Отражение отдельных норм Конвенции МДП в нормативном правовом акте таможенных органов

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г. Женеве 14.11.1975) (далее — Конвенция МДП) — одна из наиболее действенных международных транспортных конвенций, способствующая упрощению международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами.

Книжка МДП, заполненная в соответствии с положениями Конвенции МДП, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами принимается таможенным органом отправления в качестве транзитной декларации. Указанная норма установлена Порядком совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438.

В Республике Беларусь нормы Конвенции МДП нашли отражение в постановлении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.10.2012 N 33 «О некоторых вопросах применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на территории Республики Беларусь» (далее — постановление). Постановлением утверждена Инструкция о порядке использования и заполнения книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. (далее — Инструкция). В данной статье будет рассмотрен порядок использования книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Конвенцией МДП.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции книжка МДП состоит из четырех страниц обложки, неотрывного желтого листка N 1 / N 2 и корешка N 1 / N 2, отрывных листков N 1 и корешков N 1 (белого цвета), отрывных листков N 2 и корешков N 2 (зеленого цвета). В книжке МДП содержится Протокол о дорожно-транспортных происшествиях (желтого цвета) и отрывной пронумерованный уголок (квитанция), расположенный на четвертой странице обложки книжки МДП и содержащий номер такой книжки МДП.

В книжке МДП могут содержаться четыре, шесть, четырнадцать или двадцать отрывных листков и корешков N 1 (белого цвета) и N 2 (зеленого цвета).

Отрывной листок N 1 и корешок N 1, как правило, предназначены для использования в таможне места отправления и промежуточной таможне, через которую дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер въезжают в Республику Беларусь в процессе перевозки МДП.

Отрывной листок N 2 и корешок N 2 используются в таможне места назначения и промежуточной таможне, через которую транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер выезжают из Республики Беларусь в процессе перевозки МДП.

При необходимости допускается одновременное использование комбинации отрывных листков и корешков N 1 и N 2.

Неотрывной листок N 1 / N 2 (желтого цвета) предназначен для сохранения в книжке МДП сведений о перевозимом товаре после завершения перевозки МДП и изъятия из книжки МДП отрывных листков N 1 и N 2.

Надо обратить внимание на отдельные положения Инструкции, которые отражают нормы Конвенции МДП.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конвенции МДП на каждое дорожное транспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Однако единая книжка МДП может составляться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно дорожное транспортное средство или на состав транспортных средств. Указанная норма закреплена в части первой пункта 4 Инструкции.

Согласно части второй пункта 4 Инструкции решение о необходимом количестве книжек МДП принимается таможней места отправления и признается остальными таможнями Республики Беларусь. Одновременно комментарием к статье 17 Конвенции МДП определено, что решение о необходимом количестве книжек МДП, выдаваемых на перевозку грузов составом транспортных средств или в нескольких контейнерах, погруженных на одно транспортное средство или состав транспортных средств, принимается таможней отправления.

Для перевозки тяжеловесных или громоздких товаров и обычных товаров оформляются отдельные книжки МДП. Книжка МДП, по которой перевозятся тяжеловесные или громоздкие товары, должна содержать на обложке и всех отрывных листках надпись «тяжеловесные или громоздкие грузы» на английском или французском языке (часть третья пункта 4 Инструкции). Согласно статье 32 Конвенции МДП на обложке и на всех отрывных листках книжки МДП должна быть сделана жирным шрифтом надпись «Тяжеловесные или громоздкие грузы» на английском или французском языке.

Пунктом 5 Инструкции определено, что в книжке МДП не допускаются подчистки и помарки. Все исправления должны вноситься путем вычеркивания ошибочных сведений, при этом правильные сведения надписываются сверху и заверяются держателем книжки МДП и должностным лицом таможенного органа, оформляющим книжку МДП.

Нормы статьи 9 Конвенции МДП закреплены в пункте 6 Инструкции, которым определено, что гарантийное объединение устанавливает срок действия книжки МДП, указывая дату его окончания, после которой книжка МДП не может быть представлена в таможню места отправления для таможенного оформления.

Если книжка МДП была принята для оформления таможней места отправления в последний день срока ее действия или до этой даты, то эта книжка действительна до завершения операции МДП в таможне места назначения.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции книжки МДП могут быть оформлены с оговорками или без оговорок. Книжка МДП оформляется с оговорками в случаях нарушения процедуры МДП и (или) требований законодательства Республики Беларусь при перевозке товаров по процедуре МДП. Конвенция МДП связывает наличие оговорок с прекращением Конвенции МДП. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции МДП прекращение операции МДП незамедлительно удостоверяется таможенными органами. Прекращение операции МДП может быть удостоверено без оговорки или с оговоркой. Если прекращение операции удостоверено с оговоркой, то это должно быть обусловлено фактами, связанными с самой операцией МДП. Эти факты должны быть четко указаны в книжке МДП. Комментарии к статье 28 Конвенции МДП содержат требования к сделанным оговоркам. Конвенцией МДП предписано, что таможенным органам следует весьма четко излагать любую оговорку относительно прекращения операции МДП. Такая оговорка указывается посредством заполнения графы 27 на отрывном листке N 2 и проставления буквы «R» в рубрике 5 на корешке N 2 книжки МДП, а также путем заполнения в соответствующих случаях протокола книжки МДП.

Пунктом 2 статьи 17 Конвенции МДП установлено, что книжка МДП действительна для выполнения только одной перевозки. Она должна содержать, по меньшей мере, такое число отрывных листков, какое необходимо для осуществления данной перевозки МДП. Указанная норма закреплена частями первой и второй пункта 8 Инструкции.

Если числа отрывных листков в книжке МДП недостаточно для осуществления всей перевозки МДП, то для такой перевозки может последовательно или одновременно использоваться несколько книжек МДП (часть третья пункта 8 Инструкции). Указанная норма вытекает из комментариев к статье 28 Конвенции МДП, касающихся использования двух книжек МДП для одной перевозки МДП. Так, определено, что если число отрывных листков в книжке МДП недостаточно для осуществления всей перевозки МДП, то в таких случаях первая часть перевозки МДП должна быть завершена. На оставшемся участке перевозки МДП используется новая книжка, которая должна быть принята к оформлению той же таможней, которая удостоверила прекращение предыдущей операции МДП. Для отражения этого факта в обеих книжках МДП следует сделать надлежащую запись.

При последовательном использовании нескольких книжек МДП таможней, принявшей к оформлению дополнительную книжку МДП, в предыдущей книжке МДП указывается номер последующей книжки МДП, по которой одна часть перевозки завершена, а вторая часть перевозки будет продолжена, а в последующей книжке МДП — номер предыдущей книжки МДП. Последовательное использование нескольких книжек МДП допускается, если при использовании каждой из них будет осуществляться пересечение, по меньшей мере, одной границы государства Конвенции МДП (часть четвертая пункта 8 Инструкции).

Вместе с тем пунктом 8 Инструкции определено, что последовательное использование книжки МДП не допускается в случае выявления признаков административного таможенного правонарушения по результатам проведенного таможенными органами Республики Беларусь таможенного досмотра товаров, перемещавшихся с использованием предыдущей книжки МДП. В указанном случае дальнейшая перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита может осуществляться только с использованием транзитной декларации по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

При одновременном использовании нескольких книжек МДП таможня места отправления должна указать в каждой из них номера всех принятых к оформлению книжек МДП.

В данной статье рассмотрены отдельные положения Конвенции МДП, нашедшие отражение в нормативном правовом акте таможенных органов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *