Обязательное предварительное информирование таможенных органов: практика и возможности

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Когда вводится и чем регламентируется обязательное информирование?
  2. Каковы цели предварительного информирования?
  3. Каковы сроки подачи предварительной информации?
  4. Куда и в каком виде представляется предварительная информация?
  5. Кто обязан представлять информацию?
  6. Какие сведения должны содержаться в предварительной информации?
  7. Каковы сроки обработки информации таможенными органами?
  8. Что влекут за собой расхождения в сведениях и каковы последствия их выявления?
  9. Может ли предварительная информация приниматься в качестве электронной копии транзитной декларации?
  10. Что делать, если информация заблаговременно не может быть представлена?
  11. Что происходит при непредставлении информации по техническим причинам?
  12. Что такое технические условия информационного взаимодействия?
  13. Какие способы представления информации существуют в настоящее время?
  14. Каковы особенности функционирования системы предварительного информирования таможенных органов Республики Беларусь?
  15. Где можно получить подробную информацию о предварительном информировании таможенных органов Республики Беларусь?

Когда вводится и чем регламентируется обязательное информирование?

17 июня 2012 г. введено в действие обязательное предварительное информирование таможенных органов при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время эта мера касается только перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, хотя положения статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) не ограничиваются только этим видом транспорта. Таким образом, применение предварительного информирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза иными видами транспорта будет продолжать носить добровольный характер.

Обязательность предварительного информирования установлена Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее — Решение КТС). Указанное Решение КТС разработано в соответствии со статьей 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21.05.2010 с учетом Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации.

Каковы цели предварительного информирования?

Решение КТС об обязательном предварительном информировании принято в целях:

  • оптимизации и ускорения совершения таможенных операций на пограничных переходах при ввозе товаров, что способствует международной торговле;
  • повышения эффективности таможенного контроля для обеспечения безопасности международной цепи поставки и защиты общества от различных угроз, например контрабанды наркотиков, оружия, психотропных веществ и т.д.;
  • минимизации риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза путем налаживания эффективного взаимодействия и координации деятельности таможенных органов государств — членов Таможенного союза в обеспечении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

Каковы сроки подачи предварительной информации?

Согласно положениям пункта 2 Решения КТС предварительная информация должна представляться таможенным органам не менее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Куда и в каком виде представляется предварительная информация?

Предварительная информация должна представляться в электронном виде в информационную систему таможенных органов того государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза.

Кто обязан представлять информацию?

Перечень лиц, которые могут представлять таможенным органам предварительную информацию, в целом обозначен как в Решении КТС, так и в пункте 1 статьи 42 ТмК ТС.

К лицам, которые могут представлять предварительную информацию, относятся:

  • уполномоченные экономические операторы;
  • перевозчики, в том числе таможенные перевозчики;
  • иностранные перевозчики;
  • таможенные представители;
  • любые иные заинтересованные лица, например получатели товаров и т.д., если они обладают соответствующими правомочиями в отношении товара и имеют санкционированный доступ к таможенной системе (самостоятельно или через уполномоченного таможенного представителя).

Какие сведения должны содержаться в предварительной информации?

Объем сведений, которые должны содержаться в предварительной информации, установлен Решением КТС. В частности, если ввозимые товары будут помещаться в пункте ввоза под таможенную процедуру таможенного транзита, то предварительная информация должна содержать сведения о (об):

  • отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • стране отправления, стране назначения товаров;
  • декларанте;
  • перевозчике;
  • транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
  • наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
  • коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (далее — ТН ВЭД ТС), на уровне не менее первых шести знаков;
  • весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
  • количестве грузовых мест;
  • пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается;
  • планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
  • времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Необходимо отметить, что в вышеперечисленном объеме сведений предусмотрено указание времени и места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, что соответствует требованиям статьи 42 ТмК ТС. Данные сведения имеют важное технологическое значение, так как они позволяют обеспечить целевое направление информации в тот таможенный орган, в котором перемещаемые товары и транспортное средство будут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.

В случае если ввозимые товары не предполагается помещать под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, то предварительная информация должна содержать сведения о:

  • государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • наименовании и об адресе перевозчика;
  • наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
  • наименовании и об адресе отправителя и получателя товаров;
  • продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров;
  • наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков;
  • весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;
  • месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
  • времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Каковы сроки обработки информации таможенными органами?

Пунктом 3 Решения КТС установлена обязанность для таможенных органов государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, провести анализ предварительной информации с использованием системы управления рисками в течение 2 часов с момента ее получения.

Что влекут за собой расхождения в сведениях и каковы последствия их выявления?

В месте прибытия товаров таможенные органы государств — членов Таможенного союза сопоставляют предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств — членов Таможенного союза, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками. В таком случае дальнейшие таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Может ли предварительная информация приниматься в качестве электронной копии транзитной декларации?

В случае представления заинтересованным лицом предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений в сведениях, содержащихся в предварительной информации, и сведениях, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

В данном случае принятие решения о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее двух часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза. В качестве наличия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза таможенные органы могут рассматривать, например, необходимость выполнения требований, связанных с запретами и ограничениями.

Что делать, если информация заблаговременно не может быть представлена?

Решением КТС установлено, что в случае непредставления заинтересованным лицом предварительной информации в место прибытия на таможенную территорию Таможенного союза такое лицо должно представить в информационную систему таможенных органов государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, информацию в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций в объеме, установленном пунктом 2 Решения КТС, в течение ближайших двух часов.

В частности, информация должна быть представлена в объеме сведений, которые необходимо указать в транзитной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, или в объеме сведений, которые необходимы к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза.

На основе результатов анализа представленной заинтересованным лицом информации должностное лицо таможенного органа государства — члена Таможенного союза принимает решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств с использованием системы управления рисками в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, положения Решения КТС в данной части имеют существенное значение для тех субъектов хозяйствования, которые по каким-либо объективным причинам не смогли обеспечить представление предварительной информации таможенным органам государств — членов Таможенного союза заблаговременно, т.е. не менее чем за 2 часа до ввоза товаров. Вместе с тем такой вариант действий не является лучшим в данной ситуации, так как он ведет к увеличению времени, затрачиваемому на пересечение границы.

Что происходит при непредставлении информации по техническим причинам?

Решением КТС установлено, что в случае если предварительная информация не может быть по техническим причинам получена таможенным органом государства — члена Таможенного союза, то таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Что такое технические условия информационного взаимодействия?

При представлении предварительной информации заинтересованные лица должны руководствоваться техническими условиями информационного взаимодействия автоматизированной системы таможенных органов и информационных систем заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах, содержащими требования и порядок осуществления информационного взаимодействия между автоматизированной информационной системой таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах в электронной форме (далее — Технические условия).

Указанные Технические условия разработаны в рамках реализации Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (в части помещения товаров и транспортных средств под процедуру таможенного транзита), Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 421 «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций» и постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.09.2007 N 95 «О порядке предварительного представления таможенным органам Республики Беларусь информации о товарах, в том числе о транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — постановление N 95).

Какие способы представления информации существуют в настоящее время?

В Республике Беларусь для заинтересованных лиц предусмотрено несколько способов представления электронной предварительной информации в таможенные органы Республики Беларусь, а именно:

1) посредством таможенного представителя. В данном случае соответствующие сведения или копии товаросопроводительных документов, содержащих требующиеся сведения, направляются таможенному представителю для формирования электронной предварительной информации, которая впоследствии направляется таможенным представителем в таможенный орган. Для этих целей с таможенным представителем необходимо заключить договор на оказание услуг.

В настоящее время в Республике Беларусь наиболее крупным таможенным представителем (брокером), уполномоченным на представление электронной предварительной информации, является РУП «Белтаможсервис»;

2) путем самостоятельного направления в таможенный орган электронной предварительной информации при наличии у заинтересованного лица необходимых программных средств, удовлетворяющих Техническим условиям. Доступ к системе электронного предварительного информирования (для самостоятельного формирования предварительной информации) всех заинтересованных лиц, которые обращаются в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) с соответствующим заявлением, обеспечивается на регулярной основе исходя из готовности информационного взаимодействия с таможенными органами.

Порядок доступа заинтересованных лиц к системе электронного предварительного информирования определен постановлением N 95, текст которого размещен на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (http://gtk.gov.by). В частности, в соответствии с пунктом 5 постановления N 95 в целях представления таможенным органам Республики Беларусь предварительной информации заинтересованные лица обращаются в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь с письменным заявлением произвольной формы о готовности информационного взаимодействия с таможенными органами, в котором сообщают о наличии у них аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, а также программного обеспечения и средств защиты информации, удовлетворяющих Техническим условиям.

В случае если технические возможности, программное обеспечение, телекоммуникационные средства и средства защиты соответствуют требованиям, указанным в Технических условиях, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирует заинтересованное лицо о назначении даты проверки готовности информационной системы заинтересованного лица к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов в соответствии с Техническими условиями. При положительных результатах проверки заинтересованное лицо включается в специальный реестр, ведение которого осуществляется ГТК, с присвоением ему специального уникального кода идентификации, который носит конфиденциальный характер и предназначается для использования заинтересованным лицом при организации информационного обмена;

3) держатели книжек МДП помимо двух вышеперечисленных способов могут представлять электронную предварительную информацию с использованием системы TIR-EPD, разработанной Международным союзом автомобильного транспорта. Следует отметить, что при представлении предварительной информации в таможенные органы Республики Беларусь с использованием системы TIR-EPD существуют особенности заполнения ряда полей для последующего помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием предварительной информации, например должны указываться: цель перемещения; срок действия книжки МДП; сведения о водителе, марке транспортного средства (прицепа), VIN-номере транспортного прицепа, стране регистрации прицепа и т.п. Перечисленные особенности опубликованы на сайте TIR-EPD для всеобщего ознакомления.

Каковы особенности функционирования системы предварительного информирования таможенных органов Республики Беларусь?

В рамках предварительного информирования обеспечивается автоматизированное взаимодействие между компьютеризированной системой таможенных органов и информационной системой заинтересованного лица. В случае принятия предварительной информации таможенная система присваивает данной информации уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП) и направляет его заинтересованному лицу. Данный номер должен указываться заинтересованным лицом на товарно-транспортной накладной (в правом верхнем углу), которая представляется таможенному органу в пункте ввоза. Таможенная система также информирует заинтересованное лицо о непринятии сведений (об ошибках и их причинах). После регистрации предварительной информации на центральном уровне она автоматически направляется в таможенный орган, расположенный в пункте ввоза.

Необходимо учитывать, что в случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких партий товаров электронное сообщение, содержащее предварительную информацию, должно передаваться на каждую товарную партию отдельно. В данном случае каждой товарной партии присваивается свой УИНП.

Где можно получить подробную информацию о предварительном информировании таможенных органов Республики Беларусь?

Официальные документы, регламентирующие порядок представления предварительной информации в таможенные органы Республики Беларусь, доступны на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, баннер «Электронное предварительное информирование» (http://gtk.gov.by/ru/epi).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Ответственность перевозчиков при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита... На сегодняшний день возникает множество вопросов как у представителей субъектов хозяйствования, так и у юристов в связи с привлечением перевозчиков к административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Рассмотрим...
Таможенное декларирование товаров с использованием перечня При таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры, иногда возникают случаи, когда декларируется большое количество товара как по ассортименту, так и по количеству как самих товаров, так и транспортных средств, перемещающих одну партию товаров, например, когда под таможенную ...
Правовые аспекты создания и функционирования временных зон таможенного контроля Согласно статье 97 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТмК ТС) под зонами таможенного контроля понимаются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодатель...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()