Безопасные клеммы. Устройство и принцип действия
Длинный кабель, соединяющий батарею со стартером у автомобилей, в которых батарея устанавливается в багажнике или средней части автомобиля, может быть причиной пожара из-за его повреждения при аварии. Поэтому при срабатывании подушки безопасности с помощью пиропатрона производится отключение кабеля к стартеру и генератору от положительного вывода батареи. Питание остальной бортовой сети сохраняется, так как при аварии необходимо сохранение работоспособности аварийной сигнализации и освещения. Безопасные клеммы могут иметь прекращение подачи тока разрывом соединяющей перемычки, отстрелом штифта клеммы или иным способом.
В безопасных клеммах с разрывной перемычкой при воспламенении пиротехнического заряда давление газа воздействует на находящийся на поршне палец, который разрывает соединение между контактами.
Рис. Безопасная клемма с разрывной перемычкой:
1 – соединительный элемент с разрывной перемычкой; 2 – палец с поршнем; 3 – запал; а – разрывная перемычка в обычном состоянии; б – разрывная перемычка при срабатывании пиропатрона
В безопасных клеммах с отстрелом штифта отключение кабеля от положительного вывода производится отсоединением его конического штифта 1 при срабатывании пиропатрона. Случайное возобновление соединения наконечника кабеля с выводом батареи предотвращается уловителем 1 с двумя захватами.
Рис. Безопасная клемма с отстрелом штифта:
1 – конический уловитель; 2 – кабель, соединяющий плюсовую клемму со стартером; 3 – плюсовая клемма; 4 – пластмассовая оболочка; а – до срабатывания отстрела; после срабатывания отстрела
Управление пиропатроном и его диагностика производятся с помощью блока управления подушек безопасности.
Пиропатрон срабатывает при каждом раскрытии подушек безопасности, после этого его необходимо заменить.
Клеммы современных аккумуляторных батарей имеют встроенные микропроцессоры, способные измерять ток заряда-разряда, напряжение и температуру батареи. Эти данные передаются в центральный блок управления для решения отключения части незначимых потребителей, например подогрева сидений, в случае недостаточного зарядного тока генератора.