О транспортировке товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю, без наличия требуемых сертификатов

Время на прочтение: 6 минут(ы)

В практике органов, ведущих административный процесс, в частности таможенных, имеют место случаи составления протоколов об административных правонарушениях за транспортировку товаров без фитосанитарного либо ветеринарного сертификата по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). В большинстве случаев товар является скоропортящимся, в связи с чем органы, составившие протокол об административном правонарушении и наложившие арест на товар, оперативно принимают меры по его реализации. К моменту рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в хозяйственном суде арестованный товар уже реализован, как следствие, принятие решений о конфискации данного товара влечет увеличение жалоб субъектов хозяйствования на постановления по данным административным делам.

В своих жалобах субъекты хозяйствования ссылаются на ряд нормативных правовых актов, которые наделяют должностных лиц, в том числе соответствующих пунктов пропуска, полномочием по возврату грузоотправителю подконтрольного товара, безопасность которого не подтверждена необходимым ветеринарным либо фитосанитарным сертификатом.

Так, Решением Комиссии Таможенного союза N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (принято в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Решение N 317) утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее — Единый перечень). Кроме того, указанным Решением утверждено Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (далее — Положение N 317). Требования Положения N 317 применяются в отношении товаров, указанных в Едином перечне (далее — подконтрольные товары).

Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 Положения N 317 пограничный контрольный ветеринарный пункт определяется как структурное подразделение уполномоченного органа, осуществляющее пограничный ветеринарный контроль в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и иных местах, определенных законодательством сторон. Разделами III, VI, IX Положения N 317 предусмотрен возврат грузоотправителю подконтрольного товара, безопасность которого не подтверждена в ветеринарно-санитарном отношении.

Решением Комиссии Таможенного союза от N 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» (принято в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Решение N 318) утверждены: Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза (далее — Перечень подкарантинной продукции), Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза (далее — Положение о контроле на границе), Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза (далее — Положение о контроле на территории). Подпунктом 4.1.9 пункта 4.1, подп. 4.3.4 п. 4.3, подп. 4.4.3 п. 4.4, пунктом 6.2 Положения о контроле на границе и пунктами 3.7, 3.13, 3.16 Положения о контроле на территории предусмотрен возврат либо уничтожение подкарантинной продукции, в том числе и при непредставлении фитосанитарного сертификата.

Таким образом, международным законодательством предусмотрены меры по возврату грузоотправителю продукции растениеводства и животноводства, транспортируемой без фитосанитарного либо ветеринарного сертификата, реализация которых могла бы стать альтернативой применения к перевозчику конфискации указанных товаров в рамках части 4 статьи 12.17 КоАП.

Как следствие, у субъектов хозяйствования складывается представление о том, что органы, компетентные осуществлять проверку наличия ветеринарного (фитосанитарного) сертификата на соответствующем пункте пропуска, свое полномочие на возврат товара, если он транспортируется без необходимого сертификата, не используют. Такой товар пропускается для движения дальше, где таможенные органы составляют протоколы об административных правонарушениях за транспортировку товаров без ветеринарного либо фитосанитарного сертификата по части 4 статьи 12.17 КоАП.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то, что более широкое использование полномочия по возврату груза может сыграть немаловажное значение в процессе формирования экономического имиджа Республики Беларусь как зоны благоприятного и надежного транзита, попробуем разобраться в вопросе о механизме и практике применения полномочий по возврату подконтрольной продукции, в том числе применительно к изложенной в настоящем статье ситуации, на пограничных контрольных пунктах.

Прежде чем дать ответ на поставленный вопрос, нужно напомнить, как квалифицируются хозяйственными судами деяния, выразившиеся в транспортировке по территории Республики Беларусь ввезенных из Российской Федерации или Республики Казахстан товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю, без наличия требуемых сертификатов.

Согласно пункту 2.14 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 N 8 (далее — Методические рекомендации), объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, посягающего на охраняемые законом общественные отношения в сфере оборота товаров (работ, услуг), может быть выражена в приобретении, хранении, использовании в производстве, транспортировке товаров, в их реализации в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).

При этом под сопроводительными документами, отсутствие либо несоответствие действительности которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, как указывается в Методических рекомендациях, понимаются первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарно-транспортные накладные типовой формы ТТН-1 и товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей типовой формы ТН-2 (утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»), международные товарно-транспортные накладные (CMR-накладные)), а также другие документы, обязательное наличие которых при совершении той или иной хозяйственной операции предусмотрено законодательством Республики Беларусь, законодательством Таможенного союза и международными договорами Республики Беларусь.

Если актами законодательства предусмотрена необходимость оформления на транспортируемый товар сопроводительных документов в виде сертификатов соответствия, ветеринарных, фитосанитарных сертификатов или сертификатов происхождения товара, перевозчик должен обладать этими документами и сопровождать ими транспортируемый товар (пункт 2.17 Методических рекомендаций).

Пунктом 2 статьи 4 Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам (заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (далее — Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам) установлено, что подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной Стороны (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) на территорию государства другой Стороны в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом.

Справочно. Ветеринарный сертификат — документ, выдаваемый на подконтрольные товары, подлежащие перемещению (перевозке), уполномоченным органом Стороны, удостоверяющий их безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие административных территорий мест производства этих товаров по заразным болезням животных, в том числе болезней, общих для человека и животных (подпункт 2.1.3 пункта 2.1 Положения N 317).

Правовой основой для введения и осуществления ветеринарного контроля (надзора) стало Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам, которое распространяет свое действие на юридические лица и физических лиц, которые ввозят на таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень. Предусмотренные Соглашением по ветеринарно-санитарным мерам меры направлены на обеспечение охраны таможенной территории Таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям.

В силу положений статьи 4 Соглашения Таможенного союза о карантине растений (заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (далее — Соглашение о карантине растений) уполномоченные органы Сторон осуществляют карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу Таможенного союза в пунктах пропуска государств Сторон либо в иных местах, в которых в соответствии с законодательством государств Сторон оборудуются и обустраиваются пункты по карантину растений (фитосанитарные контрольные посты).

Основные принципы проведения карантинного фитосанитарного контроля уполномоченными органами Сторон государств — членов Таможенного союза определены Соглашением о карантине растений, которое распространяется на подкарантинную продукцию, включенную в Перечень подкарантинной продукции. Правовые основы для карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза содержатся в Положении о контроле на границе.

Подкарантинная продукция ввозится на таможенную территорию Таможенного союза на основании импортного карантинного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом Стороны-импортера по форме, установленной законодательством государства Стороны-импортера, и в сопровождении экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата, выдаваемого компетентным органом государства страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций «По защите растений» (заключена в г. Риме 06.12.1951) (далее — Конвенция).

Каждая партия подкарантинной продукции, перевозимая с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом Стороны-отправителя по форме, установленной Конвенцией (пункт 3 статьи 4 Соглашения о карантине растений).

Исходя из буквального толкования названной статьи, можно прийти к выводу, что фитосанитарный сертификат Стороны-отправителя относится к сопроводительным документам.

Следовательно, международным законодательством, действующим для Республики Беларусь, установлено требование по сопровождению товара, подлежащего фитосанитарному контролю, ввозимого в Республику Беларусь из стран — участниц Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009), соответствующим сертификатом, т.е. предусмотрено наличие указанных сертификатов при транспортировке данной категории товаров, что относит такие сертификаты к категории сопроводительных документов.

Таким образом, при установлении фактов транспортировки по территории Республики Беларусь ввезенных из Российской Федерации или Республики Казахстан товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю, без наличия требуемых сертификатов деяния перевозчика необходимо квалифицировать по части 4 статьи 12.17 КоАП.

Имея четкое представление о квалификации таких деяний, разберемся с вопросом по реализации компетентными органами фитосанитарного (ветеринарного) контроля полномочий, предоставленных им в рамках решений Таможенного союза (в частности, по возврату продукции (товаров), транспортируемых без фитосанитарных (ветеринарных) сертификатов). Прежде следует отметить, что такими компетентными органами в Республике Беларусь являются Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, а также Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

При осуществлении в Республике Беларусь карантинного фитосанитарного (ветеринарного) контроля (надзора) государственные инспекторы руководствуются Решением N 318 и Решением N 317.

Вышеобозначенными решениями в зависимости от природы происхождения товара утверждены соответствующие положения и перечни продукции, подлежащей контролю (надзору).

Так, учитывая нормы указанных положений, ветеринарно-санитарному (фитосанитарному) контролю на пограничных пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза подлежит только подкарантинная продукция, которая ввозится из других государств (третьих стран).

Подкарантинная продукция, относящаяся к категории высокого фитосанитарного (ветеринарного) риска, поступающая в пограничные пункты пропуска без фитосанитарных (ветеринарных) сертификатов, возвращается в страну-экспортер в порядке, установленном Инструкцией о порядке изъятия, возврата в страну-экспортер подкарантинной продукции, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15.01.2007 N 4 «Об утверждении некоторых нормативных правовых актов в области защиты растений». Как отмечается компетентными органами, пропуск подкарантинной продукции высокого фитосанитарного (ветеринарного) риска не допускается и сведений о подобных случаях не поступало.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие ветеринарного (фитосанитарного) контроля на внутренних границах, можно сказать, что в данной ситуации деятельность таможенных органов обеспечивает исключение перемещения внутри Таможенного союза товара, безопасность которого не подтверждена в ветеринарно-санитарном (фитосанитарном) отношении.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *