Пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров

В данной статье автором раскрыты основные вопросы пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (далее — Государственная граница) физических лиц, транспортных средств и товаров.

Пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров является одним из основных элементов режима Государственной границы. При этом между республиканскими органами государственного управления, осуществляющими контрольные функции в пунктах пропуска, и физическими лицами, пересекающими Государственную границу и перемещающими через нее товары, возникают различные правоотношения, которые регламентируются Законом Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее — Закон) и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Под пропуском через Государственную границу понимаются действия, заключающиеся в признании законности пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, прибывшими на территорию Республики Беларусь или убывающими за пределы Республики Беларусь, а также перемещения через Государственную границу товаров (ст. 25 Закона).

Пропуск через Государственную границу физических лиц, т.е. признание законности ее пересечения, находится в компетенции органов пограничной службы. Пропуск транспортных средств и товаров через Государственную границу осуществляется при наличии соответствующего разрешения таможенного органа.

Законом определено, что пропуск лиц, транспортных средств и товаров через Государственную границу может производиться только в пунктах пропуска через Государственную границу (далее — пункт пропуска).

Пересечение Государственной границы в иных местах, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Республики Беларусь, является нарушением Государственной границы и ее режима.

В пунктах пропуска создана система государственного контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых органами пограничной службы, таможенными и иными республиканскими органами государственного управления, осуществляющими в пунктах пропуска определенные Президентом Республики Беларусь виды контроля. Деятельность указанных республиканских органов государственного управления направлена на выполнение задач по обеспечению пограничной безопасности как составной части национальной безопасности республики на путях международного сообщения.

Законодательством Республики Беларусь установлено, что основными и обязательными элементами системы государственного контроля в пунктах пропуска являются пограничный и таможенный контроль. В отдельных пунктах пропуска может осуществляться только пограничный контроль. Перечень таких пунктов пропуска определяется Президентом Республики Беларусь [3].

Кроме пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска также могут проводиться санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля. К другим видам данного контроля относятся: автомобильный контроль, контроль приемо-сдаточных операций, контроль в области обеспечения безопасности движения на железнодорожных приграничных и передаточных станциях, контроль в области обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов, а также контроль безопасности судоходства. Проведение любых других видов контроля допускается только по решению Президента Республики Беларусь.

В целях обеспечения пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров территориальным органом пограничной службы и таможней совместно с иными государственными контрольными органами, администрацией железнодорожного вокзала (станции), аэропорта, речного порта разрабатывается схема пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров [4], в которой определяется последовательность видов контроля.

При въезде в Республику Беларусь виды контроля осуществляются в следующей последовательности:

в автодорожных пунктах пропуска и пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях): пограничный — санитарно-карантинный — ветеринарный — фитосанитарный — автомобильный (только в автодорожных пунктах пропуска) — таможенный;

в пунктах пропуска в аэропортах и речных портах: санитарно-карантинный — пограничный — ветеринарный — фитосанитарный — таможенный.

При этом ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль проводится в отношении тех товаров, в отношении которых такой контроль предусмотрен законодательством Республики Беларусь, решениями Комиссии Таможенного союза и международными договорами государств — членов Таможенного союза [4].

При выезде из Республики Беларусь виды контроля осуществляются в следующей последовательности:

  • в автодорожных пунктах пропуска и пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях): санитарно-карантинный — автомобильный (только в автодорожных пунктах пропуска) — ветеринарный — таможенный — пограничный;
  • в пунктах пропуска в аэропортах и речных портах: санитарно-карантинный — контроль в области обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов или контроль безопасности судоходства — ветеринарный — таможенный — пограничный.

Санитарно-карантинный контроль проводится в случаях наличия риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемического благополучия населения [4].

Государственные контрольные органы в пункте пропуска осуществляют свою деятельность скоординированно. Координация деятельности государственных контрольных органов в пункте пропуска и организаций, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся пункты пропуска, возложена на органы пограничной службы.

Должностные лица контрольных органов, осуществляющие деятельность в пунктах пропуска, принимают все необходимые меры по ускорению пропуска физических лиц, товаров и транспортных средств и исключению их необоснованной задержки в пунктах пропуска.

Время на осуществление необходимых видов контроля от начала контроля до его завершения в отношении транспортного средства, находящегося на полосе движения, а также в отношении лиц без их высадки из транспортного средства не должно превышать:

  • автобусов с пассажирами — 30 минут;
  • грузовых автомобильных транспортных средств — 40 минут;
  • легковых автомобилей с пассажирами — 15 минут;
  • железнодорожных транспортных средств, речных и воздушных судов — в соответствии с графиком движения, согласованных с Государственным пограничным комитетом и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

При необходимости допускается превышение времени, указанного выше, для проведения проверки физического лица, транспортного средства и перевозимых товаров, при этом транспортное средство должно размещаться в специально установленном месте [4].

Прохождение физическими лицами, транспортными средствами и товарами соответствующих видов контроля в автодорожных пунктах пропуска фиксируется путем проставления соответствующих отметок в контрольном талоне.

Контрольный талон выдается на каждое управляемое транспортное средство или физическое лицо, пропускаемое через Государственную границу в пешем порядке. Контрольный талон выдается и изымается сотрудником органов пограничной службы.

При осуществлении всех видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу содержание, методы и порядок их применения устанавливаются нормативными актами соответствующих республиканских органов государственного управления исходя из предоставленных законодательством Республики Беларусь полномочий, прав и обязанностей.

Пограничный контроль — это согласованные по времени и месту действия сотрудников органов пограничной службы Республики Беларусь, входящих в состав смены пограничных нарядов в пункте пропуска, по проверке документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь у граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности для их пропуска через Государственную границу, досмотру товаров и транспортных средств [5].

Средства и методы пограничного контроля, а также порядок их применения определяются приказами и распоряжениями Председателя Госпогранкомитета в пределах полномочий, установленных Президентом Республики Беларусь, и в соответствии с возложенными на подразделения пограничного контроля задачами.

При прохождении пограничного контроля в пунктах пропуска граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право:

  • получать информацию от сотрудников органов пограничной службы, осуществляющих пограничный контроль, по вопросам, связанным с прохождением пограничного контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) сотрудников органов пограничной службы в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд, если эти действия (бездействие) привели к ущемлению их прав, свобод и законных интересов;
  • требовать книгу замечаний и предложений и вносить в нее записи о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь в пункте пропуска.

В то же время при прохождении пограничного контроля физические лица обязаны:

  • иметь при себе предусмотренные международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь действительные документы для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из республики и предъявлять их сотрудникам органов пограничной службы;
  • заблаговременно освободить документы от обложки и любых вложений перед предъявлением их для проверки;
  • давать объяснения и представлять сотрудникам органов пограничной службы по их требованию дополнительную информацию, позволяющие установить подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений, правильность их оформления, отождествить личность для пропуска через Государственную границу;
  • в пунктах упрощенного пропуска по требованию сотрудников предъявлять для досмотра товары, перемещаемые через Государственную границу;
  • соблюдать режим в пункте пропуска.

Лицам, пересекающим Государственную границу, запрещается совершать действия, направленные на подстрекательство сотрудников органов пограничной службы к нарушению установленного порядка осуществления пограничного контроля, в том числе:

  • оставлять денежные средства в документах, предъявляемых для проверки;
  • предлагать и (или) передавать сотрудникам какие-либо материальные ценности, предлагать и (или) предоставлять выгоды имущественного характера;
  • вести фото-, видеосъемку, разговоры по мобильным средствам связи, совершать иные действия, препятствующие осуществлению пограничного контроля.

Содержание, средства и методы проведения таможенного контроля определяются ГТК в соответствии с Таможенным кодексом (далее — ТмК) и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Структурные подразделения таможни осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, пропускаемых через Государственную границу.

Таможенный контроль осуществляется исключительно таможенными органами. От имени таможенных органов таможенный контроль осуществляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные на осуществление таможенного контроля в соответствии со своими должностными обязанностями. К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством. Таможенными органами применяются в пунктах пропуска следующие операции таможенного контроля:

  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение объяснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка;
  • таможенное исследование (ст. 286 ТмК).

Санитарно-карантинный контроль — вид контроля, осуществляемого в отношении физических лиц, транспортных средств и продукции, в том числе в пунктах пропуска, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях, в целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Одним из элементов санитарно-карантинный контроля является медико-санитарный контроль, который распространяется на все прибывающие из-за границы транспортные средства (воздушные суда, поезда, автотранспорт, речные средства), грузы, экипажи (бригады), пассажиров, водителей, владельцев транспортных средств и иных лиц, совершающих международные поездки, независимо от их государственной и ведомственной принадлежности и форм собственности, а также убывающих из Республики Беларусь граждан. Целью действий является предупреждение заноса и распространения в Республике Беларусь особо опасных инфекционных болезней путем выявления возможных источников инфекции (больные люди, носители, грызуны), живых переносчиков (членистоногие), а также других факторов передачи (вода, продукты питания, багаж, предметы обихода, грузы) (п. 1.2 Положения об организации медико-санитарного контроля (досмотра) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.03.1994 N 58 «О мерах по обеспечению санитарной охраны территории Республики Беларусь»).

Санитарно-карантинный контроль транспортных средств проводится:

  • при поступлении информации о наличии на них больного с симптомами инфекционного заболевания — лихорадка (температура 38 °C и выше), понос, рвота, сыпь, увеличение лимфатических узлов, желтуха, кровоизлияния и кровотечения, а также комаров, других членистоногих и падежа грызунов — от администрации всех прибывающих в Республику Беларусь транспортных средств (командиров воздушных судов, начальников поездов, капитанов водных судов и иных лиц) в адрес администрации (дежурного диспетчера) аэропортов, аэродромов, железнодорожных вокзалов, станций, речных портов, автодорожных пунктов пропуска и в соответствующие санитарно-эпидемиологические учреждения (их структурные подразделения: санитарно-карантинные и пограничные санитарно-контрольные пункты). Указанную информацию передают командиры воздушных судов за 30 минут до прибытия в Республику Беларусь, начальники поездов, капитаны водных судов, водители международных транспортных средств и отдельные граждане — по прибытии в пункт пропуска;
  • при поступлении информации о наличии больных с симптомами инфекционного заболевания на транспортных средствах от сотрудников контрольных органов, исполняющих обязанности в пунктах пропуска;
  • в случае осложнения эпидемической обстановки по особо опасным инфекционным заболеваниям в странах, с которыми осуществляются международные связи, при длительности перелета, переезда из них в пределах установленного инкубационного периода;
  • выборочно с целью контроля эпидемической обстановки.

Санитарно-карантинный контроль может не проводиться при отсутствии информации о наличии на транспортном средстве, прибывающем в Республику Беларусь, больных с симптомами инфекционного заболевания, комаров, павших грызунов. Санитарно-карантинный контроль при выезде за границу проводится в отношении граждан Республики Беларусь, убывающих всеми видами транспортных средств в страны, при выезде в которые требуется проведение профилактических прививок или (и) лабораторных обследований. Такой контроль обеспечивает проверку наличия и действительности международных свидетельств о вакцинации или ревакцинации, сертификата о проведенном лабораторном обследовании и осуществляется при выезде в страны, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Ветеринарный контроль — это санитарный контроль, осуществляемый в отношении животных и продуктов животного происхождения с целью защиты жизни и здоровья людей и животных, а также контроль предметов или грузов, которые могут являться переносчиками болезней животных (ст. 1 Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (заключена в г. Женеве 21.10.1982) (далее — Конвенция)).

В целях охраны территории Республики Беларусь от заноса возбудителей заразных болезней животных с территорий других государств не допускаются ввоз в Республику Беларусь и транзит по ее территории животных, продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил и иных актов законодательства в области ветеринарной деятельности.

Ввоз в Республику Беларусь животных, продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок допускается в пунктах пропуска, где располагаются подразделения ветеринарного контроля (надзора) (ст. 17 Закона Республики Беларусь от 02.07.2010 N 161-З «О ветеринарной деятельности»).

В целях предупреждения заноса заразных болезней животных в Республику Беларусь из других государств допускаются ввоз в Республику Беларусь и транзит по ее территории только здоровых животных и продуктов животного происхождения, полученных от здоровых животных и из хозяйств (с территорий), благополучных по заразным болезням, с соблюдением ветеринарно-санитарных правил и условий, предусмотренных соответствующими соглашениями (конвенциями), заключенными между республикой и другими государствами.

Ввоз на территорию республики из других государств грузов, подлежащих государственному ветеринарному надзору, осуществляется на основании разрешения Главного управления ветеринарии с учетом ветеринарного благополучия соответствующих стран, административных территорий.

Транспортировка животных, продуктов животного происхождения, кормов и других грузов, подлежащих государственному ветеринарному надзору, через Государственную границу разрешается только в местах, где имеются пограничные контрольные ветеринарные пункты и под надзором государственных ветеринарных инспекторов этих пунктов.

Пропуск животных, продуктов животного происхождения, кормов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору, из других государств через Государственную границу производится только при наличии ветеринарных сертификатов, выданных государственной ветеринарной службой страны вывоза груза, подтверждающих его благополучие, в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями, действующими в Республике Беларусь.

Порядок ввоза, вывоза и транзита животных, продуктов животного происхождения, кормов и других грузов, подконтрольных ветеринарной службе, досмотра этих грузов и осуществления при этом других мер, направленных на охрану территории республики от заноса заразных болезней животных, устанавливается в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями, инструкциями и правилами.

В случае угрозы заноса особо заразных болезней животных на территорию Республики Беларусь с территории сопредельных государств на угрожаемых участках государственной границы по предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Кабинетом Министров Республики Беларусь может быть временно прекращен ввоз в республику животных, продуктов животного происхождения, кормов и других грузов, а при необходимости — установлен карантин (п. 34 — 40 Ветеринарного устава Республики Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30.08.1995 N 475 «О мерах по дальнейшему развитию ветеринарного дела в республике»).

Фитосанитарный контроль — это контроль, направленный на предупреждение распространения и перевозки через государственные границы вредителей растений и продуктов растительного происхождения (ст. 1 Конвенции).

Фитосанитарный контроль в пунктах пропуска и (или) в местах назначения осуществляют государственные инспекторы по карантину растений Государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальных организаций в целях выявления карантинных объектов.

Перечень вредителей, болезней растений и сорняков, которые являются карантинными объектами, утверждается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Фитосанитарному контролю в пунктах пропуска подлежит подкарантинная продукция, ограниченная к перемещению через границу Республики Беларусь.

При отсутствии в пункте пропуска государственных инспекторов по карантину растений для физических лиц разрешается ввоз на территорию республики подкарантинной продукции (за исключением семенного и посадочного материала) в количестве, не превышающем весовые нормы ввоза товаров для личного пользования, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, налогами. В случае обнаружения семенного и посадочного материала эта продукция подлежит возврату на территорию сопредельной страны.

При прибытии в пункт пропуска подкарантинной продукции в целях ее ввоза на территорию республики, в том числе для перемещения транзитом, в количестве, превышающем весовые нормы ввоза товаров для личного пользования, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, налогами, эта продукция подлежит возврату для последующего прохождения государственного фитосанитарного контроля на близлежащих пунктах пропуска, где осуществляется такой контроль.

Ввоз на территорию Республики Беларусь импортной и транзитной подкарантинной продукции должен осуществляться только в крытых и герметичных, исправных и опломбированных вагонах, автофургонах, контейнерах, авторефрижераторах.

Вскрытие и досмотр вагонов, транспортных средств, контейнеров, отдельных упаковок груза (багажа), других мест, где может находиться подкарантинная продукция, производится (после снятия сотрудниками таможенных органов средств идентификации) представителями транспортных организаций, водителями или лицами, сопровождающими транспорт, владельцами багажа по требованию государственного инспектора по карантину растений при имеющейся информации, позволяющей предполагать о нарушениях законодательства Республики Беларусь о защите растений, и по согласованию с уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

Фитосанитарный контроль не осуществляется в отношении:

  • деревянных поддонов, картонных и деревянных ящиков и другой тары, в которую упакованы товары;
  • подкарантинной продукции, вывозимой с территории свободных таможенных зон Республики Беларусь.
  • Запрещается транзит через территорию Республики Беларусь:
  • продукции, зараженной карантинными объектами;
  • коллекций живых культур грибов, бактерий, вирусов, нематод, насекомых и почвы;
  • подкарантинной продукции в неисправных и неопломбированных транспортных средствах, допускающих ее потери в пути следования (гл. 3 Положения о порядке осуществления государственного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2006 N 881 «О реализации положений Закона Республики Беларусь «О защите растений»).

Автомобильный контроль осуществляет транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В ее функции в пунктах пропуска входит:

  • контроль за наличием на транспортных средствах разрешения на проезд по территории Республики Беларусь, а для следующих в Российскую Федерацию — разрешения на проезд по ее территории;
  • контроль за наличием у владельцев (пользователей) тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств специального разрешения на проезд по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь с указанием маршрута движения, а также их выдачу в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • взимание сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • взимание платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • контроль за наличием договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • контроль весовых и габаритных параметров тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств.

Другие виды контроля в пунктах пропуска осуществляют иные подразделения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Подразделения авиационной безопасности и государственной инспекции по безопасности полетов осуществляют меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и контроль в области обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов. Белорусская железная дорога — контроль приемо-сдаточных операций и контроль в области обеспечения безопасности движения на станциях в железнодорожных пунктах пропуска и межгосударственных передаточных станциях, а также операции по приему (передаче) вагонов (контейнеров) на железнодорожных передаточный станциях. Санитарно-эпидемиологические учреждения Белорусской железной дороги осуществляют санитарно-карантинный досмотр прибывающих и убывающих за границу транспортных средств, членов бригад, пассажиров, а при необходимости контейнеров и потенциально опасных товаров. Подразделения Белорусской инспекции речного судоходства осуществляют контроль безопасности судоходства.

При посадках воздушных судов, совершающих рейсы в третьи страны, пограничный, таможенный и иные виды контроля в международный аэропортах Республики Беларусь могут не производиться. За такими воздушными судами и следующими на них пассажирами и членами экипажа устанавливается наблюдение на весь период нахождения их в аэропорту, а в отдельных случаях, по согласованию с руководителем полетов, пограничный наряд может сопровождать воздушные суда во время руления. Это положение в основном распространяется на воздушные суда, осуществляющие кратковременную техническую (или вынужденную) посадку в пункте пропуска. В том случае, если на борт воздушного судна будет производиться посадка дополнительных пассажиров или высадка части пассажиров, прибывших в Республику Беларусь, а также погрузка (выгрузка) товаров, то в отношении этой части лиц и товаров будут проводиться контрольные операции в необходимом объеме.

Основанием для получения официального разрешения на выезд из Республики Беларусь (въезд в Республику Беларусь), т.е. для пропуска лиц, транспортных средств и товаров через Государственную границу, является наличие действительных документов.

Действительность таких документов определяется в ходе их проверки пограничными нарядами подразделений пограничного контроля. Действительным признается документ, в котором все его составные части (переплетные материалы, бумага, тексты, средства защиты) соответствуют образцам, а реквизиты оформлены в порядке, установленном компетентными органами выдавшего документ государства. Документ должен быть выдан правомочными на то органами, быть непросроченным, принадлежать предъявителю и не иметь подделок.

Граждане выезжают из Республики Беларусь и въезжают в Республику Беларусь по следующим действительным документам: паспорту гражданина Республики Беларусь, дипломатическому паспорту гражданина Республики Беларусь, служебному паспорту гражданина Республики Беларусь, национальному удостоверению личности моряка Республики Беларусь. Однократный въезд в Республику Беларусь может осуществляться по свидетельству на возвращение в Республику Беларусь.

Законодательством Республики Беларусь определен перечень документов на право выезда (въезда) из Республики Беларусь для иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные лица могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией, при наличии визы, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь. В Республике Беларусь беженцам или иностранным гражданам, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь; лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, иностранным гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, не имеющим в течение двух лет действительного паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу, а также в иных случаях может выдаваться проездной документ [12].

Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется должностному лицу органов пограничной службы Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу. При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту должностному лицу органов пограничной службы в пункте пропуска. Должностным лицом органов пограничной службы в миграционной карте проставляются отметка о въезде иностранца в Республику Беларусь или отметка о его выезде из Республики Беларусь. Законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь установлены категории иностранцев, которые не заполняют миграционных карт при въезде в Республику Беларусь и не предъявляют их при выезде из Республики Беларусь.

Пропуску через Государственную границу не подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отказано во въезде в Республику Беларусь или выезде из Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, право которых на выезд из Республики Беларусь временно ограничено.

Гражданин Республики Беларусь не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь и права на въезд в Республику Беларусь. Право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть только временно ограничено в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если:

  • он осведомлен о государственной тайне, — на срок, установленный в решении о временном ограничении его права на выезд из Республики Беларусь;
  • он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
  • он осужден за совершение преступления, за исключением осужденных без назначения наказания или к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, — на срок, установленный органом или учреждением, исполняющими наказание или иные меры уголовной ответственности, но не более чем до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока;
  • за ним установлен превентивный надзор, — до прекращения превентивного надзора;
  • он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами;
  • ему предъявлен гражданский иск в суде;
  • он является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом в отношении должника — юридического лица;
  • он уклоняется от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, — до явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве;
  • он состоит на профилактическом учете в органах государственной безопасности Республики Беларусь, — до снятия с профилактического учета (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 N 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»).

Государственный орган Республики Беларусь или иная организация, принявшие решение о временном ограничении права гражданина на выезд из Республики Беларусь не позднее одного дня с даты принятия такого решения направляют гражданину соответствующее извещение, либо такие граждане уведомляются о принятом в отношении их решении в порядке, установленном уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Решения о разрешении выезда из Республики Беларусь на определенный срок граждан, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, принимаются государственными органами Республики Беларусь или иными юридическими лицами, принявшими решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь, за исключением граждан, за которыми установлен превентивный надзор, решения о разрешении выезда которых из Республики Беларусь на определенный срок принимаются органами или учреждениями, исполняющими наказание или иные меры уголовной ответственности.

Решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь и о разрешении выезда из Республики Беларусь на определенный срок граждан, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, исполняются органами пограничной службы в пунктах пропуска через Государственную границу.

Решения о снятии временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь принимаются государственными органами Республики Беларусь и иными юридическими лицами, принявшими решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь.

Упрощенный порядок пропуска через Государственную границу граждан Республики Беларусь и сопредельного государства на основании заключенных международных договоров и соглашений.

В настоящее время действующая нормативная правовая база с сопредельными государствами позволяет гражданам, проживающим в приграничных районах, пользоваться установленными и функционирующими на границе пунктами упрощенного пропуска. В пунктах упрощенного пропуска Президентом Республики Беларусь установлено проведение только пограничного контроля. Отдельные полномочия таможенных органов по осуществлению таможенного контроля в пунктах упрощенного пропуска могут быть возложены на органы пограничной службы, осуществляющие функции пограничного контроля в таких пунктах пропуска. Перечень таких пунктов пропуска определяется Президентом Республики Беларусь [3].

Пункты упрощенного пропуска установлены на Государственной границе с Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Польша и Украиной.

Так, действующим Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения белорусско-украинской государственной границы гражданами, проживающими в приграничных районах (заключено в г. Минске 12.12.1998) определено, что под приграничными районами понимаются территории административных районов Республики Беларусь и Украины, непосредственно примыкающие к Государственной границе. Режим работы пунктов упрощенного пропуска устанавливается руководителями пограничных ведомств Республики Беларусь и Украины. При этом имеются некоторые упрощения в вопросе наличия документов на право выезда (въезда) в Республику Беларусь и Украину для граждан, пересекающих Государственную границу в пунктах упрощенного пропуска.

Физические лица, владельцы транспортных средств или их представители обязаны предъявлять по требованию должностных лиц, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля, к досмотру транспортные средства, пересекающие Государственную границу, и перевозимые товары.

К представителям владельцев транспортных средств относятся водители, члены бригад и экипажей, а также другие лица, правомочные выполнять необходимые действия от имени другого лица в ходе пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска. Представителями владельцев автотранспортных средств и перевозимых товаров являются водители (командиры экипажей) и экспедиторы, имеющие соответствующие полномочия, основанные на доверенности, нормативных правовых или административных актах. Поездные бригады состоят из лиц, обслуживающих поезд, — машиниста, помощника машиниста, а также начальника и электрика поезда, проводников пассажирских вагонов, начальников и проводников специальных вагонов. Представителями владельцев воздушных судов являются члены экипажа, состоящие из лиц, которым поручено управление воздушным судном и его обслуживание при выполнении полетов [15]. Представителями владельцев водных судов являются члены экипажа судна.

В воздушных пунктах пропуска обязанность предъявления контрольным органам в пункте пропуска транспортных средств для досмотра относится к экипажам всех воздушных судов, независимо от их государственной принадлежности [14]. Каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, при перевозке пассажиров должно иметь на борту список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения, а при перевозке груза — манифест или подробные декларации на груз.

В железнодорожных пунктах пропуска уполномоченные работники Белорусской железной дороги обязаны оказывать содействие должностным лицам контрольных органов при проведении ими контрольных процедур или операций и предъявлять по их обоснованному требованию к досмотру подвижной состав, товары и сопровождающие их документы в соответствии с актами законодательства.

Работники поездных бригад обязаны открывать и предъявлять к досмотру все служебные помещения, шкафы, люки и другие места в транспортных средствах. При въезде транспортного средства на территорию Республики Беларусь и выявлении должностными лицами контрольных органов нарушения правил пересечения и (или) пропуска через Государственную границу должностные лица контрольных органов информируют об этом уполномоченных работников Белорусской железной дороги для организации следования транспортного средства до межгосударственной передаточной железнодорожной станции с целью проведения контрольных процедур или операций в соответствии с актами законодательства. При обнаружении вскрытых вагонов, следующих под таможенным контролем, уполномоченные работники Белорусской железной дороги обязаны немедленно сообщить об этом должностным лицам таможни. При следовании транспортного средства на выезд из Республики Беларусь и выявлении должностными лицами контрольных органов нарушения правил пересечения и (или) пропуска через Государственную границу, не допускающего его дальнейшее следование в составе поезда, уполномоченными работниками Белорусской железной дороги в установленном порядке производится отцепка этого транспортного средства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., N 419-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 184. — 2/1516.

2. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 N 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — N 17. — 2/1301.

3. О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 мая 2006 г., N 313 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 74. — 1/7571.

4. Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных контрольных органов при пропуске через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, транспортных средств и товаров: постановление Государственного пограничного комитета Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, 31 окт. 2011 г., N 25/47.

5. О порядке прохождения пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства: постановление Государственного пограничного комитета Респ. Беларусь, 30 апр. 2009 г., N 28 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — N 118. — 8/20918.

6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., N 340-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2012. — N 8. — 2/1892.

7. О мерах по обеспечению санитарной охраны территории Республики Беларусь: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 21 марта 1994 г., N 58 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — 8/6688.

8. Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (заключена в г. Женеве 21.10.1982) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — 3/1364.

9. О ветеринарной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 2 июля 2010 г., N 161-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — N 170. — 2/1713.

10. О мерах по дальнейшему развитию ветеринарного дела в республике: постановление Кабинета Министров Респ. Беларусь, 30 авг. 1995 г., N 475 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респ. Беларусь. — 1995. — N 25. — Ст. 624.

11. О реализации положений Закона Республики Беларусь «О защите растений»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июля 2006 г., N 881 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 123. — 5/22635.

12. О документировании населения Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2008 г., N 294 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 135. — 1/9740.

13. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 сент. 2009 г., N 49-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — N 235 — 2/1601.

14. Конвенция Международной организации гражданской авиации «О международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — 3/678.

15. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 N 117-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 78. — 2/1214.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
О порядке использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) коммерческих документов... Часто на практике белорусские транспортные предприятия осуществляют международные автомобильные перевозки грузов с территории Евросоюза на территорию Республики Беларусь, Казахстана, Российской Федерации, и при открытии таможенной процедуры таможенного транзита в белорусском пункте пропуска таможенн...
Особенности таможенного декларирования припасов: определен перечень необходимых сведений Припасы являются достаточно специфической категорией товаров, что предполагает ряд особенностей при осуществлении в отношении их таможенных операций. В первую очередь хотелось бы остановиться на самом понятии "припасы" в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТмК ТС). Припа...
Алгоритм юридических действий по заключению договора транспортной экспедиции В настоящей статье мы постараемся наиболее полно и точно рассмотреть алгоритм заключения договора транспортной экспедиции. При этом в большей степени данный материал будет полезен клиенту, нежели экспедитору. Первоочередного внимания заслуживают нормативные документы, которые регулируют транспорт...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()