Особенности устройства сцепления отечественных автомобилей

Время на прочтение: 10 минут(ы)

На автомобилях ГАЗ-69А и ГАЗ-69 установлены одинаковые однодисковые сцепления.

Ведомый диск 16 представляет собой тонкий стальной диск с приклепанными к нему восемью упругими волнистыми пружинами, к которым с двух сторон приклепаны фрикционные накладки 19. Передняя фрикционная накладка приклепана к изгибам пружин, обращенным вперед, задняя — к изгибам, обращенным назад.

В средней части ведомого диска по окружности расположено шесть вырезов, в которые входят пружины 11 гасителя крутильных колебаний. Диск свободно надет на ступицу 15, которая установлена на шлицах ведущего вала коробки передач. Во фланце ступицы имеются такие же шесть вырезов. С противоположной ведомому диску стороны на ступицу свободно надевается диск 18 гасителя крутильных колебаний, в котором также имеются вырезы.

Между фланцем ступицы и дисками 16 и 18 установлены фрикционные паронитовые шайбы 17, а между диском гасителя и фланцем установлена еще и регулировочная шайба. Ведомый диск и диск гасителя соединены между собой расклепанными с обеих сторон пальцами, свободно проходящими в соответствующие вырезы ступицы. Таким образом, ведомый диск связан со ступицей не жестко, а через пружины. Поэтому в результате сжатия пружин он может немного провертываться относительно ступицы.

Ведомый диск прижимается к торцовой плоскости маховика нажимным диском 20, на который действуют шесть нажимных пружин 22.

Кожух 24 сцепления имеет три прямоугольных окна, в которые плотно входят точно обработанные выступы 5 чугунного нажимного диска, тем самым обеспечивая правильную его установку относительно оси вращения. Эти выступы позволяют нажимному диску, вращаясь вместе с кожухом сцепления, несколько перемещаться вдоль оси вращения для включения и выключения сцепления. В выступах нажимного диска укреплены оси 7, на которых на игольчатых подшипниках 6 установлены рычаги 13 выключения сцепления. Этими осями рычаги шарнирно связаны с нажимным диском. С кожухом сцепления рычаги 13 связаны шарнирно при помощи осей 8, установленных в вильчатых кронштейнах 9 кожуха.

Ввиду того что при повороте рычага 13 расстояние между осями 7 и 8 изменяется, на оси 8 по всей ее длине сделана лыска и в отверстие каждого рычага над осью свободно установлен ролик 10. При таком креплении расстояние между осями рычага можно изменять в нужных пределах. На внутренних концах рычагов 13 имеются регулировочные винты 14 с термически обработанными головками.

 

Рис. Сцепление автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А: а — сцепление; б — привод сцепления; 1 — картер сцепления; 2 — зубчатый венец маховика; 3 — маховик; 4 — болт; 5 — выступ нажимного диска сцепления; 6 — игольчатый подшипник; 7 — ось; 8 — ось рычага; 9 — вильчатый кронштейн кожуха; 10 — ролик; 11 — пружина гасителя крутильных колебаний; 12 — коленчатый вал двигателя; 13 — рычаг выключения сцепления; 14 — регулировочный винт; 15 — ступица; 16 — ведомый диск; 17 — паронитовая шайба; 18 — диск гасителя крутильных колебаний; 19 — фрикционные накладки; 20 — нажимной диск; 21 — асбестовая шайба нажимной пружины; 22 — нажимная пружина; 23 — масленка; 24 — кожух сцепления; 25 — нажимной подшипник; 26 — нажимная муфта; 27 — передняя крышка подшипника коробки передач; 28 — ведущий вал коробки передач; 29 — возвратная пружина нажимной муфты; 30 — шаровой палец вилки; 31 — пружина крепления вилки; 32 — вилка выключения; 33 — возвратная пружина вилки; 34 — наконечник толкателя; 35 — вентиляционное отверстие картера маховика; 36 — отжимная пружина; 37 — рама автомобиля; 38 — валик выключения; 39 — педаль сцепления

Выключение сцепления осуществляется при помощи трех рычагов 13, нажимной муфты 26 с нажимным подшипником 25, вилки выключения 32, рычагов, тяги и педали сцепления. Вилка выключения закрепляется пружиной 31 на шаровом пальце 30, установленном в картере 1 сцепления.

При включенном сцеплении нажимная муфта отводится от рычагов 13 в заднее положение возвратной пружиной 29, один конец которой зацеплен за муфту, а другой — за переднюю крышку 27 подшипника коробки передач.

Механизм сцепления помещается в картере, прикрепленном болтами 4 к блоку двигателя. Нормальный свободный ход педали сцепления 38—45 мм.

На автомобилях ГАЗ-63 и ГАЗ-51А установлены одинаковые, полностью взаимозаменяемые однодисковые сцепления. Сцепление автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-51 А устроено аналогично рассмотренному выше сцеплению автомобилей ГАЗ-69А и ГАЗ-69, но отличается от него размерами деталей, а также тем, что не имеет гасителя крутильных колебаний, ведомый диск наглухо закреплен на фланце ступицы.

Нормальный свободный ход педали сцепления 35—45 мм. На автомобилях ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А установлены одинаковые, полностью взаимозаменяемые однодисковые сцепления. Особенностью устройства сцепления ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А является то, что обеспечение правильной установки нажимного диска относительно оси вращения достигается не обработанными выступами диска (автомобили ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51 А), или направляющими пальцами (автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и др.), а четырьмя двойными пружинными пластинами 6.

Рис. Сцепление автомобилей ЗИЛ57К и ЗИЛ-164A: 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — болт крепления картера сцепления; 3 — стопорная пластина; 4 — маховик; 5 — нажимной диск; 6 — пружинные пластины; 7 — втулка пружинных пластин; 8 — болт крепления пластин; 9 — картер сцепления; 10 — теплоизолирующее кольцо нажимной пружины; 11 — нажимная пружина; 12 — кожух сцепления; 13 — выжимной подшипник; 14 — выжимная муфта; 15 — оттяжная пружина муфты; 16 — направляющая муфты; 17 — вилка выключения сцепления; 18 — рычаг выключения сцепления; 19 — регулировочная гайка вилки; 20 — вилка; 21 — упругая пластина; 22 — палец; 23 — крышка картера сцепления; 24 — болт; 25 — палец; 26 — игольчатые ролики; 27 — болт крепления кожуха сцепления к маховику; 28 — ведомый диск сцепления; 29 — масленка; 30 — болт крепления щитка; 31 — щиток; 32 — первичный вал коробки передач; 33 — передний подшипник первичного вала коробки передач

Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом сцепления в окружном и радиальном направлениях, обеспечивая в то же время возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха сцепления в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления. Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой — с помощью специальных втулок 7 и болтов 5 к нажимному диску.

Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 18, которые пальцами 25 соединяются с нажимным диском и пальцами 22 с вилками 20. Между пальцами 22 и 25 и рычагом 18 поставлены игольчатые ролики 26. Точками опоры рычагов на кожухе являются специальные гайки 19, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами 21, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами. Упругость пластин и обработанные по сфере опорные поверхности гаек, контактирующие с кожухом, позволяют вилкам 20 совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления.

Регулировка положения рычагов осуществляется вращением гаек 19, которые после регулировки кернятся. В процессе-эксплуатации автомобиля рычаги не регулируются. Ведомый диск сцепления стальной с фрикционными накладками имеет гаситель крутильных колебаний с восьмью спиральными пружинами.

Для выключения сцепления служит ножная педаль 9, которая установлена на кронштейне 7, закрепленном на левом лонжероне 15 рамы автомобиля. Нижний конец педали связан регулируемой тягой 4 с рычагом 10 вилки 13 выключения сцепления. Величина хода педали ограничена упором педали в пол кабины. Для выключения сцепления используется шариковый подшипник, не требующий смазки при эксплуатации, смазка в него закладывается на заводе.

Рис. Привод сцепления автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А: 1 — контргайка; 2 — регулировочная гайка; 3 — пружина тяги; 4 — тяга; 5 — оттяжная пружина педали; 6 — масленка смазки вилки выключения сцепления; 7 — кронштейн педали сцепления; 8 — рычаг педали тормоза; 9 — педаль сцепления; 10 — рычаг; 11 — уплотнитель педали; 12 — упорное кольцо; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — масленка смазки оси педали сцепления; 15 — левый лонжерон рамы

Нормальный свободный ход педали сцепления 30—45 мм. На автомобилях ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164 установлено одинаковое по-устройству и размерам двухдисковое сцепление. Ведущими частями сцепления являются маховик 10 и два нажимных диска 7 и 8. Нажимные диски поставлены на шести направляющих пальцах 42, закрепленных в маховике; к торцам пальцев привернут болтами кожух 18 сцепления. Диски, вращаясь вместе с маховиком и кожухом сцепления, могут также передвигаться по пальцам. Ведомая часть сцепления состоит из двух стальных ведомых дисков 5, имеющих с обеих сторон фрикционные накладки 6. Каждый диск жестко прикреплен к своей ступице.

Между кожухом 18 сцепления и задним нажимным диском 8 установлено двенадцать нажимных пружин 43.

Шесть рычагов 15 выключения сцепления установлены в прорезях кожуха и опираются на их стенки. Наружные концы рычагов при помощи пальцев 12, имеющих регулировочные гайки 16, соединены с задним нажимным диском 8.

Рис. Сцепление автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164: а — сцепления; б — привод сцепления; 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — передний подшипник ведущего вала коробки передач; 8, 9 и 21 — болты; 4 — ступицы ведомых дисков; 5 — ведомые диски; 6 — фрикционные накладки; 7 — передний нажимной диск; 8 — задний нажимной диск; 10 — маховик; 11 — картер сцепления; 12 — палец рычага выключения; 13 — пружина пальца; 14 — винт крепления теплоизолирующего кольца; 10 — рычаг выключения сцепления; 16 — регулировочная гайка; 17 — трубка для подвода смазки к нажимному подшипнику; 18 — кожух сцепления; 19 — пружина рычага; 20 — отжимная пружина; 22 — крынка подшипника; 23 — уплотнительная прокладка; 24 — сальник; 25 — подшипник; 26 — ведущий вал коробки передач; 27 — корпус подшипника вала вилки выключения; 28 — рычаг педали; 29 — тяга; 30 — кронштейн; 31 — пружина; 32 — регулировочная гайка; 33 — рычаг; 34 — крышка картера; 30 — вал вилки выключения; 36 — возвратная пружина; 37 — направляющая втулка; 38 — войлочный фильтр; 39 — муфта выключения; 40 — нажимной подшипник; 41 и 46 — масленки; 42 — направляющий палец; 43 — нажимная пружина; 44 — направляющая нажимной пружины; 45 — теплоизолирующее кольцо; 47 — установочный винт; 48 — фасонная шайба; 49 — пружина; 50 — отжимная пружина

Выключается сцепление педалью, установленной на оси кронштейна 30, закрепленного на раме автомобиля. Нижний конец педали при помощи регулируемой тяги 29 связан с рычагом 33 вала вилки выключения сцепления.

Когда педаль не нажата, все диски сцепления под действием пружины 43 сжаты между собой, сцепление включено.

При нажатии на педаль нажимной подшипник 40 нажимает на внутренние концы рычагов 15 и отводит задний нажимной диск 8 от маховика.

Одновременно три отжимные пружины 50, установленные между маховиком и передним ведущим диском, отводят передний ведущий диск до упора в три установочных винта 47, которые ввернуты в кожух сцепления и предотвращают заклинивание заднего ведомого диска. Между ведомыми и ведущими дисками при этом образуется зазор, сцепление выключено. Нормальный свободный ход педали сцепления 20—30 мм.

Смазывается нажимной подшипник через масленку, установленную в середине картера сцепления. Доступ к ней через специальный люк в полу кабины.

Следует иметь в виду, что двухдисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164 и новое однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-157Ки ЗИЛ-164А между собой не взаимозаменяемы.

На автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, а также на их модификации однодисковое сцепление может быть установлено только в сборе с новым маховиком, картером сцепления и коробкой передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А.

Устройство сцепления автомобилей ЗИЛ-151 и ЗИЛ-150 в основном аналогично устройству сцепления автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164. Разница лишь в том, что ведомые диски сцеплений автомобилей ЗИЛ-151 и ЗИЛ-150 крепятся к фланцам ступиц при помощи только шести заклепок, расположенных в один ряд. Поэтому использовать на этих автомобилях сцепление автомобиля ЗИЛ-157 или ЗИЛ-164 можно в том случае, если заменить обычные болты крепления маховика к фланцу коленчатого вала укороченными болтами.

На автомобиле Урал-375 установлено двухдисковое сцепление. По устройству деталей сцепление автомобиля Урал-375 представляет собой сдвоенное сцепление автомобиля ЗИЛ-157К с промежуточным средним ведущим диском 5.

К особенностям устройства сцепления относится герметизированный картер сцепления.

Герметизация сцепления и других агрегатов автомобиля Урал-375 позволяет ему преодолевать броды глубиной порядка 1,5 м.

Рис. Сцепление автомобиля Урал-375: 1 — зубчатый венец маховика; 2 и 3 — ведомые диски; 4 — маховик; 5 — средний ведущий диск; 6 — нажимной диск; 7 — нажимная пружина; 8 — кожух сцепления; 9 — теплоизолирующее кольцо; 10 — пружина гасителя крутильных колебаний; 11 — вилка выключения; 12 — рычаг выключения сцепления; 13 — регулировочная гайка вилки; 14 — вилка оси рычага выключения; 15 — регулировочная пластина; 16 — заклепка; 17 — отжимная пластинчатая пружина; 18 — крышка люка; 19 — маслоудерживающая набивка

Герметизация сцепления достигнута применением литого чугунного поддона, который на прокладках плотно соединяется с картером сцепления. С целью предупреждения замасливания фрикционных накладок попадающим из картеров двигателя и коробки передач маслом в крышке 18 нижнего люка установлена войлочная маслоудерживающая набивка 19, которая при технических обслуживаниях промывается бензином.

Вентиляция картера сцепления производится через специальное отверстие, имеющее резьбу. На время преодоления брода в это отверстие ввинчивается пробка, которая в обычных условиях ввернута в глухое резьбовое отверстие, расположенное рядом с вентиляционным.

Свободный ход педали сцепления 35—40 мм.

На автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219, а также на автомобиле Урал-375 выпуска до ноября 1962 г. установлено однодисковое сцепление с одной центральной нажимной пружиной.

Сцепление состоит из кожуха 23, нажимного диска 27, ведомого диска 28 с фрикционными накладками 31 и ступицей 30, центральной нажимной пружины 20 с муфтой 8 рычагов 26 выключения сцепления и механизма выключения сцепления.

Кожух 23 сцепления прикреплен двенадцатью болтами к маховику 2. В кожухе имеются четыре выемки, в которые входят соответственно четыре выступа на нажимном диске.

Для обеспечения полного выключения сцепления между нажимным диском 27 и кожухом сцепления установлены три шпильки 25 с отжимными пружинами 24. Ведомый диск жестко укреплен на фланце ступицы 30, сидящей на шлицах ведущего вала 21 коробки передач.

В кожухе сцепления на регулировочных прокладках 3 установлен и закреплен сухарями на четырех шпильках опорный фланец 22. Во фланце поставлена муфта 8 рычагов выключения. Между опорным фланцем и фланцем муфты рычагов выключения в сжатом состоянии установлена центральная нажимная пружина 20. На переднем конце муфты рычагов выключения укреплена обойма 7, в которой на шариках закреплены концы рычагов 26.

Центральная нажимная пружина 20 давит на фланец муфты 8 и оттягивает ее назад вместе с внутренними концами рычагов 26. При этом наружные концы рычагов, опираясь на кольцевой выступ 6 опорного фланца 22, давят на центрирующий выступ 5 нажимного диска 27 и прижимают диск к маховику.

Веерообразное расположение рычагов 26 выключения сцепления обеспечивает равномерное распределение усилия пружины по всей окружности нажимного диска.

Плавность включения сцепления достигается упругостью рычагов 26, которые при включении сцепления немного прогибаются.

Для охлаждения и вентиляции сцепления в кожухе сцепления и на опорном фланце имеются специальные окна, а рычаги выключения сделаны так, что при вращении вызывают завихрение воздуха.

Нормальный свободный ход педали сцепления 32—40 мм.

Рис. Сцепление автомобилей КрАЗ-214 и КрАЗ-219: 1 — картер маховика; 2 — маховик; 3 — регулировочные прокладки; 4 — картер сцепления; 5 — центрирующий выступ нажимного диска- 6 — кольцевой выступ опорного фланца кожуха; 7 — обойма; 8 — муфта рычагов выключения; 9 — втулка муфты выключения; 10 — гибкий шланг масленки; 11 — направляющий палец; 12 — крышка подшипника ведущего вала коробки передач; 13 — направляющая втулка; 14 — сухарь муфты выключения; 15 — вилка выключения; 16 — масленка подшипника вала вилки; 17 — вал вилки; 18 — рычаг вала вилки выключения; 19 — нажимной подшипник; 20 — центральная нажимная пружина; 21 — ведущий вал коробки передач; 22 — опорный фланец кожуха сцепления; 23 — кожух сцепления; 24 — отжимная пружина; 25 — шпилька; 26 — рычаг выключения сцепления; 27 — нажимной диск; 28 — ведомый диск; 29 — коленчатый вал двигателя; 30 — ступица ведомого диска; 31 — фрикционные накладки ведомого диска

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *