История БелавтоМАЗ

Производственное объединение БелавтоМАЗ сравнительно молодо. Дата его рождении 25 сентября 1975 года. Почти все вошедшие в него предприятия (за исключением кузнечного завода тяжелых штамповок в г. Жодино и общестроительного управления «БелавтоМАЗремжилстрой») гораздо старше самого объединения.

Головное предприятие БелавтоМАЗа Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод — по праву считает своим днем рождения 3 августа 1944 года. В этот день Государственный Комитет Обороны принял постановление об организации в Минске автосборочного завода. Но еще до принятия постановления прямо с партизанского парада, состоявшегося в столице Белоруссии в г. Минске 16 июля 1944 года в честь освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков, на юго-восточиую окраину города, в Красное Урочище, пришли первые строители будущего автогиганта. В исключительно сжатые сроки, диктуемые суровыми условиями военного времени, предстояло на базе бывших мастерских располагавшегося здесь до войны военного городка организовать для фронта сборку автомобилей из поступающих узлов и деталей.

Уже к 7 ноября 1944 года в точно установленные сроки первые 50 из них были собраны и переданы в действующую армию. Сборка автомобилей неуклонно наращивалась. Но одновременно предстояло готовиться к решению более ответственной задачи — выпуску автомобилей минской марки. 26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны приняп постановление «О восстановлении и развитии автомобильней промышленности». Им предусматривалось создание ряда новых автомобильных заводов. Среди них оказался и завод в Минске. Его намечалось создать в очень короткие сроки. Определялись две очереди строительства. Срок окончания первой, с завершением которой уже предстояло начать серийное производство автомобилей, — 1948-й. второй — 1950-й год. И, как показало время, сроки эти в основном были выдержаны.

История БелавтоМАЗ

Еще и декабре 1945 года, собрав за год с небольшим для фронта и народного хозяйства страны 18174 автомобиля из поступающих узлов и деталей, завод прекратил их выпуск. Открывалась новая страница истории завода начиналась ускоренная подготовка к производству собственных автомобилей марки «МАЗ». Дорабатывалась их конструкция, разработанная еще в годы войны на автозаводе в Ярославле. Один за другим вступали о строй первые цехи — ремонтнолитейный. шасси, термический, автоприцёпный и другие. В 1946 году завод приступил к сборке первых автоприцепов. Автомобильные заводы, созданные в довоенные и военные годы, направляли в Минск своих специалистов. Рабочие кадры для строящегося первенца белорусского автомобилестроения готовились и о цехах заводов Москвы Горького, Ярославля, Миаоса, Челябинска. Из разных уголков страны в адрес Минского автомобильного направлялись оборудование и строительные материалы, а вскоре к этим поставкам добавились новые комплектующие изделия. 9 августа 1947 года, в день третьей годовщины завода на предприятии началось изготовление первых узлов будущих МАЗов — передних осей и карданных валов. Месяц спустя, 8 сентября, была выпущена первая сталь. А еще через два месяца, 7 ноября, в день 30-летия великого Октября, во главе праздничной колонны минских автозаводцев по улицам еще лежащего в руинах города, перед памятником В. И. Ленину, прошли первые пять автосамосеалов МАЗ-205. возвещая о рождении новой отрасли промышленности республики — автомобилестроения.

Вслед за самосвалом МАЗ-205 было освоено производство бортового автомобиля МАЗ-200, ставшего базовой моделью выпускавшегося на протяжении 18 лет первого семейства минских автомобилей. На смену МАЗ-200 пришли более совершенные автомобили семейства МАЗ-500 16 марта 1965 года на главном конвейере предприятия был собран первый МАЗ нового семейства, а 31 декабря того же года в 12 часов 45 минут с его ленты сошел последний из МАЗов первого поколения — самосвал МАЗ-205. стоящий сегодня на постаменте перед центральной заводской проходной как памятник трудовым свершениям минских автомобилестроителей.

А уже в 1970 году на главном конвейере была собрана первая промышленная партия модернизированных автомобилей семейства МАЗ-500А. В 1978 году завод полностью завершил переход на выпуск автомобилей зтого семейства. В том же году началось производство промышленных партий автопоездов-контейнеровозов на базе тягачей нового семейства МАЗ-6422. В день коммунистического субботника, посвященного 113-й годозщине со дня рождения В. И. Ленина. 16 апреля 1983 года, на предприятии был собран 1000-й автомобиль нового семейства МАЗ-6422. Полный же переход на выпуск автомобилей этого семейства будет завершен в 1988 году, на два года раньше, чем намечалось первоначально.

Наряду с машинами общетранспортного назначения на Минском автозаводе создавалась и создается и другая автомобильная техника. В 1950 годе для удовлетворения растущих ну^кд гигантских строек гидроэнергетики на предприятии началось производство разработанных заводскими конструкторами самосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. Но вскоре мощность и этой машины оказалась недостаточной. В 1957 году был создан 40-тонный самосвал MA3-530. Эти первые отечественные автомобили, предназначенные для транспортировка грузов повышенной тоннажности, созданные минчанами положили начало производству в нашей стране самосвалов большой и особо большой грузоподъемности В целях обеспечения потребностей народного хозяйства в этих машинах, особенно возросших в связи с увеличением объема добычи полезных ископаемых открытым способом, их производство в 1958 году было передано на вновь созданный тогда Белорусский автомобильный завод в г. Жодино. специализирующийся на их изготовлении, входящий ныне в состав производственного объединения БелавтоМАЗ.

На Минском автозаводе была разработана конструкция и освсено производство одноосных тягачей МАЗ-529 и MA3-533 для буксировки скреперов. Их дальнейшее производство было также передано другому предприятию — Могилевскому автозаводу им. С. М. Кирова, тоже входящему сегодня в состав БелавтоМАЗа.

Свою страницу в славную летопись отечественного автомобилестроения вписали минские автозаводцы, создавая многоосные большегрузные автомобили вьюокой проходимости. Уже первая их модель — тягач MA3-535, в котором нашли воплощение новые технические решения — наглядно показала большие возможности этой принципиально новой автомобильной техники. Когда бурное развитие народного хозяйства страны выдвинуло задачу резкого увеличения добычи нефти и газа, минские автозаводцы создали грузовые автомобили и тягачи, приспособленные для работы в суровых условиях Крайнего Севера и жаркого климата Средней Азии, мощные «Ураганы» стали незаменимыми помощниками нефтяников, газовиков, геологов, строителей-первопроходцев труднодоступных районов Сибири и Крайнего Севере. Свыше 10 % выпускаемой серийной автомобильной техники поставляют минские автомобилестроители для нужд агропромышленного комплекса. Доброй славой пользуется и высокопроизводительная машина МВУ-30 для внесения удобрений.

На предприятии многое делается по увеличению производства товаров народного потребления, в том числе технически сложных, отвечающих профилю предприятия и пользующихся повышенным спросом изделий у населения. Особенно быстро наращивается выпуск грузовых прицепов «Зубренок» к легковым автомобилям.

Заслуги коллектива предприятия в создании и освоении производства новых грузовых автомобилей, в выполнении государственных планов и социалистических обязательств по достоинству оценены Родиной. В 1966 году завод был награжден орденом Ленина, о 1971 году — орденом Октябрьской Революции, а в 1977 году — вторым орденом Ленина.

В 1958 году, возвестив о создании а Белоруссии второго автомобильного завода, родилось короткое и емкое слово «БелАЗ». Самые мощные в стране автомобили, выпускаемые на Белорусском ордена Трудового Красного Знамени автомобильном заводе, давно заслужили добрую славу. Всюду, где ведется строительство крупнейших объектов гидроэнергетики или осуществляется дсбыча открытым способом полезных ископаемых, БелАЗы — незаменимые помощники. Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой. Летом 1947 года невдалеке от железнодорожной станции Жодико и автострады Минск — Москва началось строительство завода торфяного машиностроения, преобразованного о 1951 году в завод дорожных машин — «Дормаш», на базе которого спустя семь лет и возник БелАЗ Своим рождением он во многом обязан Минскому автозаводу который передал ему и разработанную на предприятии конструкцию машины, и необходимые оборудование и оснастку, помог кадрами специалистов и рабочих.

5 ноября 1958 года, на год раньше установленного срока, на предприятии был собран первый автомобиль — 25-тонный самосвал МАЗ-525. Эти машины, разработанные еще минчанами, сходили с его конвейера на протяжении семи лет. В сентябре 1965 года без остановки производства завод полностью перешел на серийный выпуск 27-тонных самосвалов собственной конструкции БелАЗ-540, первый опытный образец которых был изготовлен в 1961 году, к открытию XXII съезда КПСС. А вскоре были поставлены на производство и 40-тонные самосвалы БвлАЗ-548. а затем и их модернизированный вариант — БелАЗ-548А, В декабре 1968 года, в канун 50-летия образования БССР и Компартии республики, был создан опытный образец самосвала БелA3-549 грузоподъемностью 75 т.

Исключительно важным для завода и его тружеников стало принятое в 1976 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по ускорению создания мощностей по производству карьерных автомобилей-самосвалов и автопоездов большой и особо большой грузоподъемности». Осуществление выдвинутых в нем задам совпало с деятельностью предприятия в условиях производственного объединения БелавтоМАЗ, в состав которого БелАЗ вошел с января 1976 года. За прошедшие годы многое сделано по развитию предприятия, расширению его площадей, техническому обновлению, освоению новых машин. За годы десятой пятилетки (1976-1980) поставлены на производство 75-тонные самосвалы БелАЗ-549, аэродромные тягачи и 120-тонные автопоезда-углевозы. собраны и прошли государственные испытания автомобили-самосвалы грузоподъемностью 110 т, изготовлены первый образцы аотосамосвалов грузоподъемностью 180 т. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985) начата конвейерная оборка 75-тонных самосвалов — на предприятии заработал второй конвейер, специально предназначенный для их выпуска, освоено производство карьерных самосвалов грузоподъемностью 110 т. выпуск которых постоянно наращивается. Увеличивается производство и 180-тонных самосвалов. В первом году двенадцатой пятилетки начат выпуск более совершенной автомобильной техники — карьерных автосамосвалов БелАЗ-7522 и БелАЗ-7523 грузоподъемностью 30 и 42 т взамен ранее выпускавшихся машин грузоподъемностью 27 и 40 т и модернизированных 75-тонных автссамосвалов БелАЗ-7509 взамен ранее выпускавшихся БелАЗ-549.

Выпуск автомобильной техники на Белоруоском автомобильном заводе начался через 11 лет после того, как оошел первый МАЗ с главного конвейера завода в Минске. Но в том же 1966 году, когда свой первый орден получил Минский автомобильный, высокой награды Родины был удостоен и Белорусский автомобильный завод. Его заслуги в создании конструкции и организации производства новых машин, в досрочном выполнении государственных планов были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

Третий автомобильный завод, работающий в составе производ стееиного объединения БелавтоМАЗ. — Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова — самый молодой из автомобильных заводов Белоруссии. К производству автомобильной техники — тягачей мощностью 180 л. С. и на их базе самоходных скреперов — он приступил 2 сентября 1958 года. Однако история завода начинается с 1932 года, когда в Могилеве началось строительство самого крупного по тем временам в Европе авторемонтного завода. 9 июля 1935 года состоялся его торжественный пуск. По ходатайству коллектива заводу было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова. В короткие сроки предприятие освоило капитальный ремонт автомобилей всех отечественных марок. Уже в 1938 году завод вышел на проектную мощность: он ремонтировал ежемесячно 400 автомобилей и более 1000 автомобильных моторов. У коллектива предприятия были большие планы — завод становился моторостроительным. Но осуществлению их помешала Великая Отечественная война. Оборудование и многие рабочие были эвакуированы в город Куйбышев, где в короткие сроки было организовано производство авиационных моторов.

Сразу же после освобождения Могилева началось восстановление предприятия. Перед ним была поставлена задача — освоить производство локомобилей. К 1 мая 1947 года из ворог завода вышли первые три локомобиля мощностью 20 л. с. С 1953 года завод перешел на выпуск стационарных паросиловых установок, а спустя два года начал производство мостовых электрических кранов. И вот уже скоро три десятилетия его специализация — автомобильная техника, которую не выпускают другие заводы отрасли Мощные самоходные скреперы, изготовляемые могилевчанами, стали надежными помощниками строителей. Недаром в городах Брежневе и Новой Каховке, на трассе БАМа они воздвигнуты на пьедесталы как памятники строителям и тем, кто создавал технику, помогающую сооружать города и заводы, прокладывать каналы и дороги. Впервые в практике отечественного автомобилестроения на заводе созданы автопоезда, предназначенные для работы в подземных условиях выпуск которых начат в 1971 году. Создан на предприятии и очень нужный для строительства в условиях бездорожья полноприводной автосамссвал вьсокой проходимости. Первая установочная партия таких машин, выпущенная в середине одиннадцатой пятилетки, успешно выдержала экзамен.

Барпновичский автоагрегатный завод, работающий в составе БелавтоМАЗа. специализируется по производству автомобильных агрегатов для многих заводов отрасли. Его основная продукция — рулевые механизмы, телескопические амортизаторы и домкраты для большегрузных автомобилей и автобусов, выпускаемых в Минске, Кременчуге, Миассе, Кутаиси, Львове, Ликино и других городах. Специализация на производстве автомобильных агрегатов позволила предприятию значительно увеличить их выпуск.

В августе 1947 года на базе бывшего немецкого патронного завода, где в годы второй мировой войны на окраине Кенигсберга согнанные из многих оккупированных стран Европы женщины, старики и дети под угрозой смерти вынуждены были делать смертоносное оружие против своих же освободителей, был создан предшественник нынешнего Калининградского автоагрегатного завода — моторостроительный завод занимавшийся ремонтом сельскохозяйственной техники. С годами менялся профиль завода, менялось и его название. С включением предприятия в состав БелавтоМАЗа постепенно сокращалось производство старых видоз изделий — запчастей к автомобилям ЗИЛ у ГАЗ. Начиналась планомерная специализация предприятия по выпуску узлов и деталей к автомобилям марки МАЗ. Завод освоил производство валов гидромеханической трансмиссии к автомобилям БелАЗ. Одновременно с этим завод выпускает и оригинальные товары культурно-бытового назначения, а также унифицированную трубопроводную арматуру.

В январе 1950 года по соседству с Минским автомобильным заводом заработал только что сданный в эксплуатацию завод металлических конструкций. В связи с увеличением производства автомобилей на Минском автозаводе и ростом потребностей в рессорах завод металлоконструкций в январе 1961 года был преобразован в Минский рессорный завод. Специализирующийся на выпуске рессор для тяжелых машин, он начал поставлять свою продукцию не только для Минского автозавода, но и для Могилевского и Уральского автомобильных. Львовского и Ликинского автобусных заводов. Челябинского машиностроительного завода и других предприятий. Кроме рессор завод изготавливает и разнообразные сварные конструкции, а также различные товары народного потребления, в том числе запасные части к рессорам легковых автомобилей «Москвич». Уже в девятой пятилетке мощности завода по выпуску рессор были перекрыты почти в полтора раза. Освоен выпуск рессор Т-образного профиля, которые превосходят прежние по долговечности и надежности.

Осиповичский завод автомобильных агрегатов — одно из молодых предприятий производственного объединения БелавтоМАЗ. Начало ему было положено в 1865 годе, когда на базе складских помещений осиповичского комбината «Маяк» было создано новое производственное подразделение Минского автозавода — механосборочный цех № 5. Его первой продукцией были нестандартное оборудование, а так-же автомобильные узлы — коробка отбора мощности и насос опрокидывающего механизма для МАЗов. Вскоре цех освоил и выпуск стеклолластиковых кабин, установочных домкратов, опорных устройств и некоторых других узлов. Было начато и производство товаров народного потребления, в том числе механических игрушечных автомобилей.

В 1972 году на окраине Осиповичей началось строительство нового цеха — цеха алюминиевого литья. Сданный в эксплуатацию на рубеже девятой и десятой пятилеток, он выпускает сейчас десятки наименований отливок из алюминия.

В 1978 году был сдан о эксплуатацию пусковой комплекс еще одного цеха — цеха стеклопластиковых кабин. На его площадях был создан и механосборочный цех аетоприцепных узлов. В канун 66-й годовщины Великого Октября на предприятии был собран первый полуприцеп MA3-5232B. Осиповичскому заводу автомобильных агрегатов предстоит широко развернуть производство прицепной техники к тягачам. выпускаемым на головном заводе.

Самое молодое из всех предприятий БелавтоМАЗа — кузнечный завод тяжелых штамповок в г. Жодино, строительство которого было начато в десятой пятилетке. Оно поставляет расположенному рядом Белорусскому автозаводу ободья колес для мощных БелАЗов. Начались поставки ряда деталей и для новых МАЗсв. В двенадцатой пятилетке на заводе намечается полностью ввести мощности по горячим штамповкам и поковкам. Было закончено строительство цеха крупного литья, ввод которого в действие позволил обеспечить растущие потребности в литье и, прежде всего, в крупном.

Когда на базе автосборочного завода развернулось строительство Минского автомобильного, в городе был создан Государственный строительно-монтажный трест «Автопромстрой». Но с пуском предприятия надобность в нем отпала, и трест был реорганизован. Сегодня основные работы по реконструкции как головного завода, так и других предприятий БелавтоМАЗа ведут крупные строительные тресты Министерства промышленного строительства БССР, многочисленные субподрядные организации. Но, как показала жизнь, чтобы успешно осуществлять планы технической реконструкции, необходимо располагать и собственными силами строителей и монтажников. С созданием производственного объединения на базе Минского автозавода Минское ремонтно-строительное управление № 1 треста «Авторемстрэй-монтаж», переданное объединению, было преобразовано в ремонтно-монтажное и строительное управление «БелавтоМАЗремстрой-монтаж». В конце 1977 года один из его участков был выделен в ремонтно-монтажное управление «БславтоМАЗреммонтаж». А в 1987 году в связи со значительным расширением масштаба жилищного строительства, осуществляемого заводчанами собственными силами, было создано общестроительное управление «БелавтоМАЗремжилстрой».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Самый большой самосвал на Земле: БелАЗ-75710 У него два дизельных 16-цилиндровых V-образных движка суммарной мощностью 4600 лошадей, но ездит он на электричестве. Если его колесо лопнет, на этом месте останется воронка, как от взрыва ручной гранаты. Это самый большой грузовик на планете Земля — БелАЗ-75710. И не дай бог попасться ему под к...
БелавтоМАЗ Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ) имени 60-летия Великого Октября - одно из крупнейших и уникальных в Европе. Специализирующееся на выпуске различного типа автомобилей и автопоездов общетранспортного назначения, в том числе для международных и междугородн...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()