Ведение учета и представление отчетности таможенным органам: новации законодательства

Ведение учета и представление отчетности таможенным органам: новации законодательства

С 1 октября 2012 г. вступило в силу постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.04.2012 N 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля» (далее — постановление N 11), которое установило порядок ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля. Анализируя его нормы, можно отметить ряд нововведений среди его положений по сравнению с ранее действовавшими нормами постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.01.2008 N 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».

Предварительно хотелось бы очертить круг лиц, которые обязаны вести учет и представлять отчетность таможенным органам:

  • таможенные представители;
  • таможенные перевозчики;
  • владельцы складов временного хранения;
  • владельцы таможенных складов;
  • владельцы свободных складов;
  • владельцы магазинов беспошлинной торговли;
  • декларанты таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами;
  • лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, размещенными во временной зоне таможенного контроля, созданной для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и (или) являющиеся уполномоченными экономическими операторами;
  • лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, являющиеся декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления (декларант таможенной процедуры переработки).

Итак, остановимся подробнее на требованиях в отношении каждой категории лиц в отдельности.

Таможенные представители

Хотелось бы отметить, что под таможенными представителями понимаются юридические лица государств — членов Таможенного союза, совершающие от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Таким образом, это лица, осуществляющие посреднические функции между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.

Согласно постановлению N 11 таможенные представители обязаны представлять отчет о совершенных таможенных операциях по форме, установленной приложением 1 к постановлению N 11. Данный отчет должен содержать ряд сведений:

  1. наименование таможенного представителя (либо его обособленного подразделения или филиала, осуществляющего деятельность в качестве таможенного представителя);
  2. номер включения в реестр таможенных представителей;
  3. дату заключения, срок действия и номер договора поручения;
  4. сведения о лице, с которым заключен договор поручения (наименование (фамилия, инициалы) лица, место нахождения юридического лица, данные документа, удостоверяющего личность);
  5. код таможенной операции, совершение которой предусмотрено договором поручения;
  6. количество таможенных операций, совершенных в рамках договора поручения;
  7. количество составленных таможенных документов;
  8. количество отказов таможенного органа в регистрации таможенной декларации, отказов в выпуске товаров, причины отказов.

При этом обратим внимание на то, что код таможенной операции указывается в соответствии с перечнем кодов таможенных операций, который содержится в примечании <***> к форме отчета о совершенных таможенных операциях (приложение 1 к постановлению N 11).

Таможенные перевозчики

Таможенные перевозчики в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС) — это юридические лица государств — членов Таможенного союза, отвечающие требованиям статьи 19 ТмК ТС. В целом это транспортные организации, пользующиеся определенными упрощениями в таможенной сфере. Например, они не представляют обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Постановление N 11 предусматривает ряд изменений в ведении учета и представлении отчетности таможенными перевозчиками.

В части представления отчетности постановление N 11 определяет, что таможенный перевозчик обязан вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Делать это он обязан в соответствующем журнале, форма которого содержится в приложении 2 к постановлению N 11. При этом представление отчетов в таможенный орган тоже осуществляется по форме указанного журнала учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Журнал учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита содержит следующие графы, подлежащие заполнению:

  1. регистрационный номер транзитной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров;
  2. вид и марка транспортного средства;
  3. номер государственной регистрации транспортного средства;
  4. наименование товара;
  5. номер регистрации завершения таможенного транзита в ведомственном пункте таможенного оформления или номер регистрации разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в пункте вывоза;
  6. дата регистрации завершения таможенной процедуры таможенного транзита или разрешения на убытие товаров.

Кроме того, необходимо отметить, что до вступления в силу постановления N 11 1 октября 2012 г. таможенные перевозчики должны были также представлять в таможенный орган регистрационные карточки таможенного перевозчика отдельно на каждое транспортное средство, которое они использовали для перевозки товаров под таможенным контролем. Постановление N 11 такую обязанность с таможенных перевозчиков снимает, что весьма позитивно, поскольку на практике достаточно много нарушений было у таможенных перевозчиков в части непредставления таких регистрационных карточек при изменении состава транспортных средств.

Владельцы магазинов беспошлинной торговли

Согласно статье 33 ТмК ТС владельцами магазинов беспошлинной торговли считаются юридические лица государств — членов Таможенного союза, отвечающие условиям, определенным статьей 34 ТмК ТС. Данный вид деятельности является достаточно специфическим, поскольку его осуществление связано с серьезными требованиями к его порядку, учитывая те налоговые льготы, которые применяются по отношению к товарам, реализуемым в магазинах беспошлинной торговли.

В отношении отчетности, представляемой таможенным органам, постановление N 11 устанавливает обязанность владельцев магазинов беспошлинной торговли по ведению журнала учета товаров в магазине беспошлинной торговли по форме согласно приложению 3 к постановлению N 11. В аналогичной форме представляется и отчет в соответствующий таможенный орган. В нем должны содержаться следующие сведения:

  1. наименование товаров;
  2. код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»);
  3. регистрационный номер выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
  4. дату выпуска товара, помещенного под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
  5. номер товара в декларации на товары;
  6. номер товара по системе учета, применяемой в магазине беспошлинной торговли;
  7. количество товара;
  8. единицу измерения товара;
  9. количество товара, реализованного в магазине беспошлинной торговли;
  10. дату реализации товара или дату помещения товара под иную таможенную процедуру;
  11. номер чека (кассового чека) либо товарной накладной в случае продажи товара по безналичному расчету или регистрационный номер выпуска товаров, помещенных под иную таможенную процедуру;
  12. номер рейса;
  13. номер документа, на основании которого приобретен товар;
  14. собственное имя и фамилию покупателя;
  15. количество товаров, помещенных под иную таможенную процедуру или задержанных;
  16. количество товара, оставшегося в магазине беспошлинной торговли.

Владельцы складов временного хранения

Владельцами складов временного хранения (далее — СВХ) являются юридические лица государств — членов Таможенного союза, отвечающие условиям, определенным статьей 24 ТмК ТС.

Система отчетности перед таможенными органами данной категории лиц достаточно проста. Владельцы СВХ ведут учет товаров, размещаемых в зоне таможенного контроля, по форме согласно приложению 4 к постановлению N 11 и в этой же форме представляют отчет в таможенный орган. В данном журнале указываются следующие группы сведений:

  • об уведомлении о размещении товаров в зоне таможенного контроля;
  • о транспортных средствах;
  • о приходе товаров;
  • о расходе товаров;
  • о дате истечения срока временного хранения товаров.

Владельцы таможенных складов

Владельцами таможенных складов являются юридические лица государств — членов Таможенного союза, отвечающие условиям, определенным статьей 29 ТмК ТС.

Их обязанности перед таможенными органами в части ведения учета и представления отчетности заключаются в ведении журнала учета товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещенных на таможенном складе, по форме согласно приложению 5 к постановлению N 11.

В указанном журнале должны содержаться следующие сведения:

  1. сведения о декларанте таможенной процедуры таможенного склада;
  2. наименование товара;
  3. код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;
  4. регистрационный номер выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада;
  5. дата выпуска товаров;
  6. номер товара в декларации на товары;
  7. количество товара;
  8. единица измерения;
  9. номер товара по системе учета, применяемой на таможенном складе;
  10. дата выдачи товара с таможенного склада;
  11. номер таможенного документа;
  12. дата выдачи таможенного документа;
  13. количество товара, выданного с таможенного склада;
  14. остаток товаров на таможенном складе на начало отчетного периода;
  15. остаток товаров на таможенном складе на конец отчетного периода.

Владельцы свободных складов

Под владельцами свободных складов понимаются юридические лица государств — членов Таможенного союза, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством этих государств, и отвечающие условиям, определенным статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О свободных складах и таможенной процедуре таможенного склада» (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010).

Для рассматриваемой категории лиц постановление N 11 предусматривает достаточно разветвленную систему учета и отчетности перед таможенными органами. Рассмотрим ее в виде таблицы:

 N

п/п

               Журналы              Отчеты
 1 Журнал учета товаров, помещенных под

таможенную процедуру свободного

склада, а также товаров,

изготовленных (полученных) из

товаров, помещенных под таможенную

процедуру свободного склада, по форме

согласно приложению 6 к

постановлению N 11

Отчет о товарах, помещенных под

таможенную процедуру, по форме

согласно приложению 7 к

постановлению N 11

 2 Отчет «Выписка из

технологического процесса» по

форме согласно приложению 8 к

постановлению N 11

 3 Отчет об остатках товаров,

помещенных под таможенную

процедуру, по форме согласно

приложению 9 к постановлению

N 11

 4 Отчет о товарах, снятых с

таможенного контроля, по форме

согласно приложению 10 к

постановлению N 11

Хотелось бы подробнее остановиться на журнале учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, а также товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада. В данном журнале должны указываться следующие сведения, разделенные на блоки «Приход» и «Расход»:

               Приход                Расход
Регистрационный номер выпуска

товаров, помещенных под таможенную

процедуру

Наименование товара,

образовавшегося после совершения

операций переработки

Дата размещения товара на свободном

складе

Количество товара, использованного

при совершении операций переработки

Дата выпуска товара, помещенного

под таможенную процедуру

Код товара в соответствии с единой

ТН ВЭД ТС

Код товара в соответствии с ТН ВЭД

ТС

Количество товара, образовавшегося

после совершения операций

переработки

Количество товара Единица измерения в соответствии с

ТН ВЭД ТС

Единица измерения в соответствии с

ТН ВЭД ТС

Дата фактического вывоза товара со

свободного склада

Количество вывезенного товара,

образовавшегося после совершения

операций переработки

Количество вывезенного товара
Номер таможенного документа
Дата выдачи таможенного документа
Количество оставшегося товара

Декларанты свободной таможенной зоны

Свободная таможенная зона — это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Порядок помещения товаров под данную таможенную процедуру закреплен Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010).

В отношении учета и отчетности декларантов свободной таможенной зоны перед таможенными органами постановление N 11 устанавливает следующее:

 N

п/п

                 Журналы            Отчеты
 1 Журнал учета товаров, помещенных под

таможенную процедуру свободной таможенной

зоны, и товаров, изготовленных

(полученных) из товаров, помещенных под

таможенную процедуру свободной таможенной

зоны, по форме согласно приложению 6 к

постановлению N 11

Отчет о товарах, помещенных

под таможенную процедуру,

по форме согласно

приложению 7 к

постановлению N 11

 2 Отчет «Выписка из

технологического процесса»

по форме согласно

приложению 8 к

постановлению N 11

 3 Отчет об остатках товаров,

помещенных под таможенную

процедуру, по форме

согласно приложению 9 к

постановлению N 11

 4 Отчет о товарах, снятых с

таможенного контроля, по

форме согласно приложению

10 к постановлению N 11

Лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами

Данные лица представляют в таможню, производившую таможенные операции в отношении указанных категорий товаров, отчеты об их использовании.

Лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, размещенными во временной зоне таможенного контроля, созданной для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и (или) являющиеся уполномоченными экономическими операторами

Указанные лица представляют отчет о товарах, размещаемых во временной зоне таможенного контроля, по форме согласно приложению 4 к постановлению N 11.

Лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, являющиеся декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления

За указанными лицами постановлением N 11 закреплены следующие обязанности в части представления отчетности таможенным органам:

  1. отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру, по форме согласно приложению 7 к постановлению N 11;
  2. отчет «Выписка из технологического процесса» по форме согласно приложению 8 к постановлению N 11;
  3. отчет об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки, по форме согласно приложению 9 к постановлению N 11;
  4. отчет о товарах, снятых с таможенного контроля, по форме согласно приложению 10 к постановлению N 11.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *