Общие положения, условия поставки EXW. Инкотермс 2010 от «А» до «Я»

Общие положения, условия поставки EXW. Инкотермс 2010 от «А» до «Я»

Договоренности сторон внешнеэкономической сделки о распределении расходов по доставке и рисков на соответствующем этапе перевозки отражаются в контракте с помощью Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс» (далее — Инкотермс). Однако нередко стороны не знают тонкостей использования того или иного термина, неверно трактуют те или иные условия поставки, что снижает качество подготовки контрактов и часто приводит к судебным спорам. Поэтому знание условий поставок в соответствии с Инкотермс для специалиста по внешнеэкономической деятельности является базовым критерием его квалификации.

Общая характеристика Инкотермс

Первая редакция Инкотермс была предложена Международной торговой палатой еще в 1936 году. Именно Инкотермс являются своеобразным мостом, соединяющим правоотношения, возникающие в связи с заключением внешнеторгового договора купли-продажи и договора международной перевозки грузов. По словам разработчиков, основная причина разработки Инкотермс сводится к следующему: «Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в их и соответствующих странах. Это влечет недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег». Именно универсальность Инкотермс, их постоянная адаптация к изменяющейся практике перевозки грузов сделали их столь широкоупотребимыми. Есть и еще один положительный момент в применении терминов Инкотермс — однозначная трактовка их содержания судами, в первую очередь арбитражными, практически во всех странах мира.

Инкотермс являются нормативным документом в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте и при этом в контракте не предусмотрено иное, чем в тексте Инкотермс.

Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки товаров (под словом «товары» здесь подразумеваются материальные товары, при этом такие нематериальные товары, как, например, компьютерное программное обеспечение, исключаются).

Наиболее часто можно встретить два варианта неправильного понимания Инкотермс: во-первых, они имеют большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи, во-вторых, они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

Инкотермс применяются только к отношениям между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах. Инкотермс имеют дело с некоторыми определенными обязанностями сторон, такими как обязанность продавца поставить товар в распоряжение покупателя, или передать его для перевозки, или доставить его в пункт назначения, и с распределением риска между сторонами в этих случаях. Они связаны также с обязанностями очистить товар для экспорта и импорта, упаковкой товара, обязанностью покупателя принять поставку, а также обязанностью представить подтверждение того, что соответствующие обязательства были должным образом выполнены. Хотя Инкотермс крайне важны для осуществления договора купли-продажи, большое количество проблем, которые могут возникнуть из такого договора, вообще не рассматриваются, например передача права владения, другие права собственности, нарушения договоренности и последствия таких нарушений, а также освобождение от ответственности в определенных ситуациях. Инкотермс не предназначены для замены условий договора, необходимых для составления договора купли-продажи, посредством включения нормативных либо индивидуально оговоренных условий.

Инкотермс не имеют дела с последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных препятствий. Эти вопросы должны разрешаться другими условиями договора купли-продажи и соответствующими нормативными правовыми актами.

В деловом обиходе термины Инкотермс принято называть базисными условиями поставки вследствие того, что на их основе устанавливается базис цены отгружаемого товара (в торговой практике — «франко» (итал. franco (свободный), англ. — free), обозначающий условия поставки товаров, при которых покупатель свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного словом «франко»), и указывается, за чей счет производится оплата расходов по доставке товара от продавца к покупателю (в торговой практике — «франкировка»).

При этом контрактная цена, именуемая в международной торговле франко-цена или базисная цена, установленная с учетом принятого сторонами сделки порядка возмещения транспортных расходов по доставке товара, складывается из стоимости товара, расходов на таможенную очистку товаров, транспортных, страховых и других расходов, которые принимает на себя продавец до момента передачи в согласованном месте товара покупателю.

Выбор того или иного термина Инкотермс осуществляется партнерами по сделке применительно к конкретной ситуации исходя из вида товара, условий его транспортировки, финансовых возможностей и юридических условий заключаемой сделки. При этом в силу рекомендательного характера Инкотермс стороны по договору вправе избрать любую из их редакций при условии, если она будет отвечать реалиям проводимой сделки и на ее применение в тексте контракта будет сделана конкретная ссылка.

С 1936 года правила постоянно дорабатываются с учетом правоприменительной практики. В настоящее время самой последней версией данных правил являются Правила Международной торговой палаты Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» (INCOTERMS 2010) (публикация МТП N 715) (далее — Инкотермс 2010).

Однако при этом ничто не ограничивает стороны договора в применении той или иной редакции правил. Так, можно использовать Правила Международной торговой палаты Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» (INCOTERMS 2000) (публикация МТП N 560) (далее — Инкотермс 2000) совершенно так же, как и Инкотермс 2010. Однако важно в тексте контракта указать, какая именно редакция Инкотермс используется.

В то же время после выхода Инкотермс 2010 все большее количество новых контрактов заключается с использованием именно этих терминов, поэтому мы постараемся рассмотреть содержащиеся в них термины применительно к поставкам товаров на территорию Республики Беларусь и за ее пределы.

Основные черты Инкотермс 2010

В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.

В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.

Таблица. Термины Инкотермс 2010

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Любой вид транспорта
Оплата основной перевозки Покупатель
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Покупатель
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка / разгрузка Покупатель
Переход рисков утраты или повреждения товара В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца

Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом.

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).

Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки. Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта.

В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю. К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда.

Условия поставки EXW — Ex Works / франко-завод (название места поставки)

Белорусские субъекты хозяйствования при экспорте зачастую не хотят брать на себя логистику доставки товаров до покупателя и прописывают в контракте условие поставки EXW (франко-завод (название места поставки)), возлагая при этом на себя минимальные обязанности.

Данный термин может быть использован независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта. Характеристика термина EXW представлена в таблице.

Таблица. Характеристика термина EXW (франко-завод (название места поставки))

А. Обязанности продавца Б. Обязанности покупателя
А1. Общие обязанности продавца

Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, счет-фактуру (инвойс), а также любое иное доказательство соответствия товара, которое может потребоваться по условиям договора.

Любой документ, упомянутый в пунктах А1 — А10, может быть в виде эквивалентной электронной записи или иной процедуры, если это согласовано сторонами или является обычным

Б1. Общие обязанности покупателя

Покупатель обязан уплатить цену товара, как это предусмотрено в договоре купли-продажи.

Любой документ, упомянутый в пунктах Б1 — Б10, может быть в виде эквивалентной электронной записи или иной процедуры, если это согласовано сторонами или является обычным

А2. Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности

Если потребуется, продавец обязан оказать покупателю, по его просьбе, на его риск и за его счет, содействие в получении экспортной лицензии или иного официального разрешения, необходимого для вывоза товара.

Если потребуется, продавец обязан предоставить по просьбе покупателя, на его риск и за его счет, имеющуюся у продавца информацию, требуемую для проверки безопасности товара

Б2. Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности

Если потребуется, покупатель обязан получить за свой счет и на свой риск экспортную и импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара

А3. Договоры перевозки и страхования

а) Договор перевозки

У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора перевозки.

б) Договор страхования

У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора страхования. Однако продавец обязан предоставить покупателю, по его просьбе, на его риск и за его счет (при наличии расходов), информацию, необходимую покупателю для получения страхования

БЗ. Договоры перевозки и страхования

а) Договор перевозки

У покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора перевозки.

б) Договор страхования

У покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора страхования

А4. Поставка

Продавец обязан поставить товар путем предоставления его в распоряжение покупателя в согласованном месте поставки, не загруженным в транспортное средство.

Если не согласовано место поставки и если пунктов поставки несколько, продавец может выбрать наиболее подходящее для него место поставки. Продавец обязан поставить товар в согласованную дату или в согласованный период

Б4. Принятие поставки

Покупатель обязан принять поставку товара, как только он поставлен в соответствии с пунктами А4 и А7

А5. Переход рисков

Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением рисков утраты или повреждения при обстоятельствах, указанных в пункте Б5

Б5. Переход рисков

Покупатель несет все риски утраты или повреждения товара с момента его поставки в соответствии с пунктом А4.

При невыполнении покупателем обязанности надлежащего извещения согласно пункту Б7 покупатель несет все риски утраты или повреждения товара, начиная с согласованной даты или с даты истечения согласованного периода поставки, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора

А6. Распределение расходов

Продавец обязан нести все связанные с товаром расходы до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением расходов, уплачиваемых покупателем в соответствии с пунктом Б6

Б6. Распределение расходов

Покупатель обязан:

а) нести все относящиеся к товару расходы с момента его поставки в соответствии с пунктом А4;

б) нести все дополнительные расходы, возникшие вследствие непринятия товара, после того как тот был предоставлен в его распоряжение, либо вследствие ненаправления соответствующего извещения, как это предусмотрено пунктом Б7, при условии, что товар был должным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора;

в) если потребуется, нести расходы по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, подлежащих оплате при вывозе товара, и возмещать продавцу все понесенные им расходы и сборы при осуществлении предусмотренного пунктом А2 содействия

А7. Извещения покупателю

Продавец обязан предоставить покупателю любое извещение, необходимое покупателю для принятия товара

Б7. Извещения продавцу

Если покупатель вправе определить время в течение согласованного периода и / или место принятия поставки, он обязан передать продавцу необходимое сообщение об этом

А8. Документ поставки

У продавца нет обязанности перед покупателем

Б8. Доказательство поставки

Покупатель обязан направить продавцу надлежащее доказательство принятия поставки

А9. Проверка, упаковка, маркировка

Продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4.

Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Продавец может упаковать товар таким образом, как это необходимо для его перевозки, если только покупатель до заключения договора купли-продажи не известит продавца о специфических требованиях к упаковке.

Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом

Б9. Инспектирование товара

Покупатель обязан нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, включая инспектирование, которое осуществляется по предписанию государственных органов страны вывоза

А10. Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы

Если потребуется, продавец обязан своевременно предоставить покупателю или оказать ему содействие в получении покупателем, по его просьбе, на его риск и за его счет, документов и информации, включая информацию по безопасности, которая может потребоваться покупателю для вывоза и / или ввоза товара и / или его перевозки до конечного пункта назначения

Б10. Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы

Покупатель обязан своевременно сообщать продавцу о требованиях в отношении предоставления информации по безопасности с тем, чтобы продавец мог действовать в соответствии с пунктом А10.

Покупатель обязан возмещать продавцу возникшие у него любые расходы и сборы по предоставлению или оказанию содействия в получении документов и информации, как это предусмотрено в пункте А10

<1> https://48ric.ru/bitrix/templates/ric/images/inkoterms-2010.pdf

Следует отметить, что когда покупатель задается целью купить товар по минимальным отпускным ценам производителя, то в данном случае необходимо прописать в контракте именно условие EXW, т.к. стоимость товара на этих условиях не включает расходы на погрузку, страхование, транспортировку.

Пример 1.

Между белорусской и польской компаниями заключен контракт на поставку на территорию Республики Беларусь 20 тонн польских яблок. Стороны в контракте согласовали условия поставки: EXW г. Варшава, ул. Волковича, 1 (Инкотермс 2010). Таможенное оформление яблок в Беларуси будет проводиться на транспортно-логистическом центре «Минск-Белтаможсервис-2» (Минский район, д. Щитомиричи).

Условия поставки согласно Инкотермс 2010 в рассматриваемом примере следующие.

В соответствии с условиями EXW г. Варшава (Инкотермс 2010) польская компания (продавец) предоставляет в распоряжение белорусской компании (покупателя) в своих помещениях в г. Варшаве (ул. Волковича, 1) яблоки в количестве 20 тонн. Польская компания (продавец) в соответствии с EXW не обязана осуществлять погрузку товара в транспорт покупателя (белорусской компании), а также не обязана выполнять таможенные формальности, необходимые для вывоза. Необходимо учитывать и тот факт, что если погрузка производится силами продавца (польской компании), то при отсутствии особых оговорок в контракте риски утраты или повреждения груза при погрузке ложатся на покупателя (белорусскую компанию). В целях минимизации рисков следует прописать в контракте, что ответственность за погрузку несет продавец (польская компания), иначе по условию EXW все риски утраты или повреждения груза при погрузке ложатся на покупателя.

Вместе с товаром польская сторона (продавец) должна передать инвойс либо любой другой документ, подтверждающий поставку. От передачи и оформления других документов (экспортной декларации, CMR-накладной, фитосанитарного сертификата, упаковочного листа и др.) польская компания (продавец) вправе отказаться. Необходимо четко прописать в контракте документы, представляемые польской компанией (продавцом) при передаче товара белорусской стороне (покупателю), которыми могут быть экспортная декларация, CMR-накладная, фитосанитарный сертификат, упаковочный лист и др.

В соответствии с EXW белорусская компания (покупатель) все расходы и обязанности берет на себя: оплату транспортных расходов из Польши (г. Варшава) в Беларусь (г. Минск, ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис-2»), таможенные формальности при вывозе из Польши. По прибытии на ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис-2» белорусская компания должна произвести таможенную очистку при ввозе.

Не являясь резидентом Республики Польша, белорусская компания (покупатель) не сможет произвести экспортное оформление товара, это может сделать только польская сторона (продавец). Ввиду этого необходимо четко прописать в контракте, что таможенные формальности при вывозе осуществляет продавец.

Пример 2.

Белорусская компания заключила контракт с литовской компанией на поставку в г. Клайпеда (Литва) сухого молока в количестве 18 тонн. Согласованные условия поставки в контракте: EXW г. Новогрудок, ул. 1 Мая, 59 (Инкотермс 2010).

Условия поставки согласно Инкотермс 2010 в рассматриваемом примере следующие.

В соответствии с условиями EXW г. Новогрудок (Инкотермс 2010) белорусская компания (продавец) предоставляет в распоряжение литовской компании (покупателя) в своих помещениях в г. Новогрудке (ул. 1 Мая, 59) сухое молоко в количестве 18 тонн. Белорусская компания (продавец) в соответствии с EXW не обязана осуществлять погрузку товара в транспорт покупателя (литовской компании), а также не обязана выполнять таможенные формальности, необходимые для вывоза. Следует учитывать и тот факт, что если погрузка производится силами продавца (белорусской компании), то при отсутствии особых оговорок в контракте риски утраты или повреждения груза ложатся на покупателя (литовскую компанию).

Белорусская сторона (продавец) должна передать инвойс либо любой другой документ, подтверждающий поставку. Необходимо прописать в контракте перечень документов, представляемых продавцом (белорусской компанией) покупателю (литовской компании), которыми могут быть экспортная декларация, CMR-накладная, фитосанитарный сертификат, упаковочный лист и др., иначе продавец (белорусская компания) имеет право отказаться от оформления данных документов, т.к. по условиям EXW это является обязанностью покупателя (литовской компании).

В соответствии с EXW литовская компания (покупатель) все расходы и обязанности берет на себя: оплату транспортных расходов из Беларуси (г. Новогрудок) в Литву (г. Клайпеда), таможенные формальности при вывозе из Беларуси. По прибытии в г. Клайпеду литовская компания должна произвести таможенную очистку при ввозе.

Не являясь резидентом Республики Беларусь, литовская компания (покупатель) не сможет произвести экспортное оформление товара в Беларуси, это может сделать только белорусская компания (продавец). Ввиду этого необходимо четко прописать в контракте, что таможенные формальности при вывозе осуществляет продавец (белорусская компания).

Таким образом, использование в контракте условия поставки EXW (франко-завод) налагает минимальные обязанности на продавца (продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте), все расходы и риски берет на себя покупатель (погрузка в транспортное средство, оплата транспортных расходов, таможенные формальности при вывозе). В рамках ЕАЭС действует принцип резидентства, касающийся таможенного оформления товара, поэтому в целях минимизации рисков в контракте следует прописать, что таможенные формальности при вывозе осуществляет продавец. Также при использовании данного термина следует в контракте прописать перечень необходимых для вывоза документов на товар, оформляемых продавцом и передаваемых покупателю. При использовании данного термина необходимо учитывать, что погрузку товара в транспортное средство производит покупатель. Переход рисков утраты или повреждения товара происходит в момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца. При намерении покупателя переложить на продавца обязанность погрузки товара следует использовать условия поставки FCA (франко-перевозчик).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *