Работа сцепления

Работа сцепления

Если педаль 21 отпущена, то под действием нажимных пружин 14 ведомый диск 10 зажат между маховиком и нажимным диском и вращается вместе с маховиком двигателя. Вилка 22 выключения сцепления с подпятником и педаль 21 удерживаются при этом в крайнем заднем положении соответственно оттяжными пружинами 25 и 15.

В этом положении между подпятником 12 и пятой 11 имеется зазор К, определяющий величину свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления.

При нажатии на педаль 21 сцепления усиление от педали передается через толкатель 14 поршню 4 главного цилиндра и далее тормозной жидкостью по изогнутой трубке 2 к поршню 36 рабочего цилиндра и через его толкатель 27 и палец 23 к вилке 22 выключения сцепления. Вилка, поворачиваясь вокруг оси 20, перемещает вперед обойму 13 с подпятником 12 и упирает последний в пяту 11. Дальнейшее перемещение пяты вместе с подпятником вызывает поворот отжимных рычагов 9 вместе с осями 7 в фигурном отверстии регулировочных пальцев 6.

Во время поворота отжимных рычагов опорные пластины 4, преодолев сопротивление нажимных пружин 13, отводят нажимной диск 1 от ведомого 10. При этом прекращается передача вращения от двигателя к коробке передач.

При включенном сцеплении и работающем двигателе ось 2 отжимных рычагов 1 соприкасается с верхней частью поверхности фигурного отверстия в пальце 3. Отжимной рычаг 1, а следовательно, и его ось 2 занимают это положение под действием центробежной силы, отбрасывающей их в радиальном направлении до упора оси 2 в поверхность фигурного отверстия пальца 3. Когда под давлением подпятника перемещение пяты вызывает поворот отжимного рычага с его осью, последняя перекатывается по плоскому участку фигурного отверстия в пальце и занимает положение, показанное на рисунке.

Таким образом, здесь происходит трение качения по контактным поверхностям. В это время опорная пластина 4 поворачивается во внутренней поверхности крюкообразных выступов нажимного диска 5. В плоскости касания опорной пластины 4 с рычагом 1 при его перемещении происходит как трение скольжения, так и трение качения, однако трение скольжения между указанными поверхностями очень мало. Вследствие этого значительно уменьшаются потери на трение при работе механизма сцепления. При отпускании педали сцепления нажимной диск под действием нажимных пружин приближается к ведомому диску и после соприкосновения с ним постепенно выпрямляет пружинные пластины, имеющие волнистую поверхность, и сцепление включается плавно.

Механизм отжимных рычагов

Рис. Механизм отжимных рычагов: а — сцепление включено: б — сцепление выключено; 1 — отжимной рычаг; 2 — ось отжимною рычага; 3 — регулировочный палец; 4 — опорная пластина; 5 — нажимной диск

При полном включении сцепления толщина ведомого диска вследствие деформации пружинных пластин уменьшается примерно на 0,7 мм по сравнению с толщиной диска в свободном состоянии.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *