Правовые аспекты таможенного транзита

Правовые аспекты таможенного транзита

В статье представлены правовые вопросы осуществления таможенного транзита товаров. Рассмотрены конкретные примеры, которые встречаются в практической деятельности при транспортировке товаров.

Довольно значительный объем грузооборота Республики Беларусь приходится на страны, которые не входят в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). В свою очередь, в условиях кризисных явлений в целях оптимизации финансовых расходов перевозка небольших партий товаров осуществляется собственным транспортом организаций. В связи с этим рассмотрим некоторые особенности доставки товаров, находящихся под таможенным контролем.

Общие положения

Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории осуществляется в рамках таможенной процедуры таможенного транзита. Согласно п. 1 ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) под таможенным транзитом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ЕАЭС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС (например, из Калининграда в Республику Беларусь через территорию Литвы), от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В соответствии с п. 2 ст. 215 ТмК ТС таможенный транзит применяется при перевозке:

  1. иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
  2. иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
  3. иностранных товаров, а также товаров ЕАЭС, если это предусмотрено таможенным законодательством, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
  4. иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
  5. товаров ЕАЭС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС.

Для помещения товаров под рассматриваемую таможенную процедуру необходимо произвести их декларирование, которое вправе осуществлять:

1) лица государства — члена ЕАЭС:

  • заключившие внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которых эта сделка заключена;
  • имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

3) экспедитор, если он является лицом государства — члена ЕАЭС.

Рассмотрим практический пример.

Вопрос: Инженер-снабженец фирмы по изготовлению приборов «Т» заказал необходимые комплектующие в Украине. Ввоз комплектующих в страну осуществлялся путем направления посылок в адрес инженера-снабженца (как физического лица) либо путем перемещения комплектующих через границу самим инженером-снабженцем в железнодорожном транспорте (также как физическим лицом). При проверке предприятия Комитетом государственного контроля Республики Беларусь проверяющий сообщил о том, что к инженеру-снабженцу и к фирме по изготовлению приборов «Т» могут быть применены серьезные штрафы. Действительно ли это так?

Ответ: Да, действительно. При перемещении комплектующих и в первом, и во втором случае их декларирование осуществлялось в качестве товаров, предназначенных для личного пользования. В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТмК ТС товары для личного пользования — это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом. В рассматриваемой ситуации товары фактически были предназначены для нужд фирмы по изготовлению приборов «Т» и подлежали таможенному декларированию в установленном порядке: перевозка комплектующих (в случае их доставки инженером-снабженцем железнодорожным транспортом) должна была осуществляться в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, а затем данные комплектующие подлежали помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Однако декларирование товаров в установленном порядке осуществлено не было.

Отметим, что при недекларировании товаров наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

За данные нарушения предусмотрен штраф в размере:

  • от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации — в отношении физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • от десяти до ста базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации — в отношении индивидуального предпринимателя;
  • от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации — в отношении юридического лица.

Отметим, что товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории ЕАЭС без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено ТмК ТС и (или) Решением Комиссии Таможенного союза N 413 «Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита» (принято в г. Москве 14.10.2010).

Согласно ст. 216 ТмК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:

  1. товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС или вывозу с такой территории;
  2. в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
  3. в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;
  4. представлена транзитная декларация;
  5. в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со ст. 217 ТмК ТС;
  6. обеспечена идентификация товаров (идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы);
  7. транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Согласно п. 1 ст. 217 ТмК ТС к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся:

  • обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с гл. 12 ТмК ТС;
  • таможенное сопровождение;
  • установление маршрута перевозки товаров.

При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если:

  1. в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
  2. товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
  3. это установлено международными договорами (например, Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г. Женеве 14.11.1975) (далее — Конвенция МДП), Таможенной конвенцией Всемирной таможенной организации «О карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров» (заключена в г. Брюсселе 06.12.1961) (далее — Конвенция о карнете) и Конвенцией Всемирной таможенной организации «О временном ввозе» (заключена в г. Стамбуле 26.06.1990) (далее — Конвенция о временном ввозе));
  4. товары перевозятся под таможенным сопровождением;
  5. в иных случаях, установленных ТмК ТС и (или) международными договорами государств — членов ЕАЭС (п. 2 ст. 217 ТмК ТС).

В частности, подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 N 1374 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 1374) определено, что предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, не требуется, если таможенным органом отправления и таможенным органом назначения является таможенный орган Республики Беларусь и эти товары:

  • предназначены для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной безопасности, переоснащения Вооруженных Сил Республики Беларусь, обеспечения пограничной безопасности, использования республиканскими органами государственного управления, о чем Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирован заинтересованным республиканским органом государственного управления;
  • являются сырьем, материалами, комплектующими, оборудованием, предназначенными для производства продукции (работ, услуг) собственного производства, продуктами их переработки, остатками товаров, образовавшихся в результате совершения операций по переработке и помещенных в таможенных процедурах переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, отходами, образовавшимися в результате такой переработки, а также оборотной тарой, используемой для транспортировки указанных товаров; о получателях (отправителях — при вывозе указанной категории товаров), наименованиях и кодах таких товаров на уровне не менее первых шести знаков в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД), Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирован заинтересованным республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, и их таможенное декларирование при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита осуществляется юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем), зарегистрированным в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • имеют характер иностранной безвозмездной помощи и об их получателях (отправителях — при вывозе указанной категории товаров) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

Однако эти нормы не применяются, если у получателя (отправителя — при вывозе) или перевозчика иностранных товаров имеется не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней.

Вопрос: Предприятие намерено поместить под таможенную процедуру таможенного транзита партию иностранных товаров, ввозимых в Республику Беларусь. Для этого на счет таможни было внесено обеспечение уплаты таможенных платежей. Однако впоследствии было установлено, что сумма платежей, которая подлежит уплате в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита, на 20 бел.руб. превышает сумму обеспечения уплаты таможенных платежей, которая была внесена на счет таможенного органа. Необходимо ли доплачивать предприятию обеспечение уплаты таможенных платежей?

Ответ: Согласно подп. 2.2 п. 2 постановления N 1374 предоставление дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется, если сумма таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, декларируемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, представленную предварительно до ввоза товаров в таможенном органе назначения, не более чем на 500 (пятьсот) евро. Отметим, что указанная норма вытекает из подп. 1 п. 2 ст. 85 ТмК ТС. По состоянию на 06.12.2016 курс евро составляет около 2,09 бел.руб. Таким образом, в рассматриваемой ситуации не требуется доплачивать обеспечение уплаты таможенных платежей.

Касаясь вопроса таможенного сопровождения, отметим, что согласно подп. 2.2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 N 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования» помимо таможенных органов организациями, осуществляющими таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, дополнительно являются:

  • Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
  • республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис».

Особенности допущения транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами

Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (далее — Порядок N 676) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза N 676 «О формах свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядке его выдачи и использования» (принято в г. Москве 22.06.2011) (далее — Решение N 676).

Транспортные средства международной перевозки (автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и контейнеры) могут быть заблаговременно допущены к перевозке товаров под таможенными печатями в индивидуальном порядке.

Согласно п. 7 и 8 Порядка N 676 для допущения транспортного средства к перевозке в индивидуальном порядке его собственник или владелец либо их уполномоченный представитель представляет в таможенный орган, в зоне (регионе) деятельности которого он находится либо постоянно проживает, заявление, составленное в произвольной форме, и предъявляет автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп к осмотру порожним.

К заявлению прилагаются:

  • бланк свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями по форме согласно приложению 1 к Решению N 676;
  • чертежи, фотографии и подробное описание конструкции автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа;
  • оригиналы и ксерокопии документов, подтверждающие право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или владения в отношении автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа;
  • оригинал и ксерокопия свидетельства о регистрации автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа.

На фотографиях или чертежах, прилагаемых к заявлению, должны быть изображены вид автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа спереди, сзади, слева, справа, а также места для наложения таможенных пломб и печатей. На одной фотографии или чертеже допускается одновременное изображение не более двух видов автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа.

Отметим, что в соответствии с п. 5 Порядка N 676 решение о допущении автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями принимается таможенным органом отправления при предъявлении ему заинтересованным лицом автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа к осмотру порожним, если оно заблаговременно не было допущено к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.

Данное решение принимается таможенным органом отправления без выдачи свидетельства о допущении путем внесения записи «Разовое допущение» в транзитную декларацию и действует до завершения таможенной процедуры таможенного транзита при отсутствии нарушений целостности грузового отсека транспортного средства международной перевозки.

Совершение таможенных операций с целью помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза N 438 (принято в г. Москве 17.08.2010) (далее — Порядок N 438). Для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита декларант представляет в таможенный орган транзитную декларацию. В соответствии с п. 2 Порядка N 438 транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами, входящими в право ЕАЭС.

Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТмК ТС:

  • заполненные листы транзитной декларации;
  • книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Конвенции МДП, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • карнет АТА, заполненный в соответствии с Конвенцией о карнете и Конвенцией о временном ввозе, с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, если это предусмотрено законодательством такого государства;
  • транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

В соответствии с п. 3 Порядка N 438 подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления:

— документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию, при декларировании товаров:

  • экспедитором — документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции;
  • лицами, указанными в подп. 1 ст. 186 ТмК ТС, — документов, подтверждающих заключение внешнеэкономической сделки либо право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
  • перевозчиком — транспортных (перевозочных) документов;

— транспортных (перевозочных) документов;

— коммерческих документов;

— документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

— документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, когда таможенным органом отправления обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС или транзиту через эту территорию в соответствии с международными договорами государств-членов;

— документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, в случаях, предусмотренных законодательством;

— свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки в случае перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением случаев применения разового допущения к перевозке под таможенными пломбами и печатями;

— документов, обеспечивающих возможность идентификации товаров (описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, товаросопроводительные документы и т.п.) в случае, если в качестве средств идентификации не могут быть использованы пломбы, печати и идентификационные знаки или иная маркировка;

— документа о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки (в случае перевозки товаров автомобильным транспортом);

— двух экземпляров описи документов, составляющих транзитную декларацию (в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов).

В случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.

В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и (или) иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.

Должностное лицо таможенного органа устанавливает срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц (п. 2 ст. 219 ТмК ТС).

Представление предварительной информации о ввозе товаров в Республику Беларусь

в соответствии с п. 1 ст. 42 ТмК ТС уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию ЕАЭС или убывающих с такой территории. В свою очередь, ч. 1 ст. 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (далее — Соглашение), определено, что обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии Таможенного союза (Коллегии Евразийской экономической комиссии) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары.

В результате были приняты следующие решения:

  • Решение Комиссии Таможенного союза N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (принято в г. Москве 09.12.2011) (далее — Решение N 899);
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» (принято в г. Москве 17.09.2013);
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» (принято в г. Москве 01.12.2015).

В соответствии с Решением N 899 (далее рассмотрим предварительное информирование в части товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, т.к. иные документы затрагивают меньший круг лиц) введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом. Информацию должны представлять уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица не менее чем за два часа до ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Кроме того, ч. 2 п. 2 Решения N 899 установлено, что в случае, когда ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет предварительную информацию в информационную систему таможенных органов в объеме сведений, установленных для транзитной декларации. Информация должна содержать сведения о (об): отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; стране отправления, стране назначения товаров; декларанте; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары; наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее — ГС) или ТН ВЭД на уровне не менее первых шести знаков; весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД или ГС; количестве грузовых мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, если такое перемещение допускается; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В случае когда ввозимые товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита (т.е., например, предполагается выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления) в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет следующую предварительную информацию в информационную систему таможенных органов государства — члена ЕАЭС, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств: о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; о наименовании и об адресе перевозчика; о наименовании страны отправления и страны назначения товаров; о наименовании и об адресе отправителя и получателя товаров; о продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров; о наименовании, а также кодах товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД на уровне не менее первых четырех знаков; о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию ЕАЭС запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС (ч. 3 п. 2 Решения N 899).

Вопрос: Всегда ли перевозчик обязан представлять предварительную информацию?

Ответ: Нет, не всегда. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Соглашения представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется в отношении:

  • товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
  • товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с гл. 45 ТмК ТС (т.е. товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами);
  • товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • воинских грузов.

Теперь попытаемся дать ответ на вопрос: обязательное предварительное информирование — благо или зло?

Действительно, введение предварительного информирования возлагает на перевозчика необходимость представления сведений в таможенный орган до пересечения грузом границы и влечет некоторые дополнительные материальные затраты.

Однако перевозчикам следует помнить, что в соответствии с Порядком N 438 при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик обязан представить транзитную декларацию (в качестве которой используются документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТмК ТС), а также электронную копию транзитной декларации.

При этом ч. 1 п. 5 Решения N 899 определено, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации. Далее это положение конкретизировано приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.06.2012 N 238-ОД «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением предварительной информации о товарах и транспортных средствах, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь», которым установлено, что если предварительная информация содержит сведения в объеме, установленном для транзитной декларации, то следует принимать ее в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений сведений, содержащихся в этой информации, и сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.

При наличии же в предварительной информации и транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах расхождений в сведениях должностное лицо таможни производит их корректировку на основании представленных заинтересованным лицом документов и сведений.

Вопрос: Каким образом осуществляется предварительное информирование таможенных органов Беларуси о ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС?

Ответ: Как установлено в Выписке из Технических требований обмена данными между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц, предоставляющих предварительную информацию о товарах и транспортных средствах (Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/epi. — Дата доступа: 06.12.2016), в информационном взаимодействии при предоставлении предварительной информации участвуют:

  • таможенные органы Республики Беларусь;
  • заинтересованные лица, включенные в специальный реестр заинтересованных лиц.

Для включения в специальный реестр заинтересованные лица обращаются в Минскую центральную таможню с письменным заявлением произвольной формы о готовности информационного взаимодействия с таможенными органами, в котором указывают на наличие у них аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, а также программного обеспечения и средств защиты информации, удовлетворяющих техническим условиям.

Минская центральная таможня рассматривает заявление в течение 15 рабочих дней и в случае, если технические возможности, программное обеспечение, телекоммуникационные средства и средства защиты соответствуют требованиям, указанным в технических условиях, информирует заинтересованное лицо о назначении даты проверки готовности информационной системы заинтересованного лица к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов в соответствии с техническими условиями.

При положительном результате проверки заинтересованное лицо включается в специальный реестр заинтересованных лиц, представивших таможенному органу предварительную информацию о товарах, ведение которого осуществляется Минской центральной таможней, с присвоением ему специального уникального кода идентификации, который носит конфиденциальный характер и предназначается для использования заинтересованным лицом при организации информационного обмена.

Электронная предварительная информация формируется и направляется заинтересованным лицом в таможенные органы с использованием системы TIR-EPD (при перевозках МДП (т.е. с использованием TIR carneta)) либо с использованием интерфейса ВИС (внешняя информационная система, аттестованная в таможенных органах, позволяющая формировать и передавать предварительную информацию сообщения по специальным каналам связи).

Схема процесса обмена сообщениями между заинтересованными лицами и таможенными органами (где ЭПИ — электронная предварительная информация):

Таким образом, перевозчик вправе как самостоятельно подготовить и представить в таможенный орган электронную предварительную информацию, так и обратиться к соответствующему таможенному представителю.

Обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита

Согласно ст. 223 ТмК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:

  1. доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
  2. обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
  3. не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 222 ТмК ТС.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

В соответствии со ст. 220 ТмК ТС место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

В случае если при таможенном транзите пункт назначения изменяется в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС в области транспорта, перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и иные документы на товары.

Решение об изменении места доставки товаров принимается таможенным органом не позднее дня, следующего за днем получения заявления и документов, которые указаны в ч. 1 п. 2 ст. 220 ТмК ТС.

В случаях, установленных законодательством государств — членов ЕАЭС, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.

Согласно п. 17 Порядка N 438 для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения в соответствии со ст. 225 ТмК ТС один лист транзитной декларации, один комплект транспортных (перевозочных) документов с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов таможенному органу назначения представляется один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления, а также опись документов, составляющих транзитную декларацию, если ее наличие предусмотрено Порядком N 438.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП таможенному органу назначения представляется книжка МДП и один комплект транспортных (перевозочных) документов с отметками о выпуске товаров и иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА таможенному органу назначения представляется карнет АТА и один комплект транспортных (перевозочных) документов с отметками о выпуске товаров и иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

Таким образом, очевидно, что такая простая таможенная процедура, как таможенный транзит, имеет свои особенности. И если их не учитывать, то это может привести к нарушениям законодательства и потере времени и финансовых средств. В настоящей статье сделан обзор норм права и даны практические рекомендации для того, чтобы взаимодействие с таможенными органами при помещении товаров под эту процедуру было оперативным и вызывало только положительные эмоции.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *