Буксировка артиллерийских систем

Управлять автомобилем, буксирующим артиллерийскую систему, значительно труднее, чем одиночным автомобилем. Увеличение общего веса и габаритов артиллерийского поезда затрудняет его: маневрирование, ухудшает условия проходимости. Значительно возрастает необходимый путь для разгона и торможения.

При сцепке автомобиля с артиллерийской системой тягачу приходится подъезжать к системе задним ходом. Артиллерийская система может находиться в укрытии, на подъеме, на спуске, на косогоре. Сцепка автомобиля с нею может осуществляться как днем, так и ночью. Поэтому для точного подъезда к артиллерийской системе водитель руководствуется, как правило, сигналами, подаваемыми командиром артиллерийского расчета. Учитывая это, водитель должен хорошо знать сигналы управления автомобилем, подаваемые руками, флажками и фонарями, и быстро реагировать на них.

Если подъезд был неточен, автомобиль продвигают вперед и снова осторожно подают к артиллерийской системе, так чтобы тягово-сцепной прибор автомобиля и петля дышла системы были в положении, удобном для их сцепки.

После присоединения системы замок тягово-сцепного прибора автомобиля стопорится шплинтом (чекой). Для надежности артиллерийская система присоединяется к автомобилю еще цепью или тросом.

Многие артиллерийские системы имеют тормоза с пневматическим приводом. Поэтому одновременно со сцепкой тормозную магистраль артиллерийской системы присоединяют к тормозной магистрали автомобиля- Подключается к сети электрооборудования автомобиля и задний фонарь артиллерийской системы. Если задний фонарь отсутствует, то на ствол артиллерийской системы прикрепляют белый круг с отражательным или самосветящимся световым сигналом. Проверив сцепку и все соединения артиллерийской системы с. автомобилем не только на месте, но и в движении на небольшое расстояние, водитель докладывает командиру расчета о готовности артиллерийского поезда к движению.

Если буксируемая артиллерийская система оборудована тормозами с механическим приводом, то на артиллерийский поезд распоряжением командира назначается из состава расчета тормозной для наблюдения за тягово-сцепным прибором и для торможения системы на спусках, при замедлении движения автомобиля-тягача и на остановках, которые он осуществляет натяжением приводного троса тормозов системы. В зависимости от конструкции артиллерийской системы тормозной во время движения находится на специальном сиденье на лафете системы или в кузове автомобиля-тягача у заднего борта.

Трогание артиллерийского поезда начинают только на первой передаче, без рывков и толчков. Переходя на высшую передачу, необходимо дать несколько больший разгон, чем при движении без артиллерийской системы, быстро выжать педаль сцепления и включить очередную высшую передачу.

При поворотах и обгонах следует учитывать длину артиллерийского поезда: чем она больше, тем вероятнее, что система может съехать в придорожный кювет или задеть обгоняемый транспорт.

Не рекомендуется делать крутые и резкие повороты, чтобы не повредить ствольную часть артиллерийской системы. Кроме того, резкие повороты вследствие большой инерции артиллерийской системы могут привести к опрокидыванию артиллерийского поезда. Повороты делают особенно осторожно, даже перед поворотом направо нужно убедиться, что поворот не помешает встречному движению, так как при этом артиллерийскому поезду придется выезжать на левую сторону дороги.

При установке артиллерийской системы в укрытие и для движения в обратном направлении приходится подавать артиллерийский поезд задним ходом.

Движение задним ходом осуществляется с небольшой скоростью, внимательно наблюдая, чтобы не произошло опрокидывания системы. В случае появления такой опасности необходимо сразу же прекратить осаживание автомобиля и выровнять артиллерийский поезд, маневрируя вперед и назад. Только после того как артиллерийский поезд будет выровнен, можно продолжать движение задним ходом.

Если дорожные условия не позволяют осуществить разворот артиллерийского поезда, поступают следующим образом: тягач отцепляют от артиллерийской системы, делают разворот обычным порядком и подводят его для сцепки к системе, которую поворачивают на 180° при помощи артиллерийского расчета или при большом весе при помощи тягача.

При движении по пересеченной местности водитель артиллерийского поезда в своих действиях должен быть особенно внимателен, осторожен и четок.

Короткие подъемы обычно преодолевают с разгона, затяжные — на одной из низших передач, которую включают заранее, чтобы пройти весь подъем без переключения передач.

Перед крутым подъемом следует остановиться, осмотреть путь движения, проверить сцепку, исправность тормозов артиллерийской системы и привести в готовность противооткатные средства. Только после этого можно начинать подъем Крутой подъём преодолевают на первой передаче с включенным передним ведущим мостом и понижающей передачей раздаточной коробки.

Особенно крутые подъемы, а также подъемы со слабым грунтом, на котором возможно буксование артиллерийского поезда, преодолевают, отсоединяя артиллерийскую систему: автомобиль-тягач преодолевает подъем, разворачивается, надежно затормаживается и подтягивает систему лебедкой. Если отсутствует лебедка, после преодоления подъема автомобиль-тягач вытягивает систему при помощи длинного буксирного троса.

При наличии запасного автомобиля-тягача тяжелые артиллерийские системы вытягивают на подъем двойной тягой, сцепляя тягачи мягкой или жесткой сцепкой.

blank

Рис. Преодоление подъема артиллерийской системой с помощью лебедки тягача

В случае вынужденной остановки на подъеме необходимо сразу же удержать от скатывания артиллерийский поезд при помощи тормозов, включить первую передачу, подложить под колеса надежные упоры (клинья, камни и т. д.) и только после этого, устранив причину остановки, запустить двигатель и продолжать движение.

Если на подъеме откажут тормоз и противооткатные средства, рекомендуется включить передачу заднего хода и медленно направить поезд к естественному препятствию, чтобы остановиться. Во всех случаях водитель обязан быстро принять все меры, чтобы обеспечить сохранность артиллерийской системы и автомобиля. При движении на спусках торможение артиллерийского поезда осуществляется только комбинированным способом: двигателем и тормозами.

Спускаться нужно на одной из низших передач, заблаговременно выбираемой в зависимости от крутизны спуска, и при равномерных оборотах коленчатого вала. Нельзя при этом выжимать сцепление, выключать передачу и останавливать двигатель, так как замедлить и остановить движение артиллерийского поезда на спуске при помощи одних тормозов очень трудно, а при тормозах с пневматическим приводом при неработающем двигателе часто и невозможно.

На очень крутых спусках с тяжелой артиллерийской системой сзади прицепляется запасной автомобиль-тягач, который при торможении сдерживает набегание системы на основной тягач.

Особенно осторожно следует двигаться по косогорам, так как возможно сползание и даже опрокидывание артиллерийской системы и тягача. Двигаться нужно с включенным передним ведущим мостом на одной из пониженных передач с равномерной скоростью, придерживаясь колеи ранее прошедших автомобилей. Если косогор не имеет колеи, грунт его влажный или сыпучий, то от сползания артиллерийскую систему обязательно предохраняют при помощи расчета или другого автомобиля с тросом.

Кюветы, канавы, ходы сообщения и траншеи преодолеваются артиллерийским поездом только после тщательного осмотра. Если ширина канавы не больше половины диаметра меньшего из колес артиллерийского поезда, а края канавы не угрожают обвалом, такое препятствие преодолевается без подготовки. При большей ширине канавы или кювета их предварительно подготавливают: срезают стенки лопатой таким образом, чтобы артиллерийская система при переезде препятствия не задела его стволом.

Преодолевают препятствие на первой передаче, чтобы передние колеса тягача плавно и под прямым углом подходили к краю канавы и спускались в нее. Этим предотвращаются сильные толчки и удары, повреждение тягово-сцепного прибора. Необходимо, чтобы колеса артиллерийской системы также плавно и под прямым углом спускались в препятствие; поэтому, пока препятствие не будет преодолено системой, нельзя изменять направление и скорость движения тягача.

Траншеи и ходы сообщения обычно преодолевают по колейным мостам, надежно закрепленным от сдвига вперед и в стороны. Если колеи тягача и артиллерийской системы разные по ширине, то после преодоления препятствия тягачом колейные мосты устанавливают по ширине колеи системы, после чего артиллерийский поезд заканчивает переезд препятствия.

Тормозить артиллерийский поезд нужно очень плавно, заблаговременно снижая скорость движения, так как резкое торможение сопровождается сильными толчками артиллерийской системы, что может привести к поломкам тягача и системы. Водитель, сообразуясь со скоростью движения, должен точно рассчитывать начало и интенсивность торможения, учитывая, что тормозной путь артиллерийского поезда значительно больше, чем одиночного автомобиля.

Для расцепки тягача с артиллерийской системой тягач немного подается назад для ослабления натяжения сцепки. При этом водитель внимательно наблюдает за сигналами командира расчета, руководящего расцепкой. Расцепив тягач с артиллерийской системой, водитель медленно отъезжает от системы по прямой на расстояние не менее 3 м и уже только после этого следует на место, указанное командиром.

Прибыв в назначенное место, водитель немедленно маскирует автомобиль и приступает к отрывке укрытия для автомобиля и щели для себя. По возможности укрытие лучше всего отрывать за обратными скатами высот или в склонах лощин и оврагов.

Закончив оборудование укрытия, водитель ставит в него автомобиль и приступает к техническому обслуживанию автомобиля.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.