Топливная форсунка. Назначение, устройство, принцип работы

Время на прочтение: 7 минут(ы)

Видео: Устройство и принцип действия насос форсунки. Принцип работы форсунки инжекторного двигателя. Изучаем Common Rail. Дизельные форсунки. Разбираем топливную форсунку. Промывка топливной форсунки своими руками. Что убивает форсунки дизельного двигателя. Регулировка дизельных форсунок на стенде в домашних условиях. Работа распылителя и стенда КИ-562

Форсунка — это элемент системы впрыска, предназначенный для дозированной подачи топлива, его распыления в камере сгорания (впускном коллекторе) и образования топливно-воздушной смеси.

Форсунки используются в системах впрыска как бензиновых, так и дизельных двигателей. На современных двигателях устанавливаются форсунки с электронным управлением впрыска.

В зависимости от способа осуществления впрыска различают:

  • электромагнитные форсунки
  • электрогидравлические форсунки
  • пьезоэлектрические

Общий вид форсунки системы «Коммон рейл» фирмы «Бош» показан на рисунке.

Разрез электрогидравлической форсунки фирмы Бош

Рис. Разрез электрогидравлической форсунки фирмы Бош:
1 – отводящий дроссель; 2 – игла; 3 – распылитель; 4 – пружина запирания иглы; 5 – поршень управляющего клапана; 6 – втулка поршня; 7 – подводящий дроссель; 8 – шариковый управляющий клапан; 9 – шток; 10 – якорь; 11 – электромагнит; 12 – пружина клапана

Форсунка состоит из:

  • электромагнита 11
  • якоря электромагнита 10
  • маленького шарикового управляющего клапана 8
  • запорной иглы 2
  • распылителя 3
  • поршня управляющего клапана 5
  • подпружиненного штока 9

Шарик клапана прижимается к седлу с усилием пружины и электромагнита. Сила пружины рассчитана на давление до 100 кг/см2, что значительно ниже давления в линии высокого давления (250…1800 кг/см2), поэтому только при приложении усилия электромагнита шариковый клапан не отойдет от седла, отделяя аккумулятор от линии слива. Игла распылителя форсунки в нерабочем состоянии прижимается к седлу пружиной распылителя – это предотвращает попадание воздуха в форсунку при пуске двигателя.

В отличие от бензиновых электромеханических фор­сунок, в форсунках «Коммон Рейл» электромагнит при давлении 1350 … 1800 кгс/см2 не в состоянии поднять за­порную иглу, поэтому используется принцип гидроусиления.

Принцип действия электрогидравлической форсунки

Рис. Принцип действия электрогидравлической форсунки:
а – форсунка в закрытом состоянии; b – форсунка в открытом состоянии; c – фаза закрытия форсунки

При создании давления в аккумуляторе, оно действует как на конусную поверхность иглы, так и на поршень управляющего клапана 5. Поскольку площадь рабочей поверхности поршня на 50% больше площади конусной поверхности иглы, игла распылителя продолжает прижиматься к седлу.

При подаче напряжения от блока управления на электромагнит 11, шток 9 якоря штока поднимается и открывается шариковый управляющий клапан 8. Давление в камере управления 7 падает в результате открытия дроссельного отверстия и топливо пропускается из зоны над поршнем управляющего клапана в зону слива. Давление на поршень управляющего клапана падает, так как подводящее дроссельное отверстие управляющего клапана имеет меньшее сечение чем отводящее. Запорная игла 2 при этом под действием высокого давления в кармане распылителя 3 открывается. Количество подаваемого топлива зависит от времени подачи напряжения в электромагнит 11, а значит от времени открытия шарикового управляющего клапана 8. При прекращении подачи напряжения на электромагнит 11, якорь под действием пружины опускается вниз, при этом шариковый управляющий клапан закрывается, давление в камере управления восстанавливается через специальный жиклер. Под действием давления топлива на поршень управляющего клапана 5, имеющего диаметр больше диаметра иглы, последняя закрывается.

На входе топлива в форсунку установлен аварийный ограничитель подачи топлива. Он предотвращает опорожнение аккумулятора через форсунку с зависшей иглой или клапаном управления, а также повреждение соответствующего цилиндра дизеля. В нем используется принцип возникновения разницы давлений по обе стороны от клапана 1 при прохождении топлива через его жиклеры 2. Сечение жиклеров, за­тяжка пружины 3 и диаметр клапана подобраны по максимальной продолжительности и расходу, т.е. подаче топлива.

Аварийный ограничитель подачи топлива через форсунку

Рис. Аварийный ограничитель подачи топлива через форсунку

В системах «коммон рейл» первых поколений общее количество горючей смеси, впрыскиваемой в цилиндр, разделялось на предварительное и основное. Однако более гармоничной является такая схема сгорания, когда во время одного рабочего такта горючая смесь будет разделена на возможно большее количество частей. До сих пор добиться этого было невозможно по причине инерционности традиционных форсунок с электромагнитным управлением.

Одним из путей совершенствования системы «коммон рейл» является увеличение быстродействия открытия форсунки. Минимальное время открытия форсунки для электромагнита с подвижным сердечником составляет 0,5 мс, что не позволяет оперативно изменять подачу топлива. Для более быстрого срабатывания форсунки в настоящее время применяется пьезокерамическая форсунка, которая работает вчетверо быстрее.

Известно, что при подаче электрического напряжения на пьезокерамическую пластинку она на несколько микрон изменяет свою толщину.

Пьезоэлемент, являющийся исполнительным элементом форсунки, представляет собой параллелепипед длиной 30…40 мм, состоящий из спеченных между собой 300 керамических пластинок (кристаллов), расширяющийся на 80 мкм всего за 0,1 мс, чего достаточно  чтобы воздействовать на иглу форсунки с усилием 6300 Н. При этом для управления пьезоэлементом используют напряжение бортовой сети автомобиля.

Пьезоэлемент

Рис. Пьезоэлемент

Для усиления пьезоэффекта в керамику добавляют палладиум и цирконий. Пьезоэлемент потребляет энергию только при подаче напряжения и регенерирует ее при выключении напряжения, таким образом, являясь регенератором энергии.

Использование пьезоэлемента, кроме быстроты срабатывания, обеспечивает большую силу открытия клапана сброса давления над иглой форсунки и высокую точность хода для быстрого сброса давления подачи топлива.

Электрогидравлическая форсунка с пьезоэлементом показана на. Основными составляющими форсунки являются модуль исполнительного элемента, состоящего из пьезоэлектрического элемента и его составляющих, модуль плунжера, состоящего из поршней, амортизатора давления и пружины, клапан переключения, игла. Для окончательной очистки топлива применяется специальный стержневой фильтр.

Разрез пьезоэлектрогидравличе­ской форсунки

 

Рис. Разрез пьезоэлектрогидравличе­ской форсунки:
1 ­– патрубок рециркуляции; 2 – электрический разъем; 3 – стержневой фильтр; 4 – корпус форсунки; 5 – пьезоэлектричесий элемент; 6 – сопряженный поршень; 7 – поршень клапана; 8 – клапан переключения; 9 – игла форсунки; 10 – амортизатор давления

Увеличение длины модуля исполнительного элемента преобразуется модулем соединителя в гидравлическое давление и перемещение, воздействующие на клапан переключения. Модуль плунжера действует как гидравлический цилиндр. На него постоянно воздействует давление подачи топлива 10 кгс/ см2 через редукционный клапан в обратной магистрали.

Топливо выполняет роль амортизатора давления между плунжером соединителя выпускного дросселя 8 и плунжером клапана 5 в модуле плунжера. Из пустого закрытого инжектора (присутствует воздух) воздух удаляется при стартерном пуске двигателя (с частотой вращения вала стартера). Помимо этого, инжектор наполняется топливом, подаваемым погруженным в топливном баке насосом, проходящим через управляемый обратный клапан против направления потока топлива.

Клапан переключения состоит из пластины клапана, плунжера клапана 5, пружины клапана и пластины дросселя 3. Топливо под давлением протекает через впускной дроссель 4 в пластине дросселя к игле форсунки и в камеру над иглой форсунки. Благодаря этому происходит выравнивание давления над и под иглой форсунки. Игла форсунки удерживается в закрытом положении силой пружины форсунки. При нажиме плунжера клапана 5 открывается канал выпускного дросселя и топливо под давлением вытекает через выпускной дроссель 8 большего размера, расположенный над иглой форсунки. Топливо под давлением поднимает иглу форсунки, в результате чего происходит впрыск. Благодаря быстрым командам на переключение пьезо-электрического элемента за один рабочий такт друг за другом производятся несколько впрысков.

Принцип работы пьезофорсунки

Рис. Принцип работы пьезофорсунки:
1 – игла форсунки; 2 – пружина форсунки; 3 – пластина дросселя; 4 — впускной дроссель; 5 – плунжер клапана; 6 – линия высокого давления; 7 – соединительный элемент; 8 – выпускной дроссель; а – форсунка закрыта; б — форсунка открыта

Из-за особенностей процесса сгорания, присущих дизельным двигателям с турбонаддувом, для уменьшения шума и снижения выброса оксидов азота в цилиндры двигателя перед впрыском основной дозы топлива подается небольшая капля топлива (1…2 мм3) «пилотный впрыск», которая плавно перетекает в распыление остальной части топлива. Предварительный впрыск позволяет топливу воспламеняться быстрее. Давление и температура при этом возрастают медленнее чем при обычном впрыске, что уменьшает «жесткость» работы двигателя и его шум с одновременным снижением выбросов окислов азота. Характер процесса двойного впрыска показан на рисунке:

График процесса двойного впрыска и характер распыления топлива

Рис. График процесса двойного впрыска и характер распыления топлива

При холодном двигателе и в режиме, приближенном к холостому ходу, происходит два предварительных впрыска. При увеличении нагрузки предварительные впрыски один за одним прекращаются, пока при полной нагрузке двигатель не перейдет в режим основного впрыска. Оба дополнительных впрыска необходимы для регенерации сажевого фильтра.

Благодаря тому, что пьезофорсунки имеют намного меньшее время срабатывания, чем традиционные электромагнитные, стало возможным разделение горючей смеси на несколько отдельных микродоз: после многократных предварительных впрыскиваний очень небольших количеств горючей смеси следуют либо основное впрыскивание, либо при необходимости многие так называемые «послевпрыскивания».

Характер протекания процесса многоступенчатого впрыска

Рис. Характер протекания процесса многоступенчатого впрыска

Время между предварительным впрыскиванием и основным впрыскиванием составляет 100 мс. Объем топлива, попадающего в цилиндр в момент каждого предварительного впрыскивания, составляет 1,5 мм3. Это делается для равномерного распределения давления в камере сгорания и, соответственно, уменьшения шума, создаваемого в процессе сгорания. После впрыскивания, в свою очередь, служат для снижения токсичности отработавших газов. Если в конце цикла сгорания произвести еще одно впрыскивание в цилиндр, то оставшиеся частицы сгорают лучше. Кроме того, в случае, когда во впускной системе установлен фильтр для улавливания несгоревших частиц, такая технология за счет высокой температуры способствует его очистке. Это особенно актуально для двигателей с большим рабочим объемом.

Более того, сейчас стало возможным использовать до семи тактов впрыска вместо трех за один рабочий процесс. Благодаря этому появляются новые возможности для увеличения номинальной мощности двигателя и еще более точного контроля за составом отработавших газов.

Новое поколение форсунок позволяет регулировать не только количество впрыска по времени и его фазы, но и управлять подъемом иглы, что позволяет более четко управлять процессом впрыска.

В настоящее время производители дизельной топливной аппаратуры, например фирма Бош, разработала системы Common Rail с давлением впрыска до 2500 кгс/см2. В этих системах форсунка отличается от традиционной тем, что максимальное давление создается не гидроаккумуляторе, а в самой форсунке. Она снабжена миниатюрным гидроусилителем давления и двумя электромагнитными клапанами, позволяющими варьировать момент впрыска и количество топлива в пределах одного рабочего цикла. Таким образом, здесь совмещены принципы работы Common Rail и форсунки.

Другим направлением форсунок фирмы Bosch является устройство в форсунках небольшого напорного резервуара, сокращающего обратный ход к циклу низкого давления. Это позволяет увеличить давление впрыска и КПД системы.

Форсунки с повышенным давлением впрыска соответствуют нормам Евро-6.

Где в автомобиле находятся форсунки?

Тип впрыска топлива Расположение форсунок
Центральный впрыск Одна или две форсунки располагаются во впускном трубопроводе перед дроссельной заслонкой. Таким образом, форсунка заменяет устаревшую технологию – карбюратор.
Распределенный впрыск Для каждого цилиндра установлена своя форсунка, которая осуществляет впрыск топлива во впускной трубопровод цилиндра. Форсунка располагается у основания впускного трубопровода
Непосредственный впрыск Форсунки располагаются в верхней части стенок цилиндра и впрыскивают топливо непосредственно в камеру сгорания.

Вопросы по теме

Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Превышена коррекция форсунки — ошибка
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
81 просм.1 ответ.1 голос.
Каков срок службы форсунок?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
79 просм.1 ответ.0 голос.
Попала вода в форсунки, это опасно?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
82 просм.1 ответ.0 голос.
Шум от форсунок Chevrolet Cobalt II
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
77 просм.1 ответ.0 голос.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

17 комментариев к записи “Топливная форсунка. Назначение, устройство, принцип работы

  1. alex19812 Сергеич:

    Какие резинки подойдут на форсунки Lifan Solano?

    1. Александр:

      Обычно для уплотнения используют кольца от форсунок лады калины, они подходят. Но я бы всё таки порекомендовал использовать оригинальные детали, с ними точно проблем не возникнет.

  2. Валентин Даречкин:

    Как чистить форсунку на Опель с двигателем C18NZ?

    1. Анатолий Посылаев:

      Двигатель c18nz имеет моновпрыск в основе которого лежит электро управляемая топливная форсунка, принцип ее работы не отличается от обычных топливных форсунок. Соответственно и процедура чистки так же не отличается. Я бы рекомендовал произвести чистку на стенде для проверки и промывке топливных форсунок, такую операцию выполняют в специализированной мастерской по ремонту топливных систем. Вы можете самостоятельно снять и привезти форсунку в мастерскую. Этот способ наиболее оптимален т.к можно сразу увидеть результат и проверить факел распыла форсунки. Так же есть услуга промывки без снятия спец жидкость, для этого тоже потребуется спец оборудование и рекомендуется заменить свечи.

      Промывка добавлением присадок в бак не рекомендуется т.к ее эффективность сложно оценить.

  3. tavridafest:

    После реставрации форсунок, начали стучать пальцы…. Что делать, говорят есть какой то обучающий режим для них??? Пьезо форсунки бош

    1. Алексей Назаров:

      В некоторых случаях нужно прописывать сканером код форсунки, обозначенный на корпусе, так как у всех форсунок есть некоторая разница в производительности. Только это касается новых форсунок, а после ремонта нужно спросить у того, кто ремонтировал, как планировалось их прописывать. Если же этого производитель не предусмотрел, так тоже бывает, тогда нужно просто подождать, система управления сделает коррекцию сама.

  4. Александр:

    Почему громко работают форсунки? Ниссан Альмера классик

    1. Дмитрий:

      Как Вы поняли, что шум издают форсунки? Громкий звук может идти не от форсунок, а от работы клапанного механизма и клапана рециркуляции отработавших газов ЕГР.

      Шум скорее всего идет именно от этого. Это является нормальной работой двигателя.

      Форсунки стоит проверить и промыть на специальном стенде. Они должны давать равномерное обильное распыление.

  5. Welderon:

    Для чего нужна 7 форсунка?
    Купил машину
    Владец сказал что подключил 7 форсунку

  6. Игорь:

    Люди, подскажите пожалуйста, можно ли проверить работоспособность форсунки?

    1. Сергей:

      Можно. На работающем движке снять разем например. Или с обратки снять шланг, одеть на нее другой шланг и опустить его в бутылочку. В первом случае мотор затроит, во втором посмотришь скока соляры прет в обратку.

    2. Илья:

      Заряди аккумулятор, сними трубку обратки, попроси товарища покрутить стартером — сам смотришь на форсы и видишь струйку соляры с одной или нескольких форсунок, затыкаешь их пальцами (там приличное давление, сложно удержать) — и должна завестись. На заведённой ошибку покажет бортовой комп или сканер у дилеров и сто, специализирующейся на ремонте топливной.

    3. s-ivan63:

      Форсунки можно проверить только в специализированном сервисе, обладающим стендами для диагностики элементов топливных систем. Все «домашние» проверки от «лукавого», можно определить только, либо работает — либо не работает. Настоятельно не рекомендуется снимать разъём с форсунки на работающем ДВС, есть риск попасть на «мозги». Если есть необходимость вычислить неработающий цилиндр, лучше сначала снять разъём, а потом заводить, и так по очереди. На холодный запуск влияет множество факторов, начните с простого — воздушный, топливный фильтр, проверьте свечи накаливания (по одной, на обрыв цепи) может пару штук уже пора поменять. Если с нажатой педалью заводится, резонно проверить состояние MAF (в простонародье — расходомер воздуха) на загрязнение, а так же возможный подсос воздуха по соединениям после датчика до впускного коллектора.

  7. bumermini:

    На BMW e46 320d 2004г турбина с электронной регулировки геометрии, много лет назад я поменял двигатель, т.к. мой угробил, улетела заслонка с выпускного коллектора в цилиндр, поставил мотор с разборки целиком как был, вместе с форсунками что были, и вот сейчас задумал отремонтировать форсунки так как уже начинает трясти на малых оборотах, и тут мне механик один предложил поставить форсы с вообще другим номером, говорит что подходят, но я не уверен, по этому нужна помощь.

    Форсунки у меня стоят сейчас 7 789 661 код 6 позиций евро3, а когда прочитал с программой Inpa, то у меня записаны код из 7 позиций евро4, я не знаю какие у меня стояли раньше форсы.

    Так вопрос вот в чем, могу ли я поставить не мою БМВ форсунки 7 794 919 0445110 212 которые имеют код 7 позиций.

    1. Андрей:

      У вас два варианта, если машина е3 — 131 форсунка, если е4 — 216 и все. Также нужно проверить, есть ли разница в поршнях

    2. Моторист:

      Нет. Работать будет, но плохо.

    3. bumermini:

      Ребята спасибо, не буду рисковать 8)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *