Перспективы развития таможенного законодательства ЕЭП

Процессы глобализации неразрывно связаны с усилением экономической интеграции. Текущий год стал началом следующего ее этапа для Беларуси, Казахстана и России (далее — Стороны) — перехода к объединению рынков услуг, капитала и труда в формате Единого экономического пространства (далее — ЕЭП). На территории ЕЭП появляются новые благоприятные условия для развития бизнеса, гармонизируются и унифицируются нормы, проводится согласованная экономическая политика, будет обеспечена свобода деловой активности, конкуренция, интеграция инфраструктуры (энергетика, транспорт и коммуникации).

Территория ЕЭП — связующее звено между Западом и Востоком, крупнейшими рынками Евросоюза и азиатских стран.

Полная реализация достигнутых договоренностей позволит ускорить торговлю товарами, услугами и будет способствовать увеличению транзитных товаропотоков через территорию ЕЭП.

Более глубокая интеграция потребовала нового формата сотрудничества, поэтому с целью упрощения условий ведения бизнеса в странах ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) с наднациональными полномочиями.

В отличие от Комиссии Таможенного союза (далее — КТС) ЕЭК делегирован больший объем полномочий, в частности разработка и принятие обязательных для исполнения Сторонами правил, имеющих приоритет над их национальным законодательством; унификация и гармонизация законодательной базы в ключевых областях; мониторинг и контроль за исполнением Сторонами международных договоров, решений КТС и ЕЭК; оценка регулирующего воздействия законодательной базы Сторон, международных договоров, решений КТС и ЕЭК для выявления и устранения положений, затрудняющих предпринимательскую деятельность.

Причина такой ситуации — наличие ряда барьеров во взаимной торговле, в том числе дублирование разрешений на ввоз-вывоз товаров, ограниченных к перемещению; незавершенность процессов введения единых технических регламентов, санитарных правил и других норм, устанавливающих однозначные требования к товарам и их обороту.

Формирование общего рынка товаров, снятие барьеров осуществляется на основе 17 документов по созданию ЕЭП, вступивших в силу с 1 января 2012 г., более 100 документов Таможенного союза (далее — ТС), Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года.

ЕЭК будут учтены и нормы договоров, соглашений, не входящих в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, в том числе нормы Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, который вступит в силу в ближайшее время.

Упрощение таможенного администрирования

ТС обеспечивает выгодные условия для бизнес-сообщества Сторон, поскольку:

  • внутри его не должны применяться различные ограничения;
  • иностранные товары, прошедшие таможенное оформление в одной из стран ТС, беспошлинно перемещаются на единой таможенной территории;
  • образуется экономия времени, которое не нужно затрачивать на оформление документов и ожидание комплектующих изделий, в силу чего сроки производства конечной продукции сокращаются;
  • в связи со вступлением в силу соглашений о техническом регулировании, применении санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на товары, прошедшие на таможенной территории ТС эти виды контроля, оформляются разрешительные документы по единой форме, которые признаются всеми государствами ТС;
  • сокращается количество таможенных постов.

На основании Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года и Меморандума о взаимопонимании по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию от 19 декабря 2011 года взаимные обязательства, принимаемые в рамках ТС, не должны быть менее благоприятными по сравнению с режимом, предоставляемым после вступления каждого из участников в ВТО. Таким образом, нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, с 22 августа 2012 г. (со дня присоединения к ней России) становятся частью правовой системы ТС.

По этой причине вносимые в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года в форме отдельного Протокола изменения и дополнения (далее — проект), на наш взгляд, следует унифицировать с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее — Киотская конвенция), которую на дату принятия первоначальной редакции Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТмК) Стороны не ратифицировали, а также других многосторонних международных актов, затрагивающих таможенные отношения.

Разработка проекта вызвана потребностью привести таможенное законодательство ТС в соответствие с принципами определенности, транспарентности, минимизации бюрократических процедур и затрат участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), создать правовую базу электронного декларирования, максимально использовать современные автоматизированные формы и методы контроля, принять международные стандарты таможенного контроля и декларирования, совершенствовать практику применения системы управления рисками и активизировать диалог с бизнес-сообществом.

Кроме того, обнаружен ряд существенных недостатков действующего ТмК, в том числе неоднозначное толкование различных норм таможенного законодательства. В связи с этим Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 777 «Об организации работы по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза» признано необходимым внести изменения и дополнения в ТмК.

Для внедрения в рамках ТС современных способов таможенного контроля и таможенного декларирования, а также устранения существующих недостатков законодательства приоритетными направлениями стали:

  • максимальная регламентация применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
  • введение положений, предусматривающих консультативное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД;
  • исключение неоднозначного толкования норм ТмК;
  • упорядочение деятельности лиц в сфере таможенного дела (таможенные представители, склады и т.д.);
  • сокращение сроков таможенного контроля после выпуска товаров (ст. 99 ТмК) в связи с предполагаемой отменой принципа резидентства на таможенной территории стран — участниц ТС;
  • разграничение форм таможенного контроля до и после выпуска товаров (гл. 16 и 19 ТмК);
  • внесение в ТмК определения понятий камеральной таможенной проверки, выездной таможенной проверки, а также заключений по результатам таможенного контроля после выпуска деклараций на товары (без выявления нарушений) с четким обозначением целей и назначения данных видов проверок;
  • разграничение по оформлению результатов камеральной и выездной таможенных проверок;
  • исключение применения таможенного транзита при процедуре реэкспорта товаров;
  • введение концептуально нового подхода контроля таможенной стоимости товаров;
  • имплементация и инкорпорация норм отдельных соглашений, заключенных в рамках ТС, и полная кодификация международных договоров (соглашений) ТС и ЕЭП, что сократит в ТмК количество отсылочных норм к национальному законодательству;
  • уточнение терминов «запреты и ограничения», «меры нетарифного регулирования», «специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры».

При внесении изменений в п. 10 ст. 132 ТмК в части введения положения об обязательной регистрации решения о проведении выездной таможенной проверки в органах прокуратуры (предложение бизнес-сообществ) целесообразно также ограничить периодичность проведения выездной (камеральной) проверки одного и того же участника ВЭД, например, одной проверкой в год.

Нерешенной остается проблема сохранения принципа резидентства в ст. 368 ТмК. На сегодня предприниматели Сторон не могут производить таможенную очистку товара в той стране ТС, где им это экономически более выгодно, предварительно не зарегистрировавшись в качестве ее субъекта хозяйствования.

В понятийный аппарат ТмК целесообразно ввести понятие «решение (разрешение) таможенного органа», которое можно определить как действия, совершаемые в пределах компетенции таможенными органами, выраженные в виде принятия письменного акта индивидуального характера и (или) проставления штампов, печатей и подписей, в том числе с использованием информационных технологий, в целях обеспечения исполнения требований, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

В ТмК применяются понятия решения и разрешения, которые направлены на выполнение мер по таможенному контролю. Не всегда его нормы четко описывают форму принятия решения либо разрешения, в связи с чем необходимо конкретизировать действия таможенных органов по всем статьям ТмК. Трактовка «иные основания, условия» с отсылкой к нормам, устанавливаемым законодательством государств — членов ТС, дает возможность для создания дополнительных барьеров для участников ВЭД, не отвечает целям интеграции. В связи с этим в проекте целесообразно конкретно прописать такие основания или сослаться на компетенцию ЕЭК по регулированию данных отношений, например для исключения лица из реестра таможенных представителей, для приостановления или возобновления деятельности в качестве таможенного перевозчика, для предоставления отсрочки (рассрочки).

Контроль таможенной стоимости

Цель контроля таможенной стоимости — объективная и точная оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, для обеспечения полноты поступления в бюджет таможенных платежей и налогов. Действующие нормы предполагают контроль стоимости товаров до их выпуска с проведением дополнительной проверки, что чревато проблемами в ходе таможенного декларирования.

Во-первых, это затягивает процесс декларирования ввиду оформления таможенным инспектором решения о проведении дополнительной проверки.

Во-вторых, процесс представления документов нередко формален, т.к. декларант уже на этапе таможенного декларирования представляет полный их пакет либо имеет необходимые документы на случай проведении дополнительной проверки.

В-третьих, отсутствует единый принцип контроля таможенной стоимости и существует риск влияния человеческого фактора при принятии решений.

С целью транспарентности и доступности предлагается контроль таможенной стоимости осуществлять на основании:

  • ее декларирования на этапе таможенной очистки в электронном виде без представления подтверждающих документов (по аналогии с налоговой декларацией);
  • доверия декларанту;
  • решения о контроле таможенной стоимости с исключением человеческого фактора;
  • перенос основного контроля таможенной стоимости на этап «после выпуска товаров».

Поскольку на территории стран ТС в той или иной степени реализуется концепция «одного окна», предполагается:

  • определить конкретный формализованный набор сведений, представляемых участниками ВЭД для конкретного метода определения таможенной стоимости для целей ее подтверждения при таможенном декларировании;
  • автоматизировать процесс контроля таможенной стоимости на предмет достоверности заявленных сведений;
  • сохранить систему применения обеспечения уплаты таможенных платежей при срабатывании индикаторов рисков по таможенной стоимости товаров на момент декларирования (при выявлении риска система выпускает декларацию на товар и передает ее для более детального контроля таможенной стоимости на этап «после выпуска товаров»).

Конвенция МДП

В проекте целесообразно решить проблемы применения на территории ТС Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее — Конвенция МДП).

Для этого в условиях отсутствия внутренних таможенных границ был разработан проект Соглашения об особенностях применения Конвенции МДП. К сожалению, Стороны не достигли согласия в отношении внутренних перевозок иностранных товаров.

На возможность применения Конвенции МДП при перевозках между договаривающимися сторонами, образующими таможенный или экономический союз, при условии что начало перевозки, осуществляемой автомобильным транспортом, — в месте отправления таможни одного государства — члена такого союза, а окончание — в месте назначения таможни другого государства-члена, прямо указывает ее ст. 48.

ТмК не должен содержать положений, препятствующих применению процедуры МДП при перевозке иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита между государствами — членами ТС. Данная позиция подтверждается европейским опытом.

В соответствии с Таможенным кодексом Европейского сообщества <1>, который принят в интересах предпринимателей 27 стран, в процедуре внутреннего транзита товары Евросоюза могут перевозиться между двумя пунктами, находящимися на его таможенной территории, через территорию третьей страны без изменения таможенного статуса. При этом транспортировка возможна в том числе в режиме внутреннего транзита, если это определено международным соглашением, или в соответствии с карнетом TIR на основании Конвенции МДП (ст. 163 Таможенного кодекса Европейского сообщества).

<1> Учрежден Регламентом Совета (ЕЭС) от 12 октября 1992 года N 2913/92.

Для того чтобы положения Конвенции МДП во взаимоотношениях между государствами — членами ТС могли применяться без изъятий или ограничений, необходимо в ТмК внести изменения по аналогии, например, с Таможенным кодексом Европейского сообщества.

Новый ТмК должен быть систематизированным актом прямого действия с предоставлением только ЕЭК права регулировать отношения, не предусмотренные ТмК.

В составе ЕЭК впервые создан

Департамент развития предпринимательской деятельности

В ведение данного Департамента передано не только непосредственное администрирование ряда соглашений, включая Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года. Он также призван помочь структурным подразделениям ЕЭК в соблюдении баланса интересов бизнеса, государства и потребителей при разработке наднационального законодательства по всем сферам регулирования КТС.

Руководствуясь интересами бизнеса и граждан трех стран, Департамент:

  • осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением Сторонами договоров и решений ЕЭК, отнесенных к его компетенции (по вопросам инвестиций и услуг, миграционной политики, в сфере защиты интеллектуальной собственности), и готовит уведомления государственным органам Сторон об устранении ими выявленных нарушений;
  • взаимодействует с уполномоченными государственными органами и бизнес-сообществами Сторон;
  • осуществляет подготовку и экспертизу проектов международных договоров и иных документов, влияющих на бизнес-климат в ЕЭП, в том числе с применением методики анализа регуляторного воздействия;
  • рассматривает обращения юридических и физических лиц по проблемам, имеющим системный и прецедентный характер для улучшения бизнес-среды, принимает по ним меры реагирования;
  • в случае неисполнения Сторонами решений ЕЭК и неустранения выявленных нарушений готовит обращения в Суд ЕврАзЭС и проекты соответствующих уведомлений главам государств.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶