Некоторые вопросы использования тахографов в международных автомобильных перевозках грузов

Некоторые вопросы использования тахографов в международных автомобильных перевозках грузов

Тахограф — контрольное устройство, предназначенное для установки на транспортных средствах в целях непрерывного измерения либо регистрации в автоматическом режиме данных о движении этих транспортных средств: пройденного пути и скорости движения, определенных периодов работы и отдыха водителей и при необходимости другой дополнительной информации. Тахографы по своей конструкции подразделяются на электронно-механические (аналоговые) и электронные (цифровые).

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» при выполнении транспортными средствами международных автомобильных перевозок в обязательном порядке устанавливаются тахографы. Причем применяются они в отношении транспортных средств международной перевозки грузов с разрешенной массой свыше 3,5 тонны. На малотоннажный транспорт тахографы не устанавливаются.

Общий порядок использования тахографов, установленных на транспортных средствах, при выполнении перевозчиками автомобильных перевозок регулируется Инструкцией о порядке использования тахографов на транспортных средствах, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.02.2008 N 8 (далее — Инструкция об использовании тахографов).

Тахографы, установленные на автотранспортных средствах, зарегистрированных в Республике Беларусь, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокола о подписании (заключено в г. Женеве 01.07.1970) (далее — ЕСТР), тип которых должен быть утвержден в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Тахографы, установленные на транспортных средствах, зарегистрированных в Республике Беларусь, подлежат обязательной поверке, которая проводится органами Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Поверка тахографов осуществляется при выпуске из производства или ремонта, а также в процессе эксплуатации. Причем свидетельство о поверке тахографа должно храниться у автомобильного перевозчика в течение срока его действия и предъявляться по требованию уполномоченных контролирующих органов (п. 10, 11, 13 Инструкции об использовании тахографов).

Эксплуатация транспортного средства без установленного тахографа, а равно использование тахографа, не соответствующего требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно п. 7 Инструкции об использовании тахографов регистрация информации о пройденном пути и скорости движения транспортного средства, периодах работы и отдыха водителей, иной дополнительной информации, касающейся эксплуатации транспортного средства, в электронно-механическом тахографе осуществляется при помощи регистрационных листов, а в электронном (цифровом) тахографе — при помощи карточки водителя.

Режим работы водителей грузовых автомобилей регламентируется ЕСТР. Республика Беларусь присоединилась к ЕСТР 2 октября 1993 г.

Ежедневная продолжительность управления не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели (п. 1 ст. 6 ЕСТР). После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель должен сделать перерыв на срок не менее 45 минут, если не наступает период отдыха. Перерыв в 45 минут может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода. Время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве (к примеру, на пароме) не рассматривается в качестве другой работы и должно квалифицироваться как перерыв. Эти периоды не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха (ст. 7 ЕСТР).

Еженедельная продолжительность управления не должна превышать 56 часов (п. 2 ст. 6 ЕСТР).

В течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего ежедневного периода отдыха или еженедельного периода отдыха водитель должен использовать новый ежедневный период отдыха. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет как минимум 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха (п. 2 ст. 8 ЕСТР).

В течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, должен иметь новый ежедневный период отдыха продолжительностью как минимум 9 часов (п. 3 ст. 8 ЕСТР). По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке (п. 8 ст. 8 ЕСТР).

Особенности контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки.

Порядок проведения проверок на предмет соблюдения режима труда и отдыха водителями регламентирован Инструкцией о порядке проведения работниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь контроля за соблюдением скоростных режимов движения, режима труда и отдыха водителями транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов, а также требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.05.2004 N 115/18 (далее — Инструкция о проведении контроля).

При проведении проверки записей тахограммы для извлечения ее из тахографа контролирующие органы должны:

  • определить состояние часов тахографа;
  • зафиксировать местное время извлечения тахограммы.

При выявлении нарушений в работе тахографа водитель обязан принять меры к их устранению в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и ЕСТР.

Также при осуществлении государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности у водителя проверяют соблюдение требований по установке и эксплуатации тахографов, записи тахограммы за день, в течение которого водитель управлял транспортным средством (п. 21 Инструкции о проведении контроля).

Согласно ч. 2 ст. 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин.

В случаях выявления нарушения предусмотренных законодательством сроков перенесения информации из контрольного устройства (тахографа) или карточки водителя в программно-технические средства в соответствии с ч. 3 ст. 18.26 КоАП применяются штрафные санкции в размере от двух до пяти базовых величин.

Имеет ли право транспортная инспекция осуществлять проверки цифровых тахографов российских транспортных средств, следующих из Российской Федерации в страны Евросоюза транзитом через территорию Республики Беларусь?

Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь наделена правом проверки транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, независимо от того, где зарегистрировано транспортное средство, на основании ЕСТР, подп. 9.1 п. 9, ч. 1 п. 13, п. 15 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», подп. 30.1 п. 30 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2014 N 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2002 г. N 1218 и от 17 февраля 2012 г. N 156, признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. N 776 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Осуществление контроля режима труда и отдыха фиксируется путем внесения соответствующей записи (отметки) в регистрационных листках, распечатке с цифрового тахографа (п. 34 указанного Положения).

Как часто необходимо загружать данные цифрового тахографа?

Данные цифрового тахографа должны загружаться каждые 90 дней. Информация должна храниться не менее года по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя. (п. 31 Инструкции о проведении контроля).

Все транспортные средства, выпущенные или впервые зарегистрированные после 16 июня 2010 г., должны быть оборудованы цифровыми тахографами (ч. 3 п. 14 Инструкции об использовании тахографов).

Кто может устанавливать цифровые тахографы?

В соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2010 N 903 «О некоторых вопросах функционирования системы цифровых тахографов» (далее — постановление N 903) цифровые тахографы могут устанавливать сервисные мастерские (юридические лица, индивидуальные предприниматели), имеющие разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на оказание услуг по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов.

В п. 5.19 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Перечень административных процедур), перечислен перечень документов, представляемых в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для получения заинтересованным лицом разрешения на оказание услуг по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов.

Некоторые особенности выдачи карточек цифрового тахографа

В соответствии с ч. 1 п. 3 Положения о порядке выдачи карточек цифрового тахографа, утвержденного постановлением N 903, в зависимости от функционального назначения Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь выдаются следующие виды карточек:

  • карточка водителя (предназначена для идентификации личности водителя и хранения соответствующих данных о периодах работы и отдыха водителя при управлении им транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);
  • карточка автомобильного перевозчика (предназначена для учета времени работы и отдыха водителей, загрузки, распечатки или блокировки данных цифрового тахографа для обеспечения конфиденциальности и неизменности информации о действиях владельца или пользователя транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом);
  • карточка мастерской (используется работником сервисной мастерской для оказания услуг (выполнения работ) по установке, активированию и ремонту цифрового тахографа);
  • контрольная карточка (используется работниками государственных органов и организаций, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением режимов труда и отдыха водителей, скоростных режимов движения транспортных средств, оснащенных цифровым тахографом).

Перечень документов, представляемых для получения карточек автомобильного перевозчика, сервисной мастерской, контрольной карточки, определен в п. 5.20 Перечня административных процедур.

Карточка водителя выдается гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим на территории Республики Беларусь не менее 185 календарных дней в календарном году.

Перечень документов, необходимых для получения карточки водителя, перечислен в п. 15.18 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан».

Какая ответственность предусмотрена за выполнение международных автомобильных перевозок без тахографа?

Выполнение автомобильных перевозок без контрольного устройства (тахографа) подпадает под действие ст. 18.26 КоАП «Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок».

В соответствии с ч. 1 данной статьи выполнение международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа), а равно нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа), регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя, хранению информации о режиме труда и отдыха водителя, повлекшее искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.

Тахограф в первую очередь великое благо для непосредственного водителя транспортного средства. Когда система тахографии заработает в предусмотренном государством объеме, работодатель не сможет заставить водителя работать больше положенного времени, при этом водитель не рискует остаться без работы. Помимо этого, уставший водитель — это опасность не только для участников дорожного движения, но и для самого работодателя, так как ущерб, который может нанести водитель, совершив дорожно-транспортное происшествие по причине утомленности, не сопоставим с мнимой экономией, полученной благодаря нарушению режима труда и отдыха. Также не стоит забывать, что для отдыха водителям необходимы стоянки, которые сейчас в дефиците. Стоянки — это инфраструктура, рабочие места, активность населения, то, чего не хватает стране в настоящее время. Тахограф необходим в нашей стране. Это также подтверждается опытом стран, схожих с нашей протяженностью и качеством автомобильных дорог, а также менталитетом граждан. Например, в Бразилии прошло более 6 лет с тех пор, как были внедрены тахографы, результаты превзошли все ожидания.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *