Правовое регулирование международной перевозки автотранспортом грузов, обладающих специфическими свойствами

В общей структуре международных автомобильных грузовых перевозок особое место занимают перевозки промышленной продукции и сырья, обладающих опасными свойствами. В связи с этим большое значение приобретает их правовое регулирование. Правовое регулирование перевозки таких грузов осуществляется как на международном, так и на национальном уровне. Кроме того, Республика Беларусь, находясь в центре Европы, является участником нескольких таких соглашений.

Так, 30 сентября 1957 г. в г. Женеве было заключено Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (далее — Соглашение ДОПОГ). Республика Беларусь присоединилась к Соглашению ДОПОГ в 1993 году [1].

23 декабря 1993 г. странами СНГ в г. Ашгабате было заключено Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов [2].

6 июня 2001 г. был принят Закон Республики Беларусь N 32-З «О перевозке опасных грузов» [3].

В настоящей статье мы остановимся на Соглашении ДОПОГ, которое является основополагающим и на основании которого практически приняты два других основных акта.

В соответствии с Соглашением ДОПОГ перевозка опасных грузов может осуществляться автотранспортными средствами только при соблюдении правил, предусмотренных в приложениях А и В к Соглашению ДОПОГ. В приложении А к Соглашению ДОПОГ перечислены требования, которым должны удовлетворять рассматриваемые грузы, в частности, требования, касающиеся их упаковки и маркировки, а также общие положения о перевозке опасных грузов. В приложении В к Соглашению ДОПОГ предусмотрены требования, касающиеся, в частности, конструкции, оборудования и движения самого транспортного средства, перевозящего рассматриваемые грузы [4].

Согласно ч. 2 приложения А к Соглашению ДОПОГ к опасным грузам относятся вещества, которые при транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий, сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов, облучения и заболевания людей и животных.

В главе 2.2 приложения А к Соглашению ДОПОГ выделены следующие классы опасных грузов:

  • класс 1 — взрывчатые вещества и изделия;
  • класс 2 — газы;
  • класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.
  • класс 4.1 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • класс 4.2 — вещества, способные к самовозгоранию;
  • класс 4.3 — вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
  • класс 5.1 — окисляющие вещества;
  • класс 5.2 — органические пероксиды;
  • класс 6.1 — токсичные вещества;
  • класс 6.2 — инфекционные вещества;
  • класс 7 — радиоактивные материалы;
  • класс 8 — коррозионные вещества;
  • класс 9 — прочие опасные вещества и изделия.

Опасные грузы, охватываемые названием того или иного класса, классифицируются на основе их свойств. Отнесение одного или нескольких классов дополнительной опасности к какому-либо опасному веществу или изделию производится на основе критериев класса или классов, соответствующих этим видам опасности [4, ч. 2].

На каждую перевозку должен составляться транспортный документ — накладная, в котором каждый груз должен быть обозначен согласно указаниям Соглашения ДОПОГ. Документ составляется на языке страны отправления и на одном из следующих языков: английском, французском или немецком. Ответственным за правильное оформление транспортной документации является грузоотправитель (грузополучатель) или уполномоченное им лицо (декларант, экспедитор), за оформление путевой документации — перевозчик или уполномоченное им лицо (декларант) [4, гл. 5.4].

К международным перевозкам опасных грузов допускаются только водители, прошедшие специальный курс подготовки и имеющие соответствующее специальное свидетельство, стаж непрерывной работы не менее трех лет [4, гл. 8.2].

Существует следующая ответственность грузовладельцев и перевозчиков при перевозке опасных грузов: на них лежит обязанность по принятию мер по повышению безопасности перевозки опасных грузов — это обязательное сертифицирование контейнеров, тары и упаковки для радиоактивных материалов, периодическое проведение специальных испытаний таких контейнеров, подготовка обслуживающего персонала с периодической проверкой знаний и выдачей официальных допусков к работе, соблюдение правил радиационной безопасности, правильное оформление документации, обязательный разбор аварий и т.п. [1].

Основная обязанность грузоотправителя как лица, досконально осведомленного обо всех свойствах опасного груза, — это надлежащее оформление груза (тара, упаковка, маркировка) и транспортной документации согласно регламентирующим документам. Грузоотправитель несет полную ответственность за неточность в названии опасного груза, неправильное отнесение к классу опасности и идентификационному номеру, несоответствие тары и упаковки требованиям, предъявляемым к данному опасному грузу, неполноту информации в документах или отсутствие необходимого документа, обязательного при перевозках.

Также грубейшими нарушениями являются выдача должностными лицами указаний, вынуждающих исполнителей нарушать правила, самовольно возобновлять перевозки, запрещенные контролирующими органами, а также непринятие мер к устранению нарушений.

Грузоотправитель при передаче опасного груза перевозчику должен указать в документах представляемую этим грузом опасность и меры предосторожности, которые следует предпринять в процессе перевозки и во время инцидента, что дает возможность перевозчику правильно подготовить процесс транспортировки опасных грузов.

Загрузка особо опасных грузов осуществляется по специально разработанным грузоотправителем инструкциям.

Отправитель груза несет ответственность за неправомерные действия аварийной бригады в случае инцидента, за все убытки, возникшие у перевозчика из-за неправильного оформления информации, при дефектах упаковки (в случае причинения ущерба).

Грузополучатель не имеет права отказаться от приема опасного груза, должен осуществить разгрузку, обеспечивающую условия техники безопасности, очистить кузов транспортного средства от груза.

Обязанность перевозчика — предоставить оборудованное транспортное средство для данного груза и обеспечить готовность водителя к надлежащему выполнению перевозки. При этом ответственность перевозчика распространяется как на свои собственные действия и упущения, так и на действия лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозок.

Перевозчик принимает груз после тщательной проверки количества, тары, маркировки и правильности записи в документах. После подписания водителем документов все риски переходят на него. Перевозчик обязан организовать подготовку и инструктаж водителей, обеспечить их средствами индивидуальной защиты и соответствующей документацией. Водитель обеспечивается информационными карточками СИО (система информации об опасности).

Перевозчик освобождается от ответственности только в случае доказанных форс-мажорных обстоятельств (военные действия, стихийные явления и т.д.) либо при упущении или действии третьих лиц, а также в случае, если грузовладелец не учел особых свойств и не отразил их в документах [4, ч. 1].

Не допускаются: изменение маршрута, указанного в разрешении, или сроков его выполнения, замена типов подвижного состава, отсутствие меток о прохождении инструктажа и предрейсового медицинского контроля, отсутствие лицензии на данный вид перевозок [4, ч. 8].

Важным является тот факт, что особое внимание при перевозке опасных грузов необходимо обращать на возможность совместной перевозки опасных грузов на одном транспортном средстве. Такая перевозка разрешается только в пределах допустимой совместимости, а с грузами общего назначения — в соответствии со специальными требованиями [4, ч. 4].

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов

В силу технических особенностей, разнообразия сфер применения и регламентированных правил перевозки на каждом виде транспорта существуют габаритно-весовые нормативные ограничения по условиям безопасности движения.

Есть целый ряд грузов, которые сами по себе или в транспортном положении (т.е. положении при транспортировке) превышают допустимые нормы по высоте, ширине либо длине, а также допустимой массе. На сегодня нет четкого однозначного определения груза, который с учетом габаритных размеров и массы транспортного средства или без него превышает установленные нормы. Такой груз или отдельное транспортное средство называют крупногабаритным и (или) тяжеловесным, нестандартным, громоздким, значительной массы. Порой эти грузы называют сверхнормативными грузами [5, с. 38].

Международные перевозки крупногабаритных грузов регулируются внутренними законами страны, где осуществляется перевозка, и Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП» 1975 года, Республика Беларусь присоединилась к ней в 1993 году [6].

Перевозка тяжеловесных или громоздких грузов может по решению таможенных органов места отправления осуществляться с помощью неопечатанных транспортных средств или контейнеров.

Кроме специального разрешения на международную перевозку должна быть оформлена книжка МДП, на обложке и на всех отрывных листах которой делается жирным шрифтом надпись «Тяжеловесные или громоздкие грузы». Надпись должна быть сделана на английском или французском языке. Таможенные органы места отправления могут требовать, чтобы упаковочные листы, фотографии, чертежи и т.д., которые считаются необходимыми для опознания перевозимых грузов, были приложены к книжке МДП. В таком случае они заверяют эти документы. Один экземпляр указанных документов прикрепляется к внутренней стороне обложки книжки МДП, и во всех манифестах книжки делается отметка о наличии этих документов [6].

В Республике Беларусь перевозка сверхнормативных грузов регулируется, кроме того, Инструкцией о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.08.2011 N 50 [7].

Грузовладелец обязан при подаче заявления на оформление груза дать его чертеж с подробным описанием груза. Должны быть указаны параметры высоты, ширины, длины, массы, центр тяжести, места возможного крепления груза, особые его свойства и другие транспортные характеристики, необходимые для безопасной и квалифицированной перевозки. Грузоотправитель при необходимости разрабатывает ложемент под данный груз и также указывает его параметры [6].

Основные обязанности перевозчика — обеспечивать перевозку в полном соответствии со специальными правилами, регламентирующими эти перевозки, строго руководствоваться маршрутом движения и дополнительными требованиями, указанными в разрешении, и не допускать разрушений и повреждений дорожных и других инженерных сооружений по пути следования. При этом перевозчик не должен создавать помех другим участникам движения и двигаться не далее второй полосы движения, если иное не оговорено в разрешении.

К водителю предъявляются повышенные требования: с ним перед перевозкой проводят инструктаж с анализом особенностей работы на данном маршруте. При повторяющихся нарушениях, выявленных у водителя, у автотранспортного предприятия может быть отозвана лицензия на этот вид деятельности. К управлению транспортными средствами, на которых перевозятся крупногабаритные и тяжеловесные грузы, допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы не менее трех лет и удостоверение соответствующей категории. Также предъявляются дополнительные требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза. На транспортном средстве должны находиться все приспособления, предназначенные для поддержки грузов, а также повторители на боковых поворотах, если это необходимо, таблички и трехмерные устройства, предупреждающие о сверхнормативности перевозимых грузов, габаритные штанги и так далее.

Перевозка скоропортящихся грузов

Скоропортящимися грузами называют грузы, требующие при перевозке соблюдения температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований. Правильные условия перевозки этой группы грузов гарантируют сохранность свойств продукта [5, с. 40].

Поэтому международная перевозка скоропортящихся грузов регулируется специальным нормативным правовым актом — Соглашением о международной перевозке скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) (далее — Соглашение СПС), заключенным в г. Женеве 01.09.1970.

В соответствии с Соглашением СПС скоропортящиеся грузы делятся на группы. В зависимости от происхождения они делятся на:

  • продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, грибы, ягоды и др.;
  • продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.;
  • продукты переработки: молочные продукты, в том числе сыры, жиры, колбасы, мясные изделия и полуфабрикаты, плоды замороженные и др.;
  • растения живые: срезанные цветы, цветы в горшках, саженцы, рассада и др.

В зависимости от способа температурной обработки грузы делятся на:

  • свежие или остывшие продукты (без изменения их естественного состояния);
  • охлажденные (температура от -6 °С до +4 °С, иногда до +13 °С);
  • замороженные (температура от -7 °С до -18 °С);
  • глубокозамороженные (температура ниже -18 °С);
  • подогретые (температура выше температуры наружного воздуха) [8].

Отдельные скоропортящиеся грузы из-за ограниченных сроков хранения при строго определенной температуре без зарождения вредных для здоровья бактерий можно относить к особо скоропортящимся: мясные, рыбные и овощные кулинарные изделия и полуфабрикаты, многие молочные изделия.

Скоропортящиеся грузы по общей классификации любых грузов могут быть сгруппированы:

  • по физико-химическим свойствам: твердые, жидкие или наливные. Твердые могут быть штучными или навалочными;
  • по условиям перевозки: требующие и не требующие специализированного подвижного состава;
  • по скорости перевозки: грузы, требующие сжатых сроков для сохранности качества, и грузы с длительным сроком перевозки.

Такие грузы, как овощи и фрукты, ягоды, свежая зелень, живая рыба, икра, быстрозамороженные продукты, отличающиеся интенсивным тепловыделением, требуют более срочной доставки для сохранения качества; замороженные и некоторые другие виды грузов практически не ограничивают сроки доставки при соблюдении необходимого температурного режима [8].

В классификации грузов определяющим должен оставаться температурный режим.

Для международной автомобильной перевозки скоропортящихся грузов наиболее широко применяются рефрижераторы и отапливаемые транспортные средства.

Под рефрижератором понимается изотермическое транспортное средство, имеющее индивидуальную или общую для нескольких единиц холодильную установку, которая позволяет при средней наружной температуре +30 °С понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее на постоянном уровне.

Следующее транспортное средство, используемое для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, — это отапливаемое транспортное средство. Это изотермическое транспортное средство, имеющее отопительную установку, позволяющую повышать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления тепла в течение по меньшей мере двенадцати часов на фактически постоянном уровне не ниже 12 °С при средней наружной температуре воздуха -10 °С — для класса А и -20 °С — для класса В [8].

На каждое транспортное средство, допущенное к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов в международном сообщении, выдается свидетельство. Бланк свидетельства должен быть отпечатан на языке страны, выдавшей его, а также на английском или французском языке. Свидетельство или его копия должны находиться во время перевозки на транспортном средстве и предъявляться по первому требованию контролеров.

Также кроме свидетельства на транспортном средстве устанавливается табличка-свидетельство, которая является документом об аттестации этого транспорта. Она должна крепиться на видном месте рядом с другими табличками о допущении. В свидетельстве указывается отличительный знак страны совместно с наименованием учреждения, выдавшего свидетельство, и условным обозначением оборудования. Помимо этого указываются тип транспортного средства, его регистрационный номер и его принадлежность с указанием опознавательных буквенных обозначений, а также тип термического оборудования.

Для сохранения высокого качества перевозимых скоропортящихся пищевых продуктов необходимо строгое соблюдение целого ряда требований.

К ним, прежде всего, следует отнести:

  • тщательный подбор доброкачественных продуктов, предназначенных к транспортировке;
  • правильное размещение продуктов в кузове транспортного средства, обеспечивающее надлежащую циркуляцию воздуха и эффективное использование холода;
  • строгое соблюдение температурных требований в отношении предназначенных к перевозке продуктов в грузовом помещении транспортного средства перед его загрузкой и в процессе транспортировки;
  • контроль за состоянием температурного режима в грузовом помещении в процессе транспортировки;
  • доставка продуктов в пункты назначения в установленные сроки [8].

Существуют следующие обязанности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Грузоотправитель должен предъявлять к перевозке скоропортящиеся грузы соответствующей температуры. Также он обязан подбирать соответствующую грузу тару и упаковку, которые не только защищают груз от утраты, но и не ухудшают его физико-химические свойства (запах, вкус, цвет). Грузоотправитель пломбирует кузов автомобиля или отдельные места, если перевозка груза осуществляется по нескольким адресам.

Грузоотправитель обеспечивает погрузку груза и несет ответственность за правильность укладки скоропортящихся грузов в кузове. Если длина кузова не кратна длине ящиков, грузоотправитель должен предоставить необходимые материалы, препятствующие перемещению груза. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком, если дефекты упаковки груза причинили ущерб.

Грузополучатель должен своевременно организовать прием груза, а также обязан проверить груз совместно с перевозчиком и в случае несоответствий оформить заявление, которое будет являться основанием для возмещения потерь.

Основной задачей перевозчика являются проверка срока действия сертификата или временного разрешения по допуску данного класса транспортного средства к перевозке скоропортящихся грузов и подача грузоотправителю исправного транспорта [5, с. 42 — 43].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (вместе с «Протоколом о подписании Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)») (заключено в г. Женеве 30.09.1957) // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

2. Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов (заключено в г. Ашгабате 23.12.1993) // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

3. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., N 32-З // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

4. Приложения А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) «ДОПОГ 2009 года» [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.6pl.ru/asmap/dopog/dopog.htm. — Дата доступа: 03.04.2012.

5. Кузьмин, А.С. Международные перевозки / А.С.Кузьмин. — Минск: ТетраСистемс, 2008. — 128 с.

6. О международной перевозке грузов с применением книжки МДП: Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций (заключена в г. Женеве 14.11.1975) // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

7. Об утверждении Инструкции о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 25 авг. 2011 г., N 50 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

8. Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) (заключено в г. Женеве 01.09.1970) // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Правовые аспекты открытия шиномонтажа Перед открытием любого бизнеса, в том числе малого, для минимизации убытков и прогноза получения прибыли желательно составить бизнес-план. Некоторыми из компонентов бизнес-плана являются потери или вложения в ваш бизнес, произведенные для его открытия. На примере открытия шиномонтажа в настоящей ...
Международная автомобильная перевозка грузов: основные положения правового регулирования в свете судебной практики... В силу географического положения Беларуси важность международных автомобильных перевозок грузов очевидна. Динамически развивающиеся отношения в области перевозок, как следствие, влекут рост спорных вопросов, становящихся предметом судебного разбирательства. Анализ судебной практики показывает, чт...
Страхование при осуществлении международных перевозок Понятие страхования при осуществлении международных перевозок Активный выход перевозчиков Республики Беларусь на международный транспортный рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных перевозок, вызывают потребность в динамичном развитии сферы транспортного страхован...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()