Правоприменение норм Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в рамках реализации международной инициативы «Зеленая таможня»

Правоприменение норм Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в рамках реализации международной инициативы «Зеленая таможня»

Данная статья посвящена теоретико-практическому анализу процедуры применения норм Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989) (далее — Конвенция) в рамках Международной инициативы «Зеленая таможня» (далее — Инициатива). Освещены ключевые положения Конвенции. Дан анализ порядка трансграничного перемещения опасных отходов в рамках Евразийского экономического союза. Обосновывается необходимость обучения сотрудников таможенных органов навыкам обнаружения грузов, содержащих опасные отходы.

Для современных международных отношений характерна глобальная политическая и экономическая взаимозависимость. Настоящий миропорядок, давно уже перешагнувший рамки национальных государств, размывает наши старые представления о пространстве и времени, стирает границы государств на пути факторов производства [1, с. 3]. Темпы, с которыми изменяется мир, и сам характер этих изменений создают особые проблемы для современного человека, требующие быстрой структурной адаптации и перестройки сознания. Глобализация вместе с позитивными моментами несет с собой много негативных аспектов. Среди них стоит выделить экологические проблемы: высокий уровень загрязнения биосферы, уничтожение лесов, сокращение видов растений и животных, образование «озоновых дыр» и т.д. [2, с. 51]. Данные проблемы приобрели планетарный, общемировой характер и затрагивают интересы всего земного сообщества. Дальнейшее ухудшение экологии угрожает человечеству серьезным регрессом, ухудшением качества жизни и среды обитания, экономическим упадком и бедностью. Для принятия неотложных мер по нормализации ситуации требуется разработка глобальных и действенных мер по защите окружающей среды. Это требует наличия коллективной воли и совместных усилий не только на уровне национальных правительств и региональных объединений. Существенная роль по формированию наднациональных программ и координации действий субъектов международного права в природоохранной сфере возложена на институты Организации Объединенных Наций и другие международные организации [2, с. 51; 3].

Ярким примером такого межгосударственного сотрудничества в данной области является международная инициатива «Зеленая таможня», реализация которой всецело направлена на разрешение глобальных экологических проблем. Это своего рода международная организационно-правовая площадка для сотрудничества государств и таких влиятельных международных организаций, как Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (далее — ЮНЕП), Всемирная таможенная организация (далее — ВТамО) и Международная организация уголовной полиции (Интерпол) по вопросам, связанным с сохранением природного наследия. Причем ВТамО и национальным таможенным администрациям в реализации программы отводится одно из ведущих мест [4, с. 10]. Таможенные органы рассматриваются как ключевое звено в борьбе с нелегальной торговлей и незаконным перемещением объектов и предметов, наносящих ущерб окружающей среде и усугубляющих экологические проблемы. Особое место в работе Инициативы занимает борьба с нелегальным трансграничным перемещением опасных отходов [5].

Проблема трансграничного перемещения опасных отходов оказалась в центре внимания мировой общественности в 80-е гг. XX в., когда резко возрос интерес со стороны нелегальных структур к незаконной транспортировке и захоронению отходов. Ужесточение экологических норм в промышленно развитых странах и, следовательно, значительный рост затрат на удаление отходов привели к появлению торговцев «ядовитым товаром», которые в поисках более дешевых альтернатив стали вывозить опасные отходы в страны Африки, Азии и Восточной Европы. В таких странах понимание важности экологических проблем было менее глубоким, а нормы, регламентирующие порядок обращения с опасными отходами, как и инфраструктура, обеспечивающая их реализацию, и вовсе отсутствовали. Попав на территорию страны назначения, партии отходов подвергались бесконтрольному захоронению либо неправильному обращению, что в большинстве случаев приводило к утечке вредных веществ, серьезным экологическим авариям и катастрофам [6, с. 1].

Вопрос о скорейшем урегулировании трансграничного перемещения опасных отходов был поднят в начале 1980-х гг. во время рабочих встреч, проводимых в рамках различных международных конференций, посвященных природоохранной тематике. В 1981 году этот вопрос был включен в число приоритетных Программы «Монтевидео-I» <1>, где затрагивались правовые аспекты охраны окружающей среды.

<1> В настоящее время ЮНЕП координирует природоохранную деятельность в рамках десятилетних программ по разработке и периодическому обзору норм экологического права. Программа «Монтевидео-I», принятая X сессией ЮНЕП в 1982 году, сыграла важную роль при разработке стратегических направлений деятельности этой организации. В настоящее время действует уже программа «Монтевидео-IV», обеспечивающая более эффективное руководство в природоохранной сфере [7, с. 3].

На фоне роста экологического правосознания населения и активизации общественного неприятия в отношении необдуманной политики по уничтожению опасных отходов осуществлялся процесс многосторонних переговоров по выработке эффективного глобального инструмента урегулирования вопросов трансграничного перемещения и последующей ликвидации опасных отходов.

Решением от 17.06.1987 N 14/30 Совет управляющих при ЮНЕП одобрил Каирские руководящие положения и принципы экологически осознанного обращения с отходами <2>. Рабочая группа, созванная по поручению Совета управляющих при ЮНЕП в целях создания международной конвенции по трансграничному перемещению опасных отходов, опиралась на данный документ и учитывала достижения отдельных государств, региональных и международных организаций. Кроме этого, Совет управляющих при ЮНЕП поручил Исполнительному директору ЮНЕП созвать в 1989 году международную конференцию для итогового принятия соответствующего документа в форме конвенции. На разработку проекта будущей Конвенции и проведение переговоров по согласованию ее текста отводилось не более двух лет.

<2> Каирские руководящие положения и принципы экологически осознанного обращения с отходами — документ, принятый под эгидой ЮНЕП в 1987 году, не имеющий обязательной юридической силы, ставший основой для проведения переговоров по источникам международного экологического права, приобретающим характер обязательных.

Организационное заседание Рабочей группы ЮНЕП с мандатом на подготовку Конвенции было проведено 27 — 29 октября 1987 г. в г. Будапеште (Венгрия). В ходе заседания обсуждались общие принципы, которые должны быть включены в документ. Также был рассмотрен первый проект Конвенции, подготовленный Секретариатом ЮНЕП.

В общей сложности Рабочая группа ЮНЕП провела пять сессий в период с февраля 1988 г. по март 1989 г.

На первой сессии, проходившей с 1 по 5 февраля 1988 г. в г. Женеве (Швейцария), Рабочая группа ЮНЕП рассмотрела первый проект Конвенции.

В ходе второй и третьей сессий, проходивших 6 — 10 июня 1988 г. в г. Каракасе (Венесуэла) и 7 — 16 ноября 1988 г. в г. Женеве (Швейцария) соответственно, особое внимание было сфокусировано на количественной оценке незаконного перемещения отходов и анализе географии проблемы. По результатам третьей сессии был принят пятый доработанный проект Конвенции. Четвертая сессия была проведена в Люксембурге в период с 3 января по 3 февраля 1989 г. На последней, пятой по счету, Базельской встрече, проводимой в период с 13 по 17 марта 1989 г., был согласован окончательный проект Конвенции.

На Конференции полномочных представителей ЮНЕП, представляющих 116 государств, проходившей с 20 по 22 марта 1989 г. в г. Базель (Швейцария), был рассмотрен и единогласно принят окончательный текст Конвенции. В ходе данной Конференции были также приняты 8 резолюций, касающихся выполнения и правоприменения Конвенции.

Заключительный акт Конференции полномочных представителей ЮНЕП подписали 105 государств и Европейское экономическое сообщество. Конвенция вступила в силу 05.05.1992 после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты, что закреплено в пункте 1 статьи 25 Конвенции. В настоящее время Конвенция ратифицирована 185 государствами [8].

Для понимания всей сложности переговорного процесса по согласованию положений Конвенции необходимо осветить некоторые существенные факты, указывающие на те трудности, с которыми пришлось столкнуться сторонам в ходе обсуждений этого международного правового акта.

Проблема трансграничного перемещения опасных отходов особенно остро начала проявляться в конце 1980-х гг., когда в распоряжении общественности стали появляться доказательства и факты того, что перемещение отходов между странами стало носить бесконтрольный характер. Некоторые примеры так называемых отравленных судов, которые, перемещаясь от одного порта к другому, не могли получить разрешение на ввоз, привлекли к себе внимание всей мировой общественности. Эти трагические эпизоды были во многом связаны с ужесточением экологических норм в промышленно развитых странах [9].

Указанные события стали отправной точкой к началу кропотливой работы по созданию Конвенции. Рост интереса к данной проблеме нашел отражение в увеличении числа государств, представленных на заседаниях Рабочей группы ЮНЕП, — с 24 на организационном совещании до 80 в рамках последней сессии. Увеличилось также количество международных и региональных организаций, участвовавших в работе в качестве наблюдателей. Во время переговорного процесса особое внимание со стороны наблюдателей и прессы было приковано к взаимоотношениям высокоразвитых и менее развитых стран. Традиционно в геоэкономическом и геополитическом отношении «богатых» относят к Северу, а «бедных» — к Югу. Это противостояние часто переводило процесс обсуждений по экологическим вопросам в политическую плоскость.

Так, страны Юга видели в подготовке Конвенции прежде всего возможность остановить незаконную международную перевозку отходов на их территорию. Многие развивающиеся страны, представлявшие Организацию африканского единства, предшественницы современного Африканского союза, рассматривали эти прения как возможность выразить свое решительное неприятие использованию территорий их государств богатыми промышленно развитыми странами в качестве полигона для токсичных отходов. Их требования полностью запретить трансграничную перевозку опасных отходов в мире получили безоговорочную поддержку со стороны большинства международных и национальных неправительственных организаций Европы, Америки и Австралии, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. В поддержку стран Юга выступила международная природоохранная неправительственная организация «Гринпис» («Зеленый мир»), созданная еще в 1970 году.

С другой стороны, высокоразвитые страны в надежде перевести переговорный процесс в иное русло старались сосредоточить внимание сторон на вопросах контроля перевозки отходов и не были готовы ответить согласием на полное запрещение трансграничного перемещения отходов. Такие жесткие меры накладывали бы чрезмерные ограничения на торговлю отходами между промышленно развитыми странами, особенно отходами, которые поддаются вторичной переработке и имеют экономическую ценность. Кроме того, наложение такого рода запретов означало бы возникновение ситуации, при которой высокоразвитые страны остались бы один на один со своими собственными отходами, что, естественно, шло в разрез с их интересами.

Позиция ЮНЕП сводилась к тому, что полное запрещение международных перевозок опасных отходов с точки зрения охраны окружающей среды не является наилучшим решением, поскольку таким образом исключалась бы возможность таких перевозок даже в тех случаях, когда уничтожение отходов за пределами страны их происхождения является более экологически безопасным. Эта позиция вызвала резкую критику у представителей государств «третьего мира», которые видели во всей этой ситуации лишь лоббирование интересов промышленно развитых стран и транснациональных корпораций. Разногласия между сторонами возникли также и по ряду других ключевых вопросов.

На четвертой сессии Рабочей группы ЮНЕП переговорный процесс из-за непримиримости сторон зашел, казалось бы, в тупик, настолько были велики разногласия. Рабочая группа ЮНЕП тогда не смогла представить новый исправленный вариант проекта Конвенции, как это планировалось изначально. Согласие было достигнуто лишь по ограниченному количеству вопросов. В тот момент появились сомнения относительно возможности разработать согласованный проект Конвенции. В попытке найти компромисс Исполнительный директор ЮНЕП Мустафа Кемаль Толба (Египет) в сжатые сроки собрал Рабочую группу ЮНЕП для проведения раунда неформальных переговоров, в ходе которых состоялось обсуждение наиболее спорных вопросов. По итогам этих обсуждений, проходивших в начале марта 1989 г., Рабочая группа ЮНЕП смогла возобновить свою работу. Заключительные согласования текста Конвенции состоялись на пятой сессии — непосредственно перед началом Конференции полномочных представителей ЮНЕП.

Вышеназванные факты отражают всю остроту переговорного процесса по Конвенции. Существовала большая вероятность того, что Конвенция могла быть принята в виде ни к чему не обязывающей декларации о намерениях. Длительные переговоры по согласованию принципов и положений Конвенции показали, насколько трудно было достигнуть консенсуса между сторонами.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 16.09.1999 в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.09.1999 N 541 «О присоединении Республики Беларусь к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» [10], которая вступила в силу для Республики Беларусь 09.03.2000. Положения Конвенции имплементированы в статью 27 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» [11].

Конвенция является всеобъемлющим природоохранным соглашением, регламентирующим вопросы обращения с опасными и другими отходами. Цель Конвенции — защита жизни и здоровья людей, окружающей среды от неблагоприятных последствий трансграничного перемещения и утилизации опасных отходов.

Конвенция устанавливает глобальную систему контроля трансграничной перевозки отходов, которая включает следующие основные положения:

  • импорт, экспорт и транзит отходов разрешается в случае, если все участвующие государства были проинформированы об этом и заблаговременно дали свое согласие на такую перевозку;
  • перевозки в страны, которые не являются участниками Конвенции, запрещены, за исключением стран, с которыми были заключены двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности, положения которых соответствуют требованиям Конвенции;
  • экспортер или государство, в котором были произведены отходы, несет ответственность за соблюдением положений Конвенции и обязано при необходимости обеспечить обратное принятие соответствующих отходов [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время Конвенция представляет собой один из ключевых инструментов на международном уровне, позволяющий регулировать, а также контролировать трансграничные перевозки опасных отходов с целью недопущения их бесконтрольного захоронения и уничтожения. Тот факт, что в процессе согласования положений Конвенции имело место большое количество дискуссий и споров, свидетельствует о том, насколько трудно проходила процедура выработки итогового текста Конвенции. Однако в настоящее время мировая общественность может по праву гордиться наличием Конвенции, которая играет важнейшую роль в урегулировании трансграничных перевозок опасных отходов в Республике Беларусь, а также на всем пространстве Евразийского экономического союза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Human development report 1999 // Human development reports [Electronic resource]. — Mode of access: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_1999_EN.pdf. — Date of access: 09.02.2017.

2. Алимов, A.A. Вызовы глобализации и формирование международных институтов поддержания окружающей среды и развития / А.А.Алимов, Е.В.Стецко // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2010. — N 3. — С. 51 — 55.

3. Максимова, М.М. Общемировые проблемы. Современные международные отношения: учеб. пособие / М.М.Максимова. — Москва: РОССПЭН, 1999. — 584 с.

4. Green Customs Guide to Multilateral Environmental Agreements // The Green Customs Initiative [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.greencustoms.org/reports/guide/Green_Customs_Guide_new.pdf. — Date of access: 09.02.2017.

5. Clark, E. The Green Customs Initiative: Capacity Building for Environmental Security / E. Clark // USD Reporting services [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.iisd.ca/mea-l/guestarticle68.html. — Date of access: 09.02.2017.

6. Базельская конвенция: учеб. пособие по незаконному обороту опасных отходов для таможенных и правоохранительных органов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.basel.int/meetings/sbc/workdoc/techdocs.html. — Дата доступа: 09.02.2017.

7. Четвертая Программа по развитию и периодическому обзору права окружающей среды // United Nations Environment Programme [Electronic resource]. — Mode of access: www.unep.org/gc/gcss-x/download.asp?ID=778. — Date of access: 09.02.2017.

8. Протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления // Базельская конвенция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.basel.int/Portals/4/Basel%20Convention/docs/text/BaselConventionText-r.pdf. — Дата доступа: 09.02.2017.

9. Коротко о Базельской конвенции // Базельская конвенция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.basel.int/convention/bc_glance-r.pdf. — Дата доступа: 09.02.2017.

10. О присоединении Республики Беларусь к Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 сент. 1999 г., N 541 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

11. Об обращении с отходами [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., N 271-3 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

12. Федотов, О.В. Трансграничное перемещение отходов [Электронный ресурс] / О.В.Федотов // ИБ «КонсультантПлюс. Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.

С учетом того что Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989) (далее — Конвенция) ратифицирована всеми государствами — членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), потребовалось приведение в соответствие с ее нормами таможенного законодательства Таможенного союза, регулирующего вопросы трансграничного перемещения опасных отходов.

В ЕАЭС вопрос о трансграничной перевозке отходов регламентируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (далее — Положение) согласно приложению 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии N 30 «О мерах нетарифного регулирования» (принято в г. Москве 21.04.2015) (далее — Решение).

Согласно пункту 3 Положения установлен запрет:

  • на ввоз и (или) вывоз опасных отходов физическими лицами в качестве товаров для личного пользования;
  • ввоз опасных отходов, включенных в раздел 1.2 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение 1 к Решению) (далее — перечень N 1);
  • вывоз опасных отходов, включенных в раздел 1.2 перечня N 1 и раздел 2.3 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение 2 к Решению) (далее — перечень N 2), на территорию государства, не являющегося стороной Конвенции, а также ввоз опасных отходов, включенных в раздел 2.3 перечня N 2, с территории государства, не являющегося стороной Конвенции, за исключением случая, когда государство-член и государство, не являющееся стороной Конвенции, заключили международный договор о трансграничном перемещении опасных отходов. В этом случае перемещение опасных отходов осуществляется в соответствии с Положением и Конвенцией;
  • ввоз опасных отходов, включенных в раздел 2.3 перечня N 2, в целях захоронения и обезвреживания.

Согласно пункту 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 199 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» (принято в г. Москве 06.11.2014), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и методических указаниях по его заполнению» (принято в г. Москве 16.05.2012), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

В целом система контроля согласно Конвенции предусматривает следующие этапы:

  • а) необходимость уведомления;
  • б) процедуру получения предварительного письменного разрешения;
  • в) заключение контракта между экспортером и утилизатором;
  • г) документирование с уведомлением и документом о перевозке;
  • д) страхование или финансовую гарантию;
  • е) экологически приемлемое управление (Ecologically sustainable management) опасными отходами.

Для осуществления трансграничной перевозки необходимо уведомить все компетентные органы заинтересованных стран. Уведомление, как правило, охватывает только один вид отходов и может охватывать только одну отправку. Однако уведомление может охватывать и несколько отправок отходов, осуществляемых на протяжении срока не больше года, при условии, что каждая партия отходов имеет одинаковые физические и химические характеристики и будет отгружаться на постоянной основе одному и тому же лицу, отвечающему за удаление отходов, через одни и те же пункты ввоза (вывоза). Перед отправкой отходов производитель и лицо, ответственное за удаление отходов, заключают договор об удалении отходов. Этот договор должен обеспечить удаление экологически безопасным способом. Договор должен также подтверждать, что перевозчик имеет соответствующую лицензию на осуществление операций, предусмотренных договором. После заключения договора производитель и экспортер должны проинформировать компетентный орган страны экспорта о предполагаемой перевозке. Если у компетентного органа нет никаких возражений против этой экспортной операции, то он передает документ об уведомлении компетентному органу страны импорта и компетентным органам всех стран транзита.

Цель процедуры уведомления — представить компетентным органам заинтересованных стран подробную, точную и полную информацию о конкретных отходах, планируемой операции по удалению, а также другие данные, связанные с предполагаемой отправкой.

При получении документа с уведомлением компетентный орган страны импорта должен направить уведомителю письменное согласие или уведомление об отказе (после затребования дополнительных разъяснений, если это необходимо). Процедура получения согласия со стороны компетентных органов стран транзита практически аналогична.

После того как соответствующие компетентные органы установили, что все требования Конвенции соблюдены, и дали свое согласие на осуществление перевозки, компетентный орган страны экспорта может начать оформление и выдачу документа о перевозке, в котором содержится подробная информация об отправляемом грузе, и дать разрешение на отправку. Документ о перевозке должен все время сопровождать груз начиная с момента его отправки с места производства отходов и заканчивая моментом его прибытия на место удаления в другой стране.

Документы, сопровождающие партию груза, играют ключевую роль в оказании таможенным органам помощи в определении законности перемещения данного груза. Сотрудник таможенного органа должен, прежде всего, проверить, предъявлены ли все документы, требуемые национальным законодательством, и правильно ли в них внесена информация, требуемая в соответствии с Конвенцией. Если все положения Конвенции и национального законодательства соблюдены, партия груза может покинуть страну. Если эти условия не выполнены, данную партию груза следует задержать и проинформировать соответствующие органы с целью обеспечения ее возвращения обратно.

Особую бдительность необходимо проявлять непосредственно во время осуществления таможенного осмотра и таможенного досмотра партий грузов, транспортных средств.

При возникновении подозрений в незаконности перевозимых опасных грузов необходимо последовательно осуществить ряд мероприятий, включая:

  1. оценку ситуации;
  2. идентификацию опасного вещества;
  3. оцепление места происшествия;
  4. информирование компетентных органов, медицинской службы.

Нельзя не отметить и тот факт, что таможенные службы находятся в особом положении, позволяющем им выявлять случаи незаконного оборота отходов при пересечении границы. Однако в условиях ускорения темпов свободной торговли и широко распространенного применения контейнерных перевозок возможности для реального досмотра грузов, пересекающих национальные границы, сужаются. Во многих портах и пограничных пунктах досмотру подвергается, по оценкам, менее двух процентов ввозимых грузов и менее одного процента вывозимых грузов [1].

Несмотря на это, механизм, заложенный в Конвенции, позволяет достигать определенных положительных результатов. Так, портовыми властями Нидерландов была задержана партия из 60 судовых контейнеров, содержавших 1600 т отходов. Официально они были задекларированы как макулатура, направляемая в Китай из Великобритании. Груз содержал прессованный бытовой мусор, пищевые отходы. Выяснилось, что эти отходы были доставлены в нидерландские порты грузовиками и паромами, а затем перегружены в судовые контейнеры. Ни китайские, ни британские, ни голландские власти не давали своего согласия на импорт, экспорт или транзитную перевозку этих отходов. Груз был возвращен в страну-экспортер.

В качестве примера следует обратить внимание на операцию «Demeter», проводимую на территории стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки с 23 марта по 11 мая 2009 г. под эгидой Всемирной таможенной организации (ВТамО). Участие в данной операции приняли таможенные администрации 64 стран. Их действия координировались с помощью семи Региональных узлов связи по правоохранительной работе ВТамО (RILO). С помощью метода профилирования рисков и разнообразных форм таможенного контроля им удалось идентифицировать грузы с высокой степенью риска, обнаружить и впоследствии задержать опасные грузы. Было задержано около 30000 т отходов, представляющих опасность для окружающей среды. Большинство задержаний произошло в Нидерландах, Бельгии, Италии. Страны Азии были выбраны нелегальными торговцами токсичным товаром в качестве направления для сброса лома черных металлов, тогда как некоторые страны Африки принимали вышедшее из строя холодильное оборудование с повышенным содержанием озоноразрушающих веществ [2].

Очевидно, что такие операции должны проводиться не эпизодически, а постоянно и целенаправленно при тесном взаимодействии с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Международной организацией уголовной полиции (Интерполом) и ВТамО. В данном вопросе важно региональное сотрудничество между государствами-соседями, а также активное подключение к решению проблем, связанных с незаконным перемещением опасных отходов, международных экологических организаций и научное сообщество. Без их участия эту проблему усилиями таможенников и сотрудников других правоохранительных служб успешно разрешить будет проблематично.

Важным аспектом успешного пресечения незаконного перемещения опасных грузов остаются вопросы обучения кадров таможенных служб навыкам обнаружения незаконных партий опасных грузов и оперативного принятия соответствующих решений [3]. Не меньшее значение имеют и другие факторы, связанные с реализацией положений Конвенции: развитие национальной системы мониторинга окружающей среды, формирование рынка экологических услуг, внедрение экологического аудита и страхования, а также эффективной нормативной правовой базы экологической безопасности. Необходимо предпринять меры по разработке системы платежей за пользование природными ресурсами, включая методику определения адекватной компенсации ущерба, причиненного природному наследию, что, несомненно, позволит обеспечить защиту от внешних угроз национальной безопасности в экологической сфере [4].

В рамках международной инициативы «Зеленая таможня» ведется дальнейшая законотворческая деятельность по разработке дополнительных документов в области регулирования трансграничного перемещения опасных отходов. Тут следует упомянуть о Базельском протоколе об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки отходов и их удаления (принят в г. Базеле 10.12.1999). Данный Протокол устанавливает всеобъемлющий режим определения ответственности и обеспечения быстрой и адекватной компенсации в случае ущерба, нанесенного при перевозке или ликвидации опасных отходов, включая нелегальную перевозку подобных грузов [5].

В заключение следует отметить, что с принятием Конвенции была заложена основа международно-правового регулирования трансграничной перевозки опасных отходов. Впервые в мировой практике были закреплены основополагающие принципы трансграничного перемещения опасных отходов:

  • принцип сокращения производства опасных отходов и сведения их трансграничной транспортировки к минимуму;
  • принцип экологически обоснованного управления опасными отходами;
  • принцип реимпортирования отходов их экспортерам в случае, если невозможно выполнить условия контракта;
  • создание условий трансграничной перевозки опасных отходов, не подвергающих опасности человека и окружающую среду [3].

Эффективность применения Конвенции во многом зависит от коллективных усилий мирового сообщества. Считаем необходимым периодически пересматривать положения Конвенции на предмет соответствия их современным реалиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федотов, О.В. Трансграничное перемещение отходов [Электронный ресурс] / О.В.Федотов.

2. Green Customs Operation Seizes 30,000 Tons of Illegal HazWaste // Environment news service [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.ens-newswire.com/ens/jul2009/2009-07-17-01.asp. — Date of access: 09.02.2017.

3. Еиззатуллин, Т.И. Международно-правовое регулирование трансграничной перевозки опасных отходов: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10 / Т.И.Еиззатуллин. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2002. — 169 с.

4. Патара, В.М. Противодействие незаконному обороту отходов и другим трансграничным экологическим правонарушениям [Электронный ресурс] / В.М.Патара.

5. Коротко о Базельской конвенции // Базельская конвенция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // archive.basel.int/convention/bc_glance-r.pdf. — Дата доступа: 09.02.2017.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *