Автопоезд. Назначение и типы автомобильных поездов

Время на прочтение: 3 минут(ы)

Автопоезд (автомобильный поезд) — это сочлененное транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепных звеньев.

Согласно ПДД Российской Федерации, автопоезд — это механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Согласно ПДД Республики Беларусь, автопоезд — это состав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колесного трактора) и буксируемого им прицепа, прицепа-роспуска, полуприцепа (если не указано иное, далее — прицеп).

Автопоезда по своему назначению разделяются на:

  • универсальные;
  • специализированные;
  • специальные.

Универсальные автопоезда (автопоезда с бортовыми платформами и универсальными фургонами) предназначены для перевозки различных грузов.

Специализированные автопоезда перевозят определенные виды грузов, их звеньями являются самосвалы, панелевозы, цистерны, фургоны-рефрижераторы и др.

Специальные автопоезда используются для перевозки постоянно смонтированного на них оборудования (передвижные электростанции, компрессорные установки и др.).

Основные типы автопоездов

Рис. Основные типы автопоездов

Автомобильные поезда очень разнообразны по своей конструкции. Их основное различие состоит в характере распределения тяговых усилий и вертикальных нагрузок между тягачом и прицепными звеньями.

По характеру распределения тяговых усилий различают автопоезда с пассивными прицепными звеньями (не имеющими ведущих колес) и активными прицепными звеньями (оборудованными ведущими колесами). Привод ведущих колес прицепных звеньев бывает механический, гидрообъемный и электрический.

Вертикальная нагрузка от собственного веса прицепного звена и веса перевозимого груза может передаваться на колеса прицепного звена полностью или частично. В зависимости от этого звенья соединяются друг с другом через тяговую или опорную связь.

Тяговая связь передает в основном продольные (тяговые и тормозные) усилия. Вертикальная нагрузка на связь возникает от так называемого хоботового давления при одноосном прицепе (рис. а) и от веса деталей дышла при двухосном (и более) прицепном звене (рис. б, в).

Опорная связь передает продольные и вертикальные усилия; последние — от части веса сопрягаемого звена.

По типу связи прицепные звенья автопоездов подразделяются на три основных принципиальных типа: прицеп, полуприцеп и роспуск.

Прицеп — несамоходное ТС, соединяемое с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия, которые возникают в результате взаимодействия звеньев автопоезда.

Полуприцеп — несамоходное ТС, соединяемое с тягачом опорно-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия и воспринимающим вертикальные усилия от части веса полуприцепа.

Роспуск несамоходное ТС, соединяемое с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия, а также грузом, нагружающим тягач частью своего веса.

В зависимости от применяемого типа связи и числа прицепных звеньев выделяют 4 типа автопоездов:

  • прицепные (см. рис. а—в)
  • седельные (рис. г,д)
  • роспуски (рис. е)
  • седельно-прицепные (рис. ж)

Прицепные автоподзда состоят из тягача и одного или нескольких прицепов, соединенных тяговой связью. Если тягач прицепного лвтопоезда не несет полезной нагрузки, иногда для увеличения сцепного веса он имеет балластную платформу. Такой тягач называется балластным (см. рис. в).

Седельные автопоезда состоят из седельного тягача и полуприцепа, соединенных опорной связью. Ведущее звено — седельный тягач, как правило, не имеет грузонесущей части.

Полупрдцеп передней частью опирается через опорно-сцепное устройство на тягач. Разновидностью седельных автопоездов являются поезда с тягачом типа «верблюд», которые имеют между кабиной и опорно-сцепным устройством бортовую платформу или кузов 7 фургон (см. рис. д).

Автопоезда-роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска. У этих автопоездов нагрузка от собственного веса прицела полностью передается на опорную поверхность через его колеса, а от груза — через колеса прицепа и тягача. В. этом случае связь между тягачом и прицепом тяговая и опорная, а при отсутствии груза только тяговая.

В состав седельно-прицепных автопоездов входят тягач, полуприцеп и один или несколько прицепов. Между тягачом и полуприцепом связь опорная, а между полуприцепом и прицепом — тяговая.

Автомобильные поезда по сравнению с одиночными автомобилями имеют следующие преимущества:

  • меньшая нагрузка на ось при одинаковой грузоподъемности
  • повышенная (в 2 раза и более) производительность автопоездов (несмотря на снижение средней технической скорости их движения на 15… 20 %) по сравнению с одиночными автомобилями
  • возможность в некоторых случаях получить единый технологический комплекс оборудования (например, агрегат для выполнения каких-либо операций может размещаться на автомобиле, а автономная электростанция для его питания — на прицепе).

Некоторые специальные, особенно длинномерные неделимые грузы можно перевозить только на автопоездах.

Важнейшим для эксплуатации свойством автопоездов является их делимость, которая позволяет применять один тягач поочередно с несколькими прицепными звеньями. В некоторых случаях делимость автопоезда может ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Преимущества делимости автопоездов в большей степени проявляются при использовании автопоездов с двумя и более прицепными звеньями.

Наряду с автомобильными поездами существуют поезда, в состав которых входят гусеничные ТС.

Видео: Самый длинный автопоезд

Ответы на вопросы

Что такое автопоезд?

Автопоезд — поезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд), комбинированное многозвенное транспортное средство.

Что такое автопоезд в ПДД?

Согласно ПДД, автопоезд — это механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). Под механическим транспортным средством подразумевается транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Какая максимальная разрешенная длина автопоезда?

Без наличия специальных разрешительных документов, максимально возможная длина автомобильного поезда не должна превышать 20 метров, высота – 4 метра,  ширина – 2,55 метра (для изотермических кузовов транспортных средств – 2,6 метра).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

5 комментариев к записи “Автопоезд. Назначение и типы автомобильных поездов

  1. zaza:

    Мужики поделитесь как оно вообще управлять длинномером? Как вы начинали, как там удобно или не удобно. Я вообще удивляюсь как это махина разворачивается или паркуется задом между двух фур и при этом все тютелька в тютельку и никого не задевает. Ведь это не легковая машина! Расскажите….

    1. Павел:

      В принципе ничего сложного, надо привыкнуть к хвосту. У меня корешь есть, так он пересел на одиночку… и по хвосту даже скучает:)

    2. Eddy:

      Немножко тяжелее, я знаю, ездил, работал и с прицепом. Всё приходит с навыком. Ребёнку тоже трудно сделать свои первые шаги, но настойчивость и тренировки сделают своё дело. Знакомый всю жизнь ездит с прицепом и я видел как он подгоняет прицеп на ворота. Так что ребята учиться, учиться, учиться.

    3. Патриот:

      По началу всегда страшно. Для меня самым трудным было когда обгоняешь, не мог привыкнуть к габаритам и не чувствуешь, прошел ли твой хвост того, кого обгоняешь. Но потом по-тихоньку привык. Сейчас все нормально. И в общем, мне больше нравиться на полуприцепе, чем на прицепе. Было время, ездил на Рено-Премиум. Так что надо просто начать, а потом все придет: и опыт, и заработок, и мудрость жизненная.

    4. Sodger:

      Во всем в нашей жизни нужна практика)) Сам когда только учился работать с прицепом и полуприцепом, не раз адреналин подскакивал))) а сейчас одиночка уже мной ощущается, как неполноценная машина. А новичкам могу посоветовать, из личного опыта, потратьте немного вашего личного времени в поле, загоняя машину в ворота и отрабатывая движение задом по прямой и будет вам и чувство габарита и понятие когда и куда руля крутить)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *