Перевозка пассажиров на неисправных маршрутках дорого стоит

Перевозка пассажиров на неисправных маршрутках дорого стоит

Популярным средством общественного транспорта стали частные маршрутные автобусы. Следует отметить, что популярность данного вида общественного транспорта обуславливает повышенный интерес предпринимателей к организации лицензируемого бизнеса в этой сфере. Вместе с тем перевозка пассажиров на источниках повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства, обуславливает наличие повышенных требований к данным автомобилям. Более того, Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД), в пункте 194 содержат целый перечень случаев, при которых запрещается участие в дорожном движении транспортного средства. Среди наиболее распространенных следует назвать случаи с транспортным средством:

  • конструкция и техническое состояние которого не отвечает требованиям технических нормативных правовых актов;
  • переоборудованного (путем изменения его типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией организации (завода)-изготовителя, в том числе путем оборудования транспортного средства маячками, специальными звуковыми сигналами) без согласования с Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ) в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь;
  • не прошедшего государственного технического осмотра, порядок проведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь;
  • при наличии неисправности, указанной в приложении 4 к ПДД;
  • с неисправными рабочей тормозной системой, рулевым управлением;
  • с негорящими (отсутствующими) фарами и (или) задними габаритными огнями в темное время суток на неосвещенных участках дороги и (или) при ее недостаточной видимости (негорящими фарами считаются фары, у которых не горит (не работает) ни ближний, ни дальний свет).

Надо отметить, что при выпуске на линию маршрутных транспортных средств с подобными нарушениями их владельцы несут риск быть подвергнутыми не только взысканию со стороны ГАИ, но и, более того, что существеннее, со стороны хозяйственного суда за нарушение требований лицензионного законодательства.

Согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение о лицензировании), грубым нарушением лицензионного законодательства является в том числе:

  • выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства;
  • использование транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр либо переоборудованных с нарушением требований законодательства.

Санкция за подобные нарушения довольно велика и не сопоставима с санкциями за нарушение ПДД.

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что 16.04.2013 в 11.45 на ул. Г. в г. Г. при проверке маршрутного автобуса «Форд-Транзит», принадлежащего ЧТУП «Т», осуществлявшего городскую автомобильную перевозку пассажиров по маршруту 25Т, выявлено, что автомобиль был выпущен на линию с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства (отсутствует гайка крепления колеса). После выявления правонарушения его последствия были устранены, гайка установлена на колесный диск и автомобиль продолжил движение по маршруту <1>.

<1> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Постановление от 06.05.2013 по делу N 40-12Ап/2013.

Как следует из материалов дела, нарушен абз. 5 п. 124 Положения о лицензировании. Доход на момент выявления правонарушения не установлен. Доход за весь день работы на маршруте 25Т 16.04.2013, в том числе и после устранения последствий правонарушения, согласно Z-отчету составил 728000 руб.

Вина юридического лица его руководителем признается.

В соответствии с абзацем 5 пункта 124 Положения о лицензировании грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

В соответствии с подпунктом 194.7 пункта 194 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства при наличии неисправности, указанной в приложении 4 к ПДД.

В соответствии с пунктом 27 приложения 4 «Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении» к ПДД, запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, у которых отсутствует болт (гайка) крепления и (или) имеются трещины диска и ободов колес.

При этом в соответствии с пунктом 222 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (далее — Правила перевозок), член экипажа транспортного средства (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязан проверять перед началом работы и систематически во время работы техническое состояние транспортного средства.

Как пояснил в судебном заседании водитель А., указанная обязанность им должным образом выполнена не была, своевременно отсутствие гайки обнаружено не было.

Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Виновные действия ЧТУП «Т» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса, путевым листом, фотографией диска, иными доказательствами, имеющимися в деле, пояснениями свидетелей А., Д.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина ЧТУП «Т» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • директор ЧТУП «Т» вину признает, к административной ответственности ЧТУП «Т» за данное правонарушение привлекается впервые;
  • общественная опасность возможных последствий совершенного правонарушения;
  • устранение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • не установлен органом, ведущим административный процесс, размер полученного дохода, в то же время принимается во внимание размер дохода в день совершения правонарушения согласно Z-отчету;
  • не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, размера дохода на маршруте за 16.04.2013 суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа в размере 60 базовых величин (6000000 руб.) без конфискации дохода.

Как свидетельствует судебная практика, многие руководители организаций-перевозчиков не знакомы с порядком прохождения государственного технического осмотра. Согласно данному порядку в диагностических картах проставляется две важные отметки: одна — о прохождении диагностики и исправности транспортного средства, вторая — о прохождении государственного технического осмотра и допуске транспортного средства к участию в дорожном движении.

При этом с целью либерализации и упрощения прохождения технических осмотров в настоящее время при выявлении незначительных дефектов транспортное средство признается соответствующим требованиям, но в его диагностической карте делается отметка о необходимости устранения данных незначительных дефектов. В случае их устранения в 20-дневный срок в карте делается заключительная отметка о прохождении гостехосмотра. Только после этого в дорожном движении можно участвовать. Незавершение процедуры и выезд на линию только с отметкой о соответствии транспортного средства требованиям без штампа о прохождении гостехосмотра приравнивается к его непрохождению, что также влечет административную ответственность.

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что 16.04.2013 в 11.10 на ул. Г. в г. Г. при проверке маршрутного автобуса «Мерседес», принадлежащего ООО «А», осуществлявшего городскую автомобильную перевозку пассажиров по маршруту 32Т, выявлено, что автомобиль был выпущен на линию без прохождения государственного технического осмотра транспортных средств. После выявления правонарушения его последствия были устранены, технический осмотр пройден и автомобиль продолжил движение по маршруту <2>.

<2> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Постановление от 06.05.2013 по делу N 38-12Ап/2013.

Как следует из материалов дела, нарушен абз. 6 п. 124 Положения о лицензировании. Доход на момент выявления правонарушения составил 188000 руб.

Вина юридического лица его представителем признается.

В соответствии с абзацем 6 пункта 124 Положения о лицензировании грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является использование транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр.

В соответствии с подп. 6.1 п. 6, п. 9 — 11, 19 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 N 630 «О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении», гостехосмотр легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки пассажиров, с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя, а также транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, проводится не позднее чем через шесть месяцев после проведения последнего гостехосмотра.

По результатам проведения контрольно-диагностических работ диагностической станцией определяется один из следующих видов технического состояния транспортного средства:

  • соответствует (исправно и может быть допущено к участию в дорожном движении);
  • не соответствует (неисправно и не допускается к участию в дорожном движении).

В случае если по результатам проведения контрольно-диагностических работ диагностической станцией установлено, что транспортное средство не соответствует требованиям ТНПА, транспортное средство должно быть представлено для повторного проведения гостехосмотра не позднее двадцати дней после даты предыдущего проведения гостехосмотра.

При повторном проведении гостехосмотра проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении гостехосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА.

По результатам контрольно-диагностических работ диагностической станцией оформляется диагностическая карта транспортного средства в трех экземплярах.

Первый экземпляр данной карты выдается его владельцу, второй и третий остаются на диагностической станции для учета и хранения.

Диагностическая карта транспортного средства, выданная диагностической станцией, является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ, необходимых для проведения гостехосмотра, и при наличии в указанной карте соответствующей отметки — основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

При выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении делается отметка в диагностической карте и документе (сертификате) о прохождении гостехосмотра транспортного средства.

В соответствии с подпунктом 194.6 пункта 194 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра, порядок проведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При этом в соответствии с пунктом 222 Правил перевозок член экипажа транспортного средства (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязан проверять перед началом работы и систематически во время работы техническое состояние транспортного средства. Как пояснил в судебном заседании Б., о запрете на участие в дорожном движении транспортного средства до устранения замечаний, указанных в диагностической карте, предприятие не знало.

Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 12.7 КоАП.

Виновные действия ООО «А» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса, путевым листом, диагностической картой от 16.04.2013, пояснениями Б.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

С учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, размера дохода на маршруте за 16.04.2013, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа в размере 50 базовых величин (5000000 руб.) с конфискацией дохода в сумме 188000 руб.

Как видим, особая тяжесть возможных последствий использования на дорогах маршруток с неисправностями технического состояния, влекущими порой смертельные исходы для пассажиров и других участников дорожного движения, обуславливает принятие судами довольно жестких мер, направленных на пресечение подобной безалаберности.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *