Проведение аттестации в автотранспортных организациях

Проведение аттестации в автотранспортных организациях

Конституция Республики Беларусь закрепляет приоритетное право граждан «на здоровые и безопасные условия труда».

Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК) установлен механизм реализации права работника на здоровые и безопасные условия труда через обязанность нанимателя обеспечивать охрану труда работников и закрепление за работником его права на компенсации по условиям труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством наниматель, принимая работника на работу, берет на себя ответственность за обеспечение на его рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.

Наниматель обязан соблюдать установленные законодательством требования по охране труда и предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда» определено, что в обязанности работодателя по обеспечению охраны труда входит обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

Аттестация — это процедура комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте с целью разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работников на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда <1>, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда <2>, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 N 322-З «О профессиональном пенсионном страховании».

<1> Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список N 1), и Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список N 2), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 N 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда», и перечень текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 N 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования».

<2> Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.12.2007 N 170 «О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда».

Порядок проведения аттестации в организациях определен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда».

Порядок проведения оценки вредных производственных факторов в ходе аттестации определен Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее — Инструкция).

Несмотря на то, что Инструкция разработана на основании Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», переработанных и утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 N 211, при оценке вредных производственных факторов в ходе аттестации необходимо руководствоваться критериями, установленными Инструкцией.

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своих работников и проведении аттестации.

В автотранспортных организациях эти особенности связаны с основной категорией работающих на транспорте — водителями.

Труд водителя включает: приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, управление автомобилем при выполнении перевозок, сдачу автомобиля сменщику, текущий ремонт автомобиля.

В некоторых случаях водитель выполняет обязанности экспедитора, грузчика, оператора манипулятора. Водители пассажирского автотранспорта иногда выполняют обязанности кондуктора, контролера. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Именно в процессе вождения автомобиля и определяются наиболее существенные вредные производственные факторы.

Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п.

Рассмотрим, каким образом организовывается проведение аттестации рабочих мест водителей автомобилей, по каким основным факторам производственной среды, а также тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется общая оценка условий труда.

Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценке тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

После определения перечня необходимо решить вопрос о том, какие рабочие места водителей считать однотипными рабочими местами и какие рабочие места являются аналогичными.

Инструкцией установлено, что однотипные рабочие места характеризуются следующими признаками:

  • профессией одного наименования (в данном случае водитель автомобиля);
  • выполнением одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;
  • использованием одинакового оборудования (транспортных средств), приспособлений и др.

Таким образом, для того чтобы определить однотипные рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок (например, МАЗ, КРАЗ и др.) по грузоподъемности, по маркам двигателей.

В этом случае обследованию подлежит не менее 20% таких рабочих мест. Полученные результаты измерений и (или) исследований вредных производственных факторов усредняются и используются в оценке условий труда всех однотипных рабочих мест.

В случае, если в организации имеются автотранспортные средства одной модели, одного года выпуска, с одинаковым техническим состоянием и эксплуатирующиеся в одинаковых условиях, иными словами, когда класс условий труда водителей одинаков, то такие рабочие места могут считаться аналогичными и аттестацию рабочего места достаточно проводить на любом автотранспортном средстве из данной группы.

При определении вредных производственных факторов, которые могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей (например, шум в кабине транспорта, транспортно-технологическая вибрация, наличие в кабине автотранспорта вредных химических веществ), следует руководствоваться утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к гигиене труда водителей.

Измерения вредных производственных факторов проводят аккредитованные лаборатории в режимах движения автомобиля в зависимости от измеряемого фактора производственной среды.

В некоторых случаях водитель автомобиля помимо своих основных трудовых функций выполняет дополнительные. Например, если автомобиль снабжен гидроманипулятором, водитель выполняет дополнительно функции оператора манипулятора. При аттестации такого рабочего места необходимо исследовать вредные производственные факторы при выполнении им и основных, и дополнительных трудовых функций.

Результаты измерений должны оформляться протоколом установленного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь образца.

При проведении оценки тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте водителя автомобиля необходимо учитывать особенности организации его труда.

В процессе управления автомобилем водитель находится на своем рабочем месте, в кабине. При этом он располагается на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе и ограничен объемом кабины.

Длительное нахождение в фиксированной позе и связанная с ней вынужденная ограниченная двигательная активность вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний.

Класс условий труда по показателю «рабочая поза» зависит от времени нахождения водителя за рулем и ограничен временем движения автомобиля. Периодическое, до 50% времени смены, нахождение в неудобной и (или) фиксированной позе оценивается классом 3.1, а более 50% времени смены — классом 3.2.

Напряженность трудового процесса водителя автомобиля зависит от интенсивности движения, поскольку интенсивность определяется в первую очередь объемом и скоростью поступления информации и, как следствие, напряженностью ее приема и переработки водителем. Следует отметить, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время, ответственный характер принимаемых решений, связанный с возможностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекут за собой нервно-эмоциональную напряженность, которая также является одной из главных характеристик труда водителя.

Напряженность трудового процесса напрямую зависит от характера выполняемых перевозок, режима работы, типа используемого транспортного средства, времени занятости работника за рулем и других критериев.

При оценке условий труда водителя по показателю «характер выполняемой работы» условия труда могут быть оценены классом 2 в том случае, если работа проводится по установленному графику с возможной коррекцией по ходу деятельности. Такая оценка характерна для сельскохозяйственной техники, дорожной техники, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и т.п. В некоторых случаях условия труда могут оцениваться классом 3.1 либо классом 3.2, если работа протекает в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, что характерно для водителей городского пассажирского транспорта.

Результаты оценок вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса вносятся в карту аттестации рабочего места.

Общая оценка определяется с учетом оценок всех присутствующих вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, с учетом их времени воздействия.

Время ежедневной занятости водителя управлением автомобиля можно определить по показаниям приборов либо рассчитать с учетом расхода топлива и средней скорости движения автомобиля.

Если время нахождения водителя за рулем меняется (дежурный автотранспорт) на основании нескольких фотографий рабочего времени, составленных за учетный период, определяется усредненное время нахождения водителя за рулем. Общая оценка условий труда определяется за полный рабочий день с учетом усредненного времени нахождения водителя за рулем.

В том случае, если в организации продолжительность рабочих дней варьируется в течение учетного периода и в соответствии со статьей 126 ТК используется суммированный учет рабочего времени при условии полной выработки расчетного количества часов за учетный период, допускается производить расчет доплат за фактически отработанное (в часах) в данных условиях время.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня <3>, по результатам аттестации предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в виде дополнительного отпуска и доплат.

<3> Полный рабочий день — выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД), не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.

Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем.

При определении продолжительности рабочего времени водителя автомобиля необходимо руководствоваться нормами главы 2 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 N 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 13».

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *