Алгоритм юридических действий по заключению договора автомобильной перевозки грузов (в том числе в международном сообщении)

Время на прочтение: 6 минут(ы)

В предлагаемой статье последовательно расписаны действия, которые необходимо совершить для составления и подписания договора автомобильной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном сообщении, и указаны нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при совершении таких действий. Предлагаемый алгоритм юридических действий может применяться также и при заключении других гражданско-правовых договоров.

Стадия 1. Поиск и анализ нормативных правовых актов, регулирующих общие условия и порядок осуществления автомобильной перевозки грузов (в том числе в международном сообщении)
Разрешаемая на этой стадии задача Действия по разрешению поставленной задачи и их результат
                I                   II
1.1. Анализ нормативных правовых

актов, регулирующих общие условия

и порядок осуществления

внутриреспубликанской

автомобильной перевозки грузов

Перечень основных нормативных правовых

актов:

1) Гражданский кодекс Республики

Беларусь (глава 40 «Перевозка»);

2) Закон Республики Беларусь

от 05.05.1998 N 140-З «Об основах

транспортной деятельности»;

3) Закон Республики Беларусь от

14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном

транспорте и автомобильных перевозках»;

4) Правила автомобильных перевозок

грузов, утвержденные постановлением

Совета Министров Республики Беларусь

от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила

автомобильных перевозок грузов).

Результатом анализа должна стать

подборка правовых норм, необходимых

для включения в договор автомобильной

перевозки грузов в пределах республики

1.2. Анализ нормативных правовых

актов, регулирующих условия и

порядок осуществления

международной автомобильной

перевозки грузов (в дополнение к

актам, указанным в п. 1.1

настоящей статьи)

Перечень основных нормативных правовых

актов:

1) Конвенция Организации Объединенных

Наций «О договоре международной

дорожной перевозки грузов» (КДПГ)

(заключена в г. Женеве 19.05.1956);

2) Правила автомобильных перевозок

грузов (глава 10 «Особенности

предъявления претензий и исков при

международной автомобильной перевозке

грузов», глава 46 «Ответственность

автомобильного перевозчика и заказчика

автомобильной перевозки при выполнении

международных автомобильных перевозок

грузов»);

3) Решение Комиссии Таможенного союза

от 09.12.2011 N 899 «О введении

обязательного предварительного

информирования о товарах, ввозимых на

таможенную территорию Таможенного

союза автомобильным транспортом»;

4) Указ Президента Республики Беларусь

от 27.03.2008 N 178 «О порядке

проведения и контроля внешнеторговых

операций».

Результатом анализа должна стать

подборка правовых норм, необходимых

для включения в договор международной

автомобильной перевозки грузов

          Стадия 2. Поиск и анализ нормативных правовых актов,

регулирующих специальные условия и порядок оказания услуг

(применительно к автомобильной перевозке грузов)

                I                   II
2.1. Анализ нормативных правовых

актов, регулирующих получение

специального разрешения

(лицензии) на деятельность в

области автомобильного транспорта

Нормативным правовым актом в этой

области является Положение о

лицензировании отдельных видов

деятельности, утвержденное Указом

Президента Республики Беларусь от

01.09.2010 N 450 (глава 12

«Деятельность в области автомобильного

транспорта»).

В результате анализа следует решить

вопрос о необходимости получения

специального разрешения (лицензии) для

исполнения обязательств по заключаемому

договору

2.2. Анализ нормативных правовых

актов, регулирующих проведение

процедуры государственной

санитарно-гигиенической

экспертизы услуг

Перечень нормативных правовых актов:

1) Закон Республики Беларусь от

07.01.2012 N 340-З «О санитарно-

эпидемиологическом благополучии

населения» 19.07.2012 (статья 16);

2) перечень работ и услуг, которые

могут представлять потенциальную

опасность для здоровья населения

(приложение к постановлению

Министерства здравоохранения

Республики Беларусь от 28.09.2006 N 75

«Об утверждении перечня работ и услуг,

которые могут представлять

потенциальную опасность для здоровья

населения»).

Из актов законодательства, действующих

на момент написания настоящей статьи,

следует вывод о том, что услуги по

автомобильной перевозке грузов не

включены в перечень работ и услуг,

которые могут представлять

потенциальную опасность для здоровья

населения. Это означает, что

проведения процедуры государственной

санитарно-гигиенической экспертизы в

рассматриваемом случае не требуется

2.3. Анализ нормативных правовых

актов, регулирующих проведение

процедуры обязательного

подтверждения соответствия

(обязательной сертификации) услуг

Перечень нормативных правовых актов:

1) Закон Республики Беларусь от

05.01.2004 N 269-З «Об оценке

соответствия требованиям технических

нормативных правовых актов в области

технического нормирования и

стандартизации» (глава 4

«Подтверждение соответствия»);

2) Перечень продукции, работ, услуг и

иных объектов оценки соответствия,

подлежащих обязательному подтверждению

соответствия в Республике Беларусь

(глава 19 приложения к постановлению

Государственного комитета по

стандартизации Республики Беларусь от

16.12.2008 N 60 «Об утверждении

перечня продукции, работ, услуг и иных

объектов оценки соответствия,

подлежащих обязательному подтверждению

соответствия в Республике Беларусь»).

Из актов законодательства, действующих

на момент написания настоящей статьи,

следует вывод о том, что услуги по

автомобильной перевозке грузов не

включены в перечень продукции, работ,

услуг и иных объектов оценки

соответствия, подлежащих обязательному

подтверждению соответствия в

Республике Беларусь. Это означает, что

проведения процедуры обязательного

подтверждения соответствия

(обязательной сертификации) в

рассматриваемом случае не требуется

2.4. Анализ нормативных правовых

актов, регулирующих проведение

закупки (государственной закупки)

услуг

Перечень нормативных правовых актов:

1) Указ Президента Республики Беларусь

от 07.02.2005 N 58 «О проведении

подрядных торгов в строительстве и

признании утратившими силу отдельных

указов»;

2) Указ Президента Республики Беларусь

от 17.11.2008 N 618 «О государственных

закупках в Республике Беларусь»;

3) Указ Президента Республики Беларусь

от 27.02.2012 N 112 «О проведении

электронных аукционов»;

4) постановление Совета Министров

Республики Беларусь от 15.03.2012

N 229 «О совершенствовании отношений в

области закупок товаров (работ, услуг)

за счет собственных средств».

В результате анализа следует решить

вопрос о необходимости предварительного

проведения процедуры закупки

(государственной закупки) услуг по

автомобильной перевозке грузов (либо

участия в такой процедуре) исходя из

предполагаемых условий оказания этих

услуг

2.5. Анализ норм

законодательства, устанавливающих

специальные требования к

перевозчику, водителям

перевозчика и грузовым

транспортным средствам

перевозчика

Нормативным правовым актом в этой

области являются Правила автомобильных

перевозок грузов (раздел VI

«Требования к автомобильным

перевозчикам, водителям и транспортным

средствам при выполнении

внутриреспубликанских и международных

автомобильных перевозок грузов»).

Результатом анализа правовых норм

должен стать перечень необходимых для

надлежащего исполнения обязательств по

заключаемому договору требований,

которым должны соответствовать

перевозчик, его водители и грузовые

транспортные средства

          Стадия 3. Составление проекта договора автомобильной

перевозки грузов

                I                   II
3.1. Решение вопроса о

составлении разового или

долгосрочного договора

Если договор будет носить долгосрочный

(многоразовый) характер, то его

следует составлять по схеме «договор

общего характера плюс документ типа

спецификации». Спецификация в таких

случаях включает в себя конкретные

условия разовой сделки, исполняемой в

рамках договора общего характера. В

роли спецификации в рассматриваемом

случае может выступать разовый заказ

на перевозку груза. Примерная форма

разового заказа установлена в

приложении 3 к Правилам автомобильных

перевозок грузов

3.2. Определение структуры

договора

Договор может содержать такие

составляющие, как:

— наименование договора, место и дата

его составления;

— полное наименование сторон, сведения

о лицах, уполномоченных на подписание

договора, и указание на документ,

предоставляющий такие полномочия;

— предмет договора;

— условия осуществления перевозки;

— общий порядок осуществления

перевозки;

— права и обязанности сторон;

— провозная плата и порядок расчетов;

— ответственность сторон;

— порядок разрешения споров;

— срок действия договора, порядок его

изменения и расторжения;

— заключительные положения;

— реквизиты и подписи сторон;

— приложения (формы необходимых

документов)

3.3. Наполнение структурных

частей (статей) договора текстом,

переработка текста

Можно предложить следующий порядок

написания текста договора:

1) сначала структурные части договора

наполняются соответствующими по смыслу

нормами (извлечениями из них) из

анализируемых актов законодательства;

2) после наполнения всех частей

договора тексты правовых норм

перерабатываются под стиль

составляемого договора, адаптируются к

его условиям, структурируются в пункты

и т.д.;

3) после переработки текст

вычитывается целиком, из него

убираются противоречия и повторения,

устраняются другие недостатки

           Стадия 4. Проверка возможности сторон по заключению

и исполнению договора

                I                   II
4.1. Проверка правоспособности

перевозчика как юридического

лица, оказывающего услуги по

перевозке грузов во

внутриреспубликанском или

международном сообщении

Заказчик истребует от перевозчика для

анализа документы о государственной

регистрации (устав, свидетельство),

документы разрешительного характера и

иную документацию, предусмотренную

законодательством (см. стадию 2).

При необходимости документы копируются

и прилагаются к проекту договора.

Результатом проверки должен стать

однозначный положительный или

отрицательный ответ на вопрос о том,

правомочен ли перевозчик оказывать

услуги заказчику по перевозке грузов

на условиях заключаемого договора

4.2. Анализ необходимости

осуществления другой стороной

внутренних организационных

процедур, необходимых для

заключения и исполнения договора

Проверка осуществляется каждой из

сторон договора. Стороны анализируют

уставы друг друга с целью выявления

внутренних требований, которые

предусмотрены для заключения и

исполнения договора автомобильной

перевозки грузов (например,

необходимость предварительного или

последующего согласования

(утверждения) договора органами

управления юридического лица (общим

собранием участников, наблюдательным

советом, советом директоров и т.д.) в

зависимости от заложенных в договоре

условий (например, суммы договора)).

По результатам анализа каждая из

сторон должна решить вопрос о

необходимости истребования от другой

стороны документа, свидетельствующего

об осуществлении процедуры,

предусмотренной уставом для заключения

и исполнения договора. В случае

положительного решения этого вопроса

необходимый документ истребуется до

заключения договора (если процедура

носит предварительный характер) либо

после его заключения (если процедура

носит последующий характер). До

получения такого документа договор не

заключается, а заключенный договор не

исполняется

4.3. Проверка полномочий

представителя другой стороны на

подписание договора от имени этой

стороны

Проверка осуществляется каждой из

сторон договора. Полномочия

руководителя (директора) исследуются

по уставу, полномочия иных лиц — по

доверенности или приказу. Разовая

доверенность (копия многоразовой

доверенности) прилагается к проекту

договора. Копия приказа прилагается по

требованию другой стороны.

Из приложенных к проекту договора

документов должен следовать вывод о

том, что указанный в договоре

представитель стороны обладает

полномочиями на его подписание

       Стадия 5. Согласование текста и подписание проекта договора
                I                   II
5.1. Согласование текста проекта

договора

Стороны обмениваются замечаниями по

тексту, согласовывают внесенные в него

исправления. При необходимости

истребуется правовое обоснование

внесенных корректив (ссылка на норму

акта законодательства). В случае,

когда спорное положение договора

регулируется только соглашением

сторон, осуществляется поиск

компромиссной редакции этого положения

5.2. Инициирование процедуры

преддоговорного спора

Перечень нормативных правовых актов:

1) Гражданский кодекс Республики

Беларусь (статьи 415, 416);

2) постановление Пленума Высшего

Хозяйственного Суда Республики

Беларусь от 16.12.1999 N 16

«О применении норм Гражданского кодекса

Республики Беларусь, регулирующих

заключение, изменение и расторжение

договоров» (пункт 10).

Сторона, получившая подписанный другой

стороной проект договора, подписывает

его со своей стороны и одновременно

составляет протокол разногласий к

договору. Все эти документы она

направляет другой стороне. Если другая

сторона не принимает условия протокола

разногласий, то преддоговорной спор

передается для рассмотрения в

хозяйственный суд.

При обращении в хозяйственный суд

следует учитывать, что согласие сторон

на передачу преддоговорного спора на

рассмотрение хозяйственного суда

должно быть прямо изложено в договоре

либо вытекать из переписки сторон

5.3. Подписание представителями

сторон согласованного проекта

договора

Осуществляется учинение подписей

уполномоченных представителей сторон

на договоре. При необходимости

указывается дата подписания договора

уполномоченным лицом (такая

необходимость может возникнуть в

случае, когда дата составления проекта

договора, указанная в начале текста,

не совпадает с датой его подписания и

такое несовпадение имеет

принципиальный характер для стороны-

подписанта)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *