Дифференциал. Назначение и основные типы

Дифференциал. Назначение и основные типы

Видео: Как работает дифференциал? Как работает дифференциал с повышенным внутренним сопротивлением (ДПВС)? Типы дифференциалов. Как устроен дифференциал? Дифференциал автоматический Нестерова (ДАН)

Назначение дифференциала

Дифференциал служит для распределения подводимого к нему вращающего момента между выходными валами и обеспечивает возможность их вращения с неодинаковыми угловыми скоростями.

При движении колесного ТС на повороте внутреннее колесо каждой оси проходит меньшее расстояние, чем ее наружное колесо, а колеса одной оси проходят разные пути по сравнению с колесами других осей.

Неодинаковые пути проходят колеса ТС при движении по неровностям на прямолинейных участках и на повороте, а также в случае прямолинейного движения по ровной дороге при разных радиусах качения колес, например при неодинаковом давлении воздуха в шинах и износе шин или неравномерном распределении груза на ТС.

Дифференциал

Если бы все колеса вращались с одинаковой скоростью, это неизбежно приводило бы к их проскальзыванию и пробуксовыванию относительно опорной поверхности, следствием чего явились бы повышенный износ шин, увеличение нагрузок в механизмах трансмиссии, затраты мощности двигателя на работу скольжения и буксования, повышение расхода топлива, а также трудность поворота транспортной машины. Таким образом, колеса ТС должны иметь возможность вращаться с неодинаковыми угловыми скоростями относительно друг друга. У неведущих колес это обеспечивается тем, что они установлены свободно на своих осях и каждое из них вращается независимо друг от друга. У ведущих колес это обеспечивается установкой в их приводе дифференциалов.

Основные типы дифференциалов

По месту расположения дифференциалы подразделяют на:

  • межколесные (распределяющие вращающий момент между ведущими колесами одной оси)
  • межосевые (распределяющие момент между главными передачами двух ведущих мостов)
  • центральные (распределяющие момент между группой ведущих мостов)

По соотношению вращающих моментов на ведомых валах дифференциалы могут быть:

  • симметричными (моменты на ведомых валах всегда равны между собой)
  • несимметричные (отношение моментов на ведомых валах не равно единице)

Различают также дифференциалы:

  • неблокируемые
  • блокируемые принудительно
  • самоблокирующиеся

По конструкции дифференциалы подразделяют на:

  • конические
  • цилиндрические
  • кулачковые
  • червячные

В некоторых случаях вместо дифференциалов устанавливают механизмы типа муфт свободного хода.

В настоящее время на колесных ТС наиболее широкое распространение получили конические симметричные неблокируемые дифференциалы.

Видео: Как работает дифференциал?

Схемы дифференциалов

Рис. Схемы простых дифференциалов с постоянным соотношением моментов на ведомых валах: а — симметричного конического; б — симметричного цилиндрического; в — несимметричного цилиндрического; г — несимметричного конического; 1, 8 — левая и правая полуоси дифференциала; 2, 6 — левая и правая полуосевые шестерни; 3 — сателлит; 4 — корпус дифференциала; 5 — ведомое колесо главной передачи; 7 — ось вращения сателлитов; 9 — солнечная шестерня; 10 — эпициклическая шестерня

Рис. Межколесный симметричный конический дифференциал: 1, 8 — чашки дифференциала; 2, 7 — опорные шайбы полу осевых зубчатых колес; 3, 6 — полу осевые зубчатые колеса; 4 — опорная шайба сателлита; 5 — сателлиты; 9 — крестовина

Рис. Схемы несимметричных дифференциалов: а — конический; б — цилиндрический

Рис. Кулачковый дифференциал автомобиля ГАЗ-66-11 (а) и схема его работы (б): 1 — внутренняя звездочка; 2 — сепаратор; 3 — наружная звездочка; 4 — чашка дифференциала; 5 — сухарь

Рис. Блокируемый межколесный дифференциал: 1 — муфта; 2 — зубчатый венец

Рис. Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320: 1 — ведущий вал; 2 — уплотнительная манжета; 3 — картер дифференциала; 4, 7 — опорные шайбы; 5, 17 — чашки дифференциала; 6 — сателлит: 8 — датчик блокировки; 9 — пробка заливного отверстия; 10 — пневматическая камера блокировки; 11 — вилка; 12 — стопорное кольцо; 13 — зубчатая муфта; 14 — муфта блокировки; 15 — сливная пробка; 16 — зубчатое колесо привода среднего моста; 18 — крестовина; 19 — зубчатое колесо привода заднего моста; 20 — болт крепления чашек; 21 — подшипник; 22 — крышка подшипника

Рис. Работа межколесного дифференциала: а — общая схема; б — при движении прямо; в — при повороте; 1 — корпус дифференциала; 2, 5 — полуосевые зубчатые колеса; 3 — крестовина: 4, 6 — сателлиты; 7 — ведущее зубчатое колесо главной передачи; 8, 9 — полуоси; 10 — ведомое зубчатое колесо главной передачи

Рис. Межосевой дифференциал Torsen: 1, 3 — правая и левая полуосевые шестерни; 2 — корпус дифференциала; 4 — сателлит, связанный с правой полуосевой шестерней; 5, 7 — выходные валы дифференциала; 6 — сателлит, связанный с левой полуосевой шестерней

Поделиться

Comments (6)

  • alexx4 Reply

    Скажите, как можно принудительно заблокировать задний межколесный дифференциал Nissan X-Trail? например самоблокирующийся дифференциал квайф или какой нибудь электороблокирующийся, есть ли конкретные марки и где их можно приобрести и установить?

    15.02.2020 at
    • Николай Гофман Reply

      К сожалению, на данный момент для Nissan X-Trail ничего подобного нет. Ни квайф, ни чего другого. На t30 есть теоретическая возможность использования подобия ESP, то есть, вывешенное колесо притормаживается через ABS, но это только теория. На T31 это в принципе невозможно, потому что актюатор не имеет внешнего управления.

      Что касается LSD, то он штатно устанавливался на X-Tral GT, но на обычный он не подходит, ни внутренности, ни сам LSD, у него длиннее приводы, другое крепление на раздаточной коробке, да и вообще, сама коробка GT отличается, рассчитана на больший крутящий момент и имеет другую схему креплений. Ходят слухи, что подходит дифференциал от Рено Дастер, но это так же невозможно из-за конструктивных особенностей блока ABS.

      Жаль Вас разочаровывать, но люди уже несколько лет бьются над данным вопросом, но так ничего и не придумали.

      15.02.2020 at
  • pashaklasny Reply

    После установки дифференциала «Торсен» на ГАЗ 31105 Волга, при езде с выключенной передачей появляется посторонний шум похожий на жужжание, металлический, в чем может быть причина? Недостаточно масла, неправильная установка или брак?

    15.02.2020 at
    • Леонид Reply

      Попробуйте долить жидкости в дифференциал. Если шум не уйдет и останется отчетливым — дифф на обмен или проверять установку (у тех у кого ставили). Сильный шум они давать не должны. Даже при смерти ТОРСЕН дает больше вибрации чем шума.

      15.02.2020 at
  • sergey-0962 Reply

    Есть ли необходимость замены смазки в дифференциалах? На сервисах нет одного мнения о необходимости замены смазки в дифференциалах. Автомобиль Kia Sorento с диз. двигателем, механика.

    15.02.2020 at
    • Александр Reply

      По мнению специалистов менять масло в дифференциалах желательно каждые 20 000 км. Также есть мнение, что «средневзвешенным» периодом замены смазки является пробег 70-80 тыс. км.

      15.02.2020 at

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *