленоидом линейного давления (pressure line — PL) — регулирует давление масла в линии. Необходимое давление вычисляется ATCU по сигналам скорости вращения двигателя, скорости транспортного средства, вращающего момента двигателя и положения дроссельного клапана.

На автомобилях с электронным управлением можно изменять карты переключения. Карты переключения могут быть выбраны вручную через выбор варианта режима вождения:

  • движение по снегу;
  • спортивный режим:
  • режим нормального вождения, передачи 4,3,2.

Автоматическое вмешательство ATCU произойдет, если этого потребуют преобладающие условия движения. Адаптации карт переключения называются стратегиями; при повышении мощности транспортного средства ATCU будет по умолчанию переходить к нормальному режиму вождения. Система поддерживает и может автоматически инициировать следующие стратегии:

  • режим подъема/буксировки. Это адаптивный режим: ATCU автоматически входит в этот режим при обнаружении чрезмерных переходных процессов. ATCU определяет этот режим с помощью мониторинга крутящего момента, положения дроссельного клапана и скорости вращения двигателя. Буксировка с точки зрения требований к крутящему моменту оказывает на транспортное средство эффект, похожий на крутой подъем. Этот режим помогает предотвращать переключения передачи вверх и вниз и ответ на частые изменения положения педали газа, которые могут потребоваться по условиям вождения;
  • режим спуска. Эта стратегия уменьшает потребность в применении тормозов при вождении на спуске. Система распознает, что уменьшение угла поворота заслонки дроссельного клапана и увеличение скорости находится в линейной зависимости. При применении тормоза трансмиссия изменяет передачу в сторону понижения. В таком положении передача остается до воздействия на дроссельный клапан;
  • стратегия охлаждения. Блокировка конвертера передачи момента, как правило, не будет происходить на второй передаче, так как в условиях высокой нагрузки трансмиссия может выделять много тепла. Блокирование конвертера или изменение передачи может уменьшить количество выделяемого тепла. ATCU распознает, что была выбрана низкая передача и что такие показатели, как скорость двигателя, момент вращения двигателя и угол поворота дроссельного клапана имеют высокое значение — это приведет к выбору стратегии охлаждения;
  • стратегия холодного запуска/климата. Эта стратегия предусматривает более длительную, чем обычно, задержку переключения передач. Она также предохраняет от переходя к более высоким передачам до тех пор, пока масло не достигнет рабочей температуры. Стдетегия способствует прогреву силовой установки транспортного средства, она раньше достигает своей оптимальной рабочей температуры. В результате улучшаются показатели эмиссии транспортного средства, экономится топливо, повышается управляемость автомобиля.

Перечисленные стратегии автоматически выбираются ATCU на основе превалирующих условий движении. Водитель может выбрать различные карты переключения — спортивный режим вождения или режим снега/зимы — с помощью переключателя режима вождения на центральной консоли. Трансмиссия по умолчанию устанавливается в нормальный режим вождения при запуске транспортного средства. В спортивном режиме ATCU будет задерживаться на передачах дольше, чем обычно, улучшая характеристики ускорения транспортного средства, и будет более склонна переходить к понижающей передаче, чтобы обеспечить быструю реакцию транспортного средства. Если выбран режим снега/зимы, ATCU ограничивает количество проскальзывания колес путем переключения передачи таким образом, чтобы уменьшить нагрузку на двигатель. Этот способ разработан для использования в условиях ледяной или мокрой дороги.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *