Арест имущества таможенными органами как мера обеспечения соблюдения таможенного законодательства

Арест имущества таможенными органами как мера обеспечения соблюдения таможенного законодательства

Под арестом имущества в Республике Беларусь понимается действие таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)), как способ исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей, пеней, а также как мера обеспечения административного процесса в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения (часть 1 статьи 8.7 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — ПИКоАП)).

Ограничение имущественных прав в виде ареста имущества производится таможенными органами в случае:

  1. необходимости обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей, пеней;
  2. пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, на срок проведения такой проверки;
  3. в случаях намеренного использования ложных товарных знаков и географических указаний в коммерческих целях (статья 23 Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (заключено в г. Минске 04.06.1999));
  4. обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде:
  • штрафа;
  • конфискации;
  • взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Изъятие товаров и документов закреплено в части 1 статьи 8.9 ПИКоАП: обнаруженные при задержании, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, изымаются должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

При конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, помещенных под таможенную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров прекращается, а конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. Согласно статье 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП) конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения закреплено в статье 6.12 КоАП и состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Согласно статье 208 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) в случае наложения ареста на товары, помещенные под таможенную процедуру, либо изъятия товаров в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается. Если принято решение об отмене наложения на них ареста либо об отмене изъятия товаров, действие таможенной процедуры возобновляется. При возобновлении действия таможенной процедуры проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с разделом 6 ТмК ТС, за период приостановления действия таможенной процедуры не начисляются и не уплачиваются.

Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности.

Действие обязательства об обратном вывозе товаров (включая транспортные средства), ввезенных в соответствии с процедурой временного ввоза, приостанавливается на срок этого ареста (пункт 3 статьи 7 Конвенции Всемирной таможенной организации «О временном ввозе» (заключена в г. Стамбуле 26.06.1990) (далее — Конвенция о временном ввозе)). Равно как и требование реэкспорта товаров приостанавливается на срок ареста.

Изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза не могут быть помещены под таможенную процедуру уничтожения.

Арест может быть наложен на часть либо на все имущество плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, содержится в приложении 1 к Гражданско-процессуальному кодексу Республики Беларусь. Перечень имущества, на которое не может быть наложен арест в целях обеспечения административного взыскания, содержится в приложении к ПИКоАП.

Таможенный орган не может наложить арест на товар, помещенный под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если таможенные платежи, пени и проценты не уплачены в отношении этих же товаров, находящихся под таможенным контролем.

В дополнение к норме, установленной частью 3 статьи 6.10 КоАП, о том, что «конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, не применяется, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях — если указанным лицом в установленном порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления», согласно ТмК ТС подпунктом 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» (далее — Указ) определены случаи, когда товары, являющиеся предметами административного таможенного правонарушения (далее — АТП), не подлежат конфискации (соответственно к ним не применяются меры обеспечения административного процесса в виде изъятия или наложения ареста):

  • если товары, являющиеся предметами АТП, помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь с учетом положений Указа;
  • если товары, являющиеся предметами АТП, приобретены после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это АТП, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если этот приобретатель не знал и не мог знать о его совершении, либо в розничной торговле.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства, уплату пеней, если иное не установлено ч. 2 п. 4 ст. 54 НК .

В случае наличия у плательщика (иного обязанного лица) неделимого имущества, стоимость которого превышает сумму неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и отсутствия иного имущества, достаточного для обеспечения его исполнения, на такое имущество может быть наложен арест.

Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. При этом расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест.

Согласно части 7 статьи 8.7 ПИКоАП стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, не должна превышать максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАП, по которой физическое либо юридическое лицо привлекается к административной ответственности, за исключением неделимых вещей, на которые может быть наложен арест (часть 8 статьи 8.7 ПИКоАП).

О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества, что закреплено частью 4 статьи 8.7 ПИКоАП. Кроме того, при наложении ареста на временно ввезенные товары таможенные органы информируют об этом факте и о своих намерениях Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Торгово-промышленную палату (пункт 7.2 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15.07.1998 N 256-ОД «О введении в действие «Положения о порядке применения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе»), а также по возможности уведомляют гарантирующую ассоциацию об осуществленных ими или по их ходатайству арестах товаров (включая транспортные средства), ввезенных с применением документа о временном ввозе, гарантированного этой ассоциацией, и извещают ее о мерах, которые они намерены предпринять (статья 15 Конвенции о временном ввозе).

Решение о наложении ареста на имущество плательщика (иного обязанного лица) принимается руководителем (его заместителем) таможенного органа в форме постановления о наложении ареста на имущество. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) — организации производится при участии его законного или уполномоченного представителя в присутствии понятых. При отсутствии законного или уполномоченного представителя плательщика (иного обязанного лица) либо отказе присутствовать при аресте имущества арест имущества производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика (иного обязанного лица) о явке его законного или уполномоченного представителя в таможенный орган.

Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) — физического лица производится в его присутствии и только с санкции прокурора. При отсутствии плательщика (иного обязанного лица) либо отказе его присутствовать при аресте имущества арест имущества производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика (иного обязанного лица) о произведенном аресте.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить плательщику (иному обязанному лицу), его законному или уполномоченному представителю постановление о наложении ареста (а для физического лица и санкцию прокурора) и документы, удостоверяющие их полномочия.

Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается:

  • в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им;
  • при необходимости — в изъятии описанного имущества, запрете пользоваться им и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение арестованного имущества.

Имущество, подлежащее аресту, перечисляется и описывается в описи имущества с точным указанием наименований, количества, индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости (балансовой стоимости). Для определения стоимости имущества может быть привлечен специалист. В протоколе описи арестованного имущества указываются дата и место составления протокола, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, а также лиц, присутствовавших при его составлении, фамилия, имя и отчество (наименование) лица, чье имущество описывается, наименование каждого предмета, подлежащего описи, его отличительные признаки (качество, количество, степень износа и т.п.), оценка каждого предмета в отдельности и стоимость всего имущества, включенного в опись (если это возможно), какие предметы опечатаны и количество печатей, наложенных на каждый предмет, если опечатывание проводилось, отметка о разъяснении лицам, присутствующим при описи арестованного имущества, порядка и срока обжалования действий лица, составившего протокол, замечания и предложения лиц, присутствовавших при описи, сведения об изъятии имущества, о передаче имущества на хранение, фамилия, имя и отчество лица, которому имущество передано на хранение, его адрес, а также подпись, удостоверяющая предупреждение его об ответственности за порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение имущества, переданного ему на хранение и подвергнутого описи.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и плательщику (иному обязанному лицу) либо его законному или уполномоченному представителю. При необходимости имущество упаковывается и опечатывается на месте ареста.

Руководитель (его заместитель) таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест, до определения места его хранения в соответствии с законодательством. Изъятое имущество передается на хранение плательщику (его представителю) в случаях, установленных законодательством, или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности в соответствии с законодательством за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение изъятого имущества, о чем берется подписка.

Если имущество, на которое наложен арест, не было изъято, такое имущество вверяется плательщику (его представителю) по описи имущества с предупреждением об ответственности в соответствии с законодательством за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение вверенного имущества, о чем берется подписка. Плательщик вправе пользоваться переданным ему на хранение арестованным имуществом, исключив при этом его порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение.

Лицу, которому передано на хранение описанное имущество, если таковым не являются плательщик (иное обязанное лицо) или его представитель, возмещаются расходы по хранению имущества за счет плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательными актами.

Передача арестованного имущества на хранение производится на основании акта передачи имущества на хранение по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь от 31.10.2006 N 1443/3/11 «О формах документов, используемых в работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».

В случае ареста продовольственных и скоропортящихся товаров, животных, требующих специальных условий хранения (содержания), реализация такого имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством. Арест налагается на денежные средства, полученные от реализации скоропортящейся продукции, на которую наложен арест, до принятия решения о конфискации.

Постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 10.05.2007 N 20/118/43/3/4/39-1/12 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, денежных средств, ценностей, наград, документов и иного имущества по уголовным делам» определено, что имущество, на которое наложен арест, может быть передано на хранение представителю местного исполнительного и распорядительного органа, жилищно-эксплуатационной организации, владельцу этого имущества или иному лицу, которые предупреждаются об ответственности за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение (утрату) имущества, о чем берется подписка. Для хранения вещественных доказательств, имущества, на которое наложен арест, в таможенных органах оборудуются специальные помещения со стеллажами, укрепленной дверью, зарешеченными окнами, охранной и автоматической пожарной сигнализацией или выделяется специальный сейф достаточного размера (далее — хранилище). Основанием для помещения вещественных доказательств, имущества, на которое наложен арест, в хранилище является постановление органа уголовного преследования, постановление суда.

Хранение изъятых транспортных средств осуществляется в местах, обеспечивающих их сохранность. При передаче на хранение транспортного средства составляется акт его осмотра, предусмотренный Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 04.09.2006 N 559 «О работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства». Причем имущественные дела хранятся в архивах таможенных органов в течение 5 лет после исполнения решения об обращении вещественных доказательств, имущества, на которое наложен арест, в доход государства, возврате их владельцам или уничтожении.

Согласно пункту 19 Инструкции о таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15.12.2005 N 94, таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением, проведением погрузочно-разгрузочных и иных операций с товарами до их помещения под таможенный режим отказа от товара в пользу государства. Выполнение данных операций производится декларантом за собственный счет.

Решение о наложении ареста на имущество действует с момента наложения ареста до отмены этого решения руководителем (его заместителем) таможенного органа, принявшего решение о наложении ареста, либо до отмены этого решения вышестоящим таможенным органом либо общим или хозяйственным судом.

Решение о наложении ареста на имущество отменяется руководителем (его заместителем) таможенного органа, принявшего решение о наложении ареста, когда в этой мере отпадает необходимость:

  • при прекращении налогового обязательства, уплате пеней;
  • при возврате таможенному органу материалов по имуществу плательщика (иного обязанного лица), на которое общим или хозяйственным судом обращено взыскание, если имущество не реализовано торговой организацией в течение двух месяцев после его переоценки (или трех месяцев после передачи его для реализации), а по недвижимому имуществу — одного года. Причем отмена решения о наложении ареста на имущество не прекращает налогового обязательства плательщика (иного обязанного лица), обязанностей по уплате пени;
  • при обстоятельствах, исключающих административный процесс согласно статье 9.6 ПИКоАП, таких как:
  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
  3. истечение сроков наложения административного взыскания;
  4. принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
  5. недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, возраста, с которого наступает административная ответственность;
  6. невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части КоАП;
  7. смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных ПИКоАП, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица;
  8. наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;
  9. недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения;
  10. ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
  11. смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс;
  12. наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;
  13. недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения;
  14. освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в соответствии со статьями 8.2, 8.3, 8.5, 8.7 КоАП:
  • по основаниям малозначительности правонарушения — содержащее признаки административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам;
  • при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • в связи с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Прекращенные дела об административных правонарушениях регистрируются в журнале регистрации и учета прекращенных дел об административных правонарушениях, который ведется в отделе таможенных расследований таможни. В него заносятся сведения об изъятых (арестованных) товарах (наименование, количество, вес, объем в зависимости от того, в каких единицах они измеряются, оценочная стоимость, место хранения, серия, номер и дата составления описи товаров, а также какая мера обеспечения административного процесса применена (изъятие, наложение ареста)).

При отмене решения о наложении ареста имущество, переданное на хранение другим лицам, подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу). В случае отмены решения о наложении ареста на имущество после его реализации (передачи в иное использование) плательщику (иному обязанному лицу) возвращаются денежные средства, поступившие в бюджет от его реализации (иного использования). За имущество, переданное безвозмездно, денежные средства возмещаются в размере суммы, указанной в акте передачи имущества для реализации или иного использования.

Таким образом, арест имущества не предусматривает ограничение права пользования арестованным имуществом, если не было произведено изъятие товаров.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *