Правовые аспекты организации работы с таможенными представителями

В настоящей статье рассмотрены правовые вопросы взаимодействия с таможенными представителями, а также показано, что к выбору таможенных представителей и условиям заключаемых с ними договоров поручения следует относиться весьма щепетильно, т.к. поспешные, необдуманные решения в этих вопросах могут приводить к плачевным результатам.

Ни для кого не является секретом, что небольшие и средние предприятия, индивидуальные предприниматели не имеют возможности содержать в своем штате лишних сотрудников, в том числе специалистов, обладающих хорошими познаниями в области таможенного дела. В то же время таможенное законодательство довольно сложно и специфично для понимания для неподготовленного человека. Также экономически нецелесообразно закупать специальное дорогостоящее программное обеспечение для формирования таможенных деклараций, когда их количество не превышает нескольких единиц в месяц. В связи с этим предприниматели вынуждены обращаться к юридическим лицам, которые занимаются оказанием услуг в области таможенного дела — таможенным представителям. В то же время при выборе таможенного представителя следует помнить о том, что его неверный выбор, как будет показано далее, может привести к плачевным последствиям.

Общие вопросы

Кто такие таможенные представители. Исходя из подп. 34 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) под таможенным представителем понимается юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Вопрос: Какие таможенные операции вправе осуществлять таможенный представитель при помещении товаров под таможенную процедуру?

Ответ: В соответствии с подп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенными операциями понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Отметим, что это весьма обширное понятие, которое включает все действия, которые могут совершаться между лицами и таможенными органами (в том числе даже, например, получение от имени представляемых лиц консультаций по таможенному законодательству).

Касаясь вопроса помещения товаров под таможенную процедуру, отметим, что согласно ст. 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, а, следовательно, в силу подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный представитель, вправе:

  1. осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
  2. брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных ст. 155 ТК ТС;
  3. присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
  4. знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
  5. представлять в соответствии с ТК ТС документы и сведения в виде электронных документов;
  6. обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
  7. привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
  8. пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

Ввиду того что таможенные представители могут самым непосредственным образом влиять на деятельность представляемых ими лиц, законодатель установил некоторые требования к осуществлению их деятельности. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 12 ТК ТС юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Очевидно, что индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность в качестве таможенных представителей.

При этом к юридическому лицу установлены довольно жесткие требования для включения его в реестр таможенных представителей. Так, в соответствии с п. 1 ст. 58 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон) включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие в штате юридического лица не менее двух специалистов по таможенному декларированию.
  2. Наличие договора страхования своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. При этом страховая сумма не может быть менее десяти тысяч базовых величин.
  3. Предоставление таможенному органу, в регионе деятельности которого находится юридическое лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день предоставления такого обеспечения.
  4. Юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более.
  5. Отсутствие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей.
  6. Наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании, используемых для заполнения, контроля и печати таможенных документов, а также представления отчетности о совершенных таможенных операциях.

Также ряд требований ст. 59 Закона установлен и к специалистам по таможенному делу. Например, специалист по таможенному декларированию обязан один раз в три года проходить повышение квалификации в области таможенного декларирования.

Таким образом, государством приняты меры для минимизации ошибок со стороны таможенных представителей. Однако полностью их исключить не представляется возможным.

Вопрос: Предусмотрена ли какая-либо ответственность законодательством Республики Беларусь в том случае, если юридическое лицо будет выполнять деятельность в качестве таможенного представителя без включения в соответствующий реестр?

Ответ: Да, предусмотрена. Так, в силу п. 3 ст. 54 Закона деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, осуществляемая лицами, не включенными в соответствующие реестры, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В свою очередь, ответственность за занятие незаконной предпринимательской деятельностью предусмотрена ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Отметим, что довольно часто на обывательском уровне ошибочно ставят знак равенства между понятиями «таможенный агент» и «декларант». Так ли это? Подпунктом 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определено, что декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (соответственно от имени декларанта декларирует товары таможенный представитель). Таким образом, понятия «таможенный представитель» и «декларант» не являются тождественными.

В настоящее время деятельность таможенных представителей регламентируется двумя основными документами: ТК ТС и Законом.

Ответственность таможенных представителей. Взаимоотношения таможенных представителей и декларантов

Очевидно, что, осуществляя таможенные операции, таможенные представители составляют и передают таможенным органам различные таможенные документы (декларации на товары, декларации таможенной стоимости, статистические декларации и т.п. документы). Соответственно в этих документах могут указываться недостоверные сведения о товарах, которые, в свою очередь, влекут неуплату или неполную уплату таможенных платежей. Это может происходить как по вине таможенных представителей (невнимательность или недостаточная квалификация их должностных лиц), так и по вине декларантов, когда таможенным представителям подаются недостоверные сведения и документы. Для того чтобы понять, какую ответственность несут таможенные представители, рассмотрим конкретные практические примеры.

Пример. Белорусским предприятием по договору купли-продажи, заключенному с голландской фирмой, была ввезена на таможенную территорию Республики Беларусь партия оборудования для строительства. Белорусское предприятие заключило договор с фирмой, которая включена в реестр таможенных представителей на совершение от имени предприятия таможенных операций. На основании заключенного договора фирма (таможенный представитель) составила декларацию на товары и представила ее 01.07.2016 в таможенный орган для помещения импортного оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В этот же день таможенным органом произведен выпуск товара (т.е. товар помещен под заявленную таможенную процедуру).

По прошествии одного месяца со дня выпуска товара таможенным органом были проведены операции таможенного контроля. В результате был установлен факт неполноты исполнения налогового обязательства по уплате ввозной таможенной пошлины (в размере 5000 бел.руб.) и налога на добавленную стоимость (в размере 900 бел.руб.) в связи с заявлением в декларации на товары недостоверных сведений о коде оборудования по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД). Как оказалось позже, заявление в таможенной декларации недостоверных сведений произошло ввиду невнимательности специалиста по таможенному декларированию фирмы.

Кто в данной ситуации обязан уплатить допричисленные таможенные платежи? Кто будет привлечен к административной ответственности в рассматриваемой ситуации и каковы размеры штрафа?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта (т.е. у белорусской организации, а не у таможенного представителя — фирмы) с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Однако из этого правила имеются некоторые исключения. Так, ч. 2 п. 4 ст. 367 ТК ТС определено, что государства — члены Таможенного союза, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС не предусмотрена у таможенных представителей солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, совместно с плательщиком таможенных пошлин, налогов обязуются в течение 1 (одного) года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.

В развитие этой нормы п. 2 ст. 99 Закона установлено, что при совершении таможенных операций таможенный представитель несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком, за исключением случаев, когда исполнение обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов связано:

  • с соблюдением требований и условий таможенных процедур, под которые помещены товары;
  • с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • с пользованием и (или) распоряжением товарами, помещенными под таможенную процедуру с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также с выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, п. 1 ст. 303 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникают, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законодательством, в частности, при неделимости предмета обязательства. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью (ст. 304 ГК).

Таким образом, уплатить таможенные платежи и пени в добровольном порядке вправе как белорусская организация, так и фирма — таможенный представитель. При неуплате таможенных платежей в добровольном порядке таможенный орган будет производить взыскание таможенной задолженности в принудительном порядке вначале с декларанта (т.е. с белорусской организации), а затем с таможенного представителя.

Так, в силу п. 5 ст. 119 Закона взыскание таможенных платежей с таможенного представителя производится в случае неисполнения плательщиком решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке (т.е. после выставления инкассовых распоряжений к счетам белорусской организации) таможенных платежей с плательщика за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, в течение одного месяца со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения.

Применение мер по взысканию таможенных платежей с таможенного представителя не является основанием для приостановления или прекращения взыскания таможенных платежей с плательщика.

В свою очередь отметим, что таможенный орган вправе приостановить операции по счетам как организации, так и таможенного представителя сразу же после вынесения решения о взыскании таможенных платежей и пеней, не дожидаясь истечения сроков для добровольного погашения задолженности.

Частью 9 статьи 13.6 КоАП предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в виде наложения штрафа на физическое лицо, совершившее правонарушение в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее двух базовых величин.

Ввиду того что обязанность по уплате таможенных платежей возникает солидарно как у белорусской организации, так и у таможенного представителя — фирмы, то они оба могут быть привлечены к административной ответственности. При этом вопрос о привлечении физического лица (т.е. специалиста по таможенному декларированию, который непосредственно представил декларацию на товары в таможенный орган с неверными сведениями) к административной ответственности будет рассматриваться таможенным органом в зависимости от тех или иных обстоятельств.

В свою очередь лицо, которое, по его мнению, понесло ущерб в результате неправомерных действий второй стороны по сделке, вправе принять меры для его взыскания с виновной стороны. При этом при рассмотрении вопроса о взыскании ущерба в судебном порядке будут также изучаться все аспекты совершенной сделки между белорусской организацией и таможенным представителем.

Далее рассмотрим порядок документального оформления с правовой точки зрения отношений между таможенными представителями и декларантами.

В соответствии с п. 2 ст. 64 Закона отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора поручения, условия которого не могут ограничивать обязанности и ответственность таможенного представителя перед таможенными органами.

Согласно ст. 861 ГК по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

Таким образом, в договоре поручения невозможно предусмотреть норму следующего содержания: «Таможенный представитель не несет ответственности за неуплату ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в том случае, если представленные декларантом договор и счет-фактура (инвойс) содержат недостоверные сведения о стоимости товара, которая уплачена декларантом или подлежит уплате за ввезенный товар».

Для выполнения своих функций таможенный представитель в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 15 ТК ТС при осуществлении своей деятельности вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ТС требований.

Таким образом, возвращаясь к предыдущему примеру, при рассмотрении вопроса о компенсации ущерба белорусской организации, нанесенного таможенным представителем, необходимо внимательно изучить условия составленного договора поручения. В настоящее время нередки случаи, когда в коммерческих документах, описаниях оборудования, составленных иностранными компаниями, содержатся неточные сведения. В том случае, когда таможенному представителю были представлены документы, содержащие недостоверное описание товаров, а договором поручения было определено, что ответственность за достоверность, предоставленную таможенному представителю, несет белорусская организация, таможенный представитель имеет право выставить регрессный иск белорусскому предприятию и взыскать с него весь понесенный ущерб. В случае же когда товар был неверно классифицирован таможенным представителем, несмотря на то что представляемым лицом был представлен полный пакет документов, содержащий исчерпывающие сведения для классификации товара, белорусская организация вправе потребовать возмещение понесенного ущерба от фирмы.

Однако в связи с этим следует обратить внимание на следующее обстоятельство.

Пример. Предприятием (таможенным представителем) был неверно классифицирован товар, несмотря на то что белорусской организацией (декларантом) был представлен полный пакет документов. При этом белорусская организация была вынуждена после выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления доплатить таможенные платежи, а также уплатить пени и административный штраф.

Может ли белорусская организация потребовать от таможенного представителя возместить ей убытки в виде доплаченной суммы таможенных платежей, а также в размере уплаченных пеней и административного штрафа?

Ответ: Для ответа на данный вопрос следует обратиться к ст. 14 ГК, в которой установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Таким образом, в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В свою очередь, согласно п. 1 ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Таким образом, доплаченные пошлины, налоги — это обязательные платежи, которые подлежали уплате в бюджет вне зависимости от того, был заключен договор поручения либо нет. Соответственно право требовать от таможенного представителя возмещения доплаченных сумм таможенных платежей у организации отсутствует.

Однако организация имеет право потребовать от таможенного представителя возмещения уплаченных пеней, административных штрафов, а также возмещения упущенной выгоды в связи с неверным определением размера подлежащих уплате таможенных платежей (т.е. неполученного дохода в связи с реализацией товара по цене более низкой с учетом фактически подлежащих уплате налогов).

Кроме того, ГК установлено, что поверенный (т.е. таможенный представитель) вправе отступить от указаний доверителя (декларанта), если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Поверенный обязан уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

Таможенный представитель обязан:

  • лично исполнять данное ему поручение;
  • сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения;
  • передавать доверителю без промедления все таможенные документы во исполнение поручения;
  • по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения.

Доверитель обязан, если иное не предусмотрено договором, возмещать поверенному понесенные издержки, а также обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения. Кроме того, он обязан без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения и обязан уплатить поверенному вознаграждение.

Согласно п. 1 ст. 867 ГК договор поручения прекращается вследствие:

  • отмены поручения доверителем;
  • отказа поверенного;
  • смерти доверителя или поверенного, объявления кого-либо из них умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Пример. Таможенный представитель заключил договор на совершение таможенных операций с белорусской организацией. При этом белорусская организация представила таможенному представителю документы, содержащие (по мнению таможенного представителя) недостоверное описание товаров. В результате этого может быть неверно определен код товара согласно ТН ВЭД и соответственно не уплачены в полном объеме таможенные платежи. При этом, несмотря на требование таможенного представителя представить более полное описание товара, организация отказывается это сделать и настаивает на декларировании товара по имеющимся документам. Имеет ли право таможенный представитель отказаться от исполнения данного договора поручения в одностороннем порядке?

Ответ: Для ответа на этот вопрос следует обратиться к п. 2 ст. 867 ГК, в котором определено, что доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от него в любое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.

Таким образом, таможенный представитель имеет законное право отказаться от исполнения данного договора поручения.

Продолжая рассматривать тему прекращения договоров поручения, следует обратить внимание на нормы ст. 868 ГК, которой установлено, что в том случае, если договор поручения прекращен до того, как поручение исполнено поверенным полностью, доверитель обязан возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки, а когда поверенному причиталось вознаграждение, также уплатить ему вознаграждение соразмерно выполненной им работе. Это правило не применяется к исполнению поверенным поручения, после того как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения.

Отмена доверителем поручения не является основанием для возмещения убытков, причиненных поверенному прекращением договора, за исключением случаев прекращения договора, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя.

Отказ поверенного от исполнения поручения доверителя не является основанием для возмещения убытков, причиненных доверителю прекращением договора поручения, за исключением случаев отказа поверенного в условиях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, а также отказа от исполнения договора, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя.

Рассмотрим еще несколько примеров из практической деятельности таможенных представителей.

Пример. Белорусской организацией по договору купли-продажи, заключенному с голландской фирмой, была ввезена на таможенную территорию Республики Беларусь партия оборудования для строительной отрасли. Организация заключила договор с предприятием, которое включено в реестр таможенных представителей. На основании заключенного договора по техническому заполнению таможенной декларации таможенный представитель подготовил декларацию на товары. В графе 54 указанной декларации были проставлены реквизиты белорусской организации и его должностного лица. Таможенным органом 18.05.2016 произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

После проведения таможенным органом операций таможенного контроля было установлено, что в декларации неверно заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД. В ходе проведения расследования по административному делу специалист таможенного представителя заявил сотруднику таможенного органа о том, что он не составлял таможенную декларацию, а всего лишь выполнял печатные работы, т.е. заполнял графы декларации на товары в порядке, который ему определил сотрудник белорусской организации. Этим он объяснил отсутствие информации о себе в графе 54 декларации.

В настоящее время сотрудники таможенных органов указали, что к административной ответственности по ч. 9 ст. 13.6 КоАП будет привлечен сотрудник белорусской организации, который указан в графе 54 декларации на товары, и сама белорусская организация как юридическое лицо. Правомерно ли это? Ведь декларацию полностью подготовил сотрудник таможенного представителя, а работник белорусской организации вообще не знает таможенного законодательства.

Ответ: Напомним, что в соответствии с подп. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Порядок заполнения декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее — Инструкция).

Согласно подп. 49 п. 15 Инструкции в графе 54 «Место и дата» декларации на товары (ДТ) указываются сведения о лице, заполнившем ДТ.

В этой графе под номером 1 — номер документа, свидетельствующего о включении лица в реестр таможенных представителей, если декларирование товаров производится таможенным представителем, а также дата и номер договора таможенного представителя с декларантом.

Сведения под номером 1 не заполняются, если декларирование товаров производится декларантом, указанным в графе 14 ДТ.

Под номером 2 — фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность, занимаемая должность в штате декларанта или таможенного представителя и номер контактного телефона.

Если ДТ по договору поручения между декларантом и таможенным представителем составляется работником этого таможенного представителя, являющимся специалистом по таможенному оформлению, состоящим в штате таможенного представителя, дополнительно к сведениям, указанным в абз. 6 подп. 49 п. 15 Инструкции, под номером 2 указывается номер квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению такого работника.

Под номером 3 указываются сведения о документе, удостоверяющем полномочия лица, составившего ДТ:

  • номер и дата документа, удостоверяющего полномочия руководителя декларанта или таможенного представителя, если ДТ заполнена руководителем указанного лица;
  • номер и дата выдачи доверенности на совершение действий от имени декларанта или таможенного представителя, а также срок действия доверенности (если такой срок установлен), если ДТ заполняется работником декларанта или таможенного представителя.

В Республике Беларусь под номером 4 указывается исходящий номер регистрации документов в соответствии с системой (регламентом) учета исходящих документов декларанта или таможенного представителя.

В графе 54 основного и в строке под графами добавочных листов ДТ лицо, составившее ДТ, проставляет свою подпись, дату составления ДТ и удостоверяет сведения, заявленные в ДТ, проставлением печати декларанта или таможенного представителя, если в соответствии с законодательством государства — члена Союза декларант или таможенный представитель должны иметь печать.

Таким образом, из документов (графа 54 ДТ), а также объяснений специалиста таможенного агента следует, что грузовая таможенная декларация была заполнена с нарушением требований действующего законодательства сотрудником белорусской организации, который может быть привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 13.6 КоАП.

Пример. Между открытым акционерным обществом (ОАО) «Н» (г. Брест) и российской фирмой заключен договор купли-продажи, в рамках которого ОАО «Н» экспортировало продукцию собственного производства в Российскую Федерацию. Согласно ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление N 549) статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным представителем с соблюдением формы и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

В связи с этим ОАО «Н» был заключен договор на представление статистической декларации с таможенным представителем предприятием «У». Однако таможенный представитель несвоевременно представил в таможенный орган статистическую декларацию, несмотря на то что ОАО «Н» своевременно заключило договор и представило таможенному представителю необходимые для составления статистической декларации документы. Кто будет привлечен к административной ответственности в рассматриваемой ситуации: ОАО «Н» или таможенный представитель «У»? Какая за это нарушение предусмотрена ответственность?

Ответ: Согласно абз. 25 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178) статистическая декларация — это декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций. При этом импорт — получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента (абз. 10 подп. 1.1 п. 1 Указа N 178). Под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа N 178).

Экспортер (импортер) — резидент, заключивший внешнеторговый договор либо к которому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору в результате уступки прав требования (перевода долга) между резидентами в соответствии с ГК (абз. 28 подп. 1.1 п. 1 Указа N 178).

Согласно абз. 3 подп. 1.16.1 п. 1 Указа N 178 в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не производится, представить в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, в центр статистического декларирования для регистрации статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию.

Исходя из ч. 2 подп. 1.3 п. 1 постановления N 549 статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации статистическую декларацию обязано своевременно зарегистрировать ОАО «Н» (г. Брест), которое исполняет внешнеторговый договор, и соответственно оно будет нести административную ответственность на основании ст. 11.44 КоАП.

Отметим, что в соответствии со ст. 11.44 КоАП за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от десяти до ста базовых величин.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶