Покупка машины с рук. Как это сделать правильно?

Время на прочтение: 11 минут(ы)

Согласитесь, что покупка машины, даже бывшей в употреблении, это радостное, можно сказать, даже праздничное, событие! Вы долго выбирали оптимальную для себя марку, сравнивали характеристики моделей, копили денежные средства, искали по выбранным для себя критериям подходящие варианты.

И вот, настало долгожданное время непосредственного процесса покупки! К этому моменту вас может охватить т.н. предшопинговый экстаз, когда вещь, о которой вы мечтали, хочется заполучить в свое обладание как можно скорее и «деньги жгут ладони». Было у вас такое перед какой-либо особенной покупкой? Наверняка да. И это вполне нормальная психологическая реакция.

Но знаете ли вы, что именно в таком состоянии, когда положительные эмоции подавляют осторожность, люди совершают наибольшее число промахов и ошибок. Будучи нетерпеливы, они надеются «на авось» и часто пренебрегают даже элементарным предварительным ознакомлением с тем, что предстоит сделать. Надеюсь, что вы не сделаете подобной ошибки и перед покупкой авто прочитаете до конца хотя бы эту статью.

Первое что следует сделать — это подавить эйфорию. Отвлекитесь на что-либо приятное и захватывающее: сыграйте, например, во что-нибудь или посмотрите интересный фильм. В качестве быстрого блиц-метода можно прочитать краткое содержание того, что вас захватывает. Это позволит переключить внимание и остудит голову.

После того, как вы приведете свой психо-гормональный фон в норму можете приступать к процессу покупки, о чем мы с вами сейчас и поговорим. Я постараюсь дать вам ряд оптимальных советов о том, как купить подержанный автомобиль, чтобы вы быстро вошли в курс дела по всем основным пунктам.

Предварительная договоренность

Итак, вы нашли какой-либо подходящий вам вариант, уточнили основные детали и договариваетесь с владельцем о предварительном осмотре. Отлично! Если такая договоренность проходит в телефонном режиме, то будьте особенно бдительны.

Место осмотра, в принципе, может быть любым, но если вы покупаете машину по бросовой цене и вам назначают встречу в каком-либо глухом месте и заводят разговор о задатке, то тут велика вероятность обмана.

Еще проявляйте осторожность, если продавец настаивает на осмотре в месте, где невозможно провести полноценный тест-драйв. В этом случае у авто могут быть какие-то скрытые проблемы в техническом плане.

Идеально, если владелец спокойно соглашается на все ваши условия и дает адекватные и подробные ответы на предварительные вопросы.

Если вы разговариваете с девушкой, строящей из себя милашку или дурочку, то будьте особо внимательны – часто таких барышень нанимают перекупы, чтобы отвечать на звонки покупателей и выдавать себя за «аккуратных владелиц» неизвестно чего.

Смысл тут в том, чтобы любыми путями заманить вас на площадку перекупа, а там в ход пойдут годами отточенные приемы всучивания: вы узнаете, что машину той девушки только что «продали», но специально для вас перекуп «оторвет от сердца» другой преотличнейший вариант на который вы только гляньте, ну и т. д.

С виду это может вызвать самоуверенную улыбку, но такая схема безотказно работает уже долгое время, так что лучше сразу уезжайте, по обнаружении не того, за чем ехали. Очень часто данный прием используют всяческие сомнительного пошиба автосалоны.

На осмотр нужно взять свой паспорт (иногда продавцы просят его показать), некоторую сумму денег для возможного задатка, листы чистой бумаги и авторучку. Если у вас есть цифровой толщиномер, то захватите и его. Не помешает также цифровой фотоаппарат или смартфон с хорошей камерой, а также прозрачная линейка и рабочие перчатки.

Еще обязательно предупредите хозяина о том, что вам нужен весь набор обязательных документов на машину, а также его личный паспорт. Если при этом вам начнут ездить по ушам всякими правдоподобными историями, то лучше вежливо попрощайтесь и найдите другой вариант, благо продаж на «вторичке» сегодня предостаточно, а береженого бог бережет.

Что еще. На встрече вам может понадобиться напарник, и если вы будете вдвоем, то предупредите об этом покупателя. С его же стороны присутствие на встрече более двух человек выглядит подозрительно.

Бывает, что так поступают жулики: на предварительной встрече посторонние лица ведут себя крайне обходительно и вежливо, а при заключении сделки все уже может быть по-другому.

Предварительная встреча

Первое впечатление

При встрече, сперва интуитивно оцените самого хозяина. Если он внушает какое-либо недоверие, а потом начнут всплывать другие нестыковки, то лучше откажитесь от машины.

После хозяина интуитивно оцените общим взором автомобиль. Спросите себя купите ли вы его, если с ним все будет в порядке и устроит цена. Если авто вам нравится с первого взгляда, то стоит продолжать встречу, а если нет, то не нужно тратить время впустую: следует очень вежливо извиниться за беспокойство и уехать.

Осмотр документов

Документы смотрятся в первую очередь. Сперва поинтересуйтесь у продавца всё ли он привез, как вы его просили. Если в ответ пойдут байки и жалобы на плохую память, то, возможно, дело нечисто и вам стоит распрощаться, но смотрите по обстоятельствам. Если человек просто что-либо забыл, то за этим можно элементарно съездить на тест-драйве.

Сразу покажите владельцу свой личный паспорт и попросите его предъявить свой. Удостоверившись в том, что вы есть люди и те, за кого себя выдаете, начинайте проверять и копировать данные документов на авто.

Напомню, что автовладелец должен в обязательном порядке предоставить:

  • Паспорт транспортного средства (ПТС);
  • Регистрационное свидетельство транспортного средства (СТС).

Дополнительные документы, которые желательны для ознакомления:

  • Сервисная книжка с историей техобслуживания (если таковая вообще была);
  • Разрешение на продажу машины от члена семьи (если авто совместная собственность);
  • Водительские права.

Очень хорошо, если все документы оформлены на одно имя. Если же вместо ПТС владелец предоставит вам его дубликат в комплекте с какой-либо интересной сказкой, то, вполне возможно, что вам хотят «спихнуть» кредитную «тачку». Кредитные автомобили тоже можно покупать, но подзалоговость транспортного средства (ТС) ни в коем случае не должна от вас скрываться.

Еще следует убедиться в наличии свободного места для записи в ПТС, и изучите в нем поле особых отметок на предмет фиксации там всяческих смен, замен, утрат и остального «шухера», о котором владелец должен правдоподобно отчитаться.

Кстати, если есть сервисная книжка, сравните ее № VIN с номером в другой документации и на самом авто. Идеально, если сервисная книжка будет со всеми штампами и отметками и с полной сервисной историей обслуживания на одной из станций, удостоверенной прикрепленными чеками оплаты.

После проверки всей документации следует скопировать из документов основные данные автомобиля и данные его владельца.

На этом, после беглого общего осмотра и небольшого тест-драйва, предварительная встреча может быть завершена, если стороны договорились об углубленном осмотре с привлечением СТО или специалиста.

Но если машина покупается в другом регионе или вы хотите немедленно тщательно ее осмотреть, то такой осмотр вполне можно провести и на предварительной встрече.

Техническая проверка автомобиля

Если вы решили провести осмотр машины самостоятельно, то это вполне возможно, при условии наличия у вас минимальных знаний устройства автомобиля.

Сразу уточню, что осмотр машин производится с двумя основными целями:

  • Выявление технических неисправностей, изъянов и несоответствий, с которыми брать авто не стоит;
  • Выявление технических неисправностей, изъянов и несоответствий для использования их в качестве аргументов торга.

То есть, при почти что любом варианте с подержанным авто вы обязательно найдете какой-то «косяк», но это не означает, что от покупки следует отказаться. Хозяин может намеренно что-то скрывать, а может и не знать о какой-либо скрытой неисправности. В данном случае осмотр является как бы соперничеством в том, кто кого переиграет.

Поэтому закатывание истерик по поводу найденных огрехов, даже серьезных и намеренно скрытых, не будет уместным.

Итак, если вы приехали на осмотр вдвоем, то распределите роли таким образом, чтобы вы сосредоточенно занимались осмотром, а ваш напарник ассистировал вам и одновременно служил «громоотводом» для объяснений и сказок владельца, отвлекающих внимание.

Если вы приехали один, то тоже не беда, просто будьте сосредоточены и старайтесь не попадать под словесную манипуляцию или напускное обаяние.

Не забудьте предварительно расспросить владельца о всем том плохом, что он согласен рассказать добровольно – это обоюдно сэкономит время.

Осмотр автомобиля подразделяется на 4 этапа:

  • Осмотр внешнего кузова;
  • Осмотр двигательного отсека и багажника;
  • Осмотр салона;
  • Тест-драйв.

Внешний осмотр кузова

Что бросается в глаза

Сразу пройдитесь вокруг авто и отметьте все бросающиеся в глаза дефекты.

Не крашена ли

Если таковых не найдено, то проверьте заводская ли на кузове окраска. Лучше всего это делать при помощи цифрового толщиномера. Нецифровыми толщиномерами можно уверенно определять только шпатлевку, а не перекраску.

Толщиномер может показывать различные значения, но ваша основная задача состоит:

  • В определении мест шпатлевки и рихтовки с несколькими слоями покрытий;
  • В самом факте перекраски или подкраски, в случае если хозяин отрицает таковые. К микронным долям различий придираться не стоит.

Если толщиномера нет, то вы можете определить заводское лакокрасочное покрытие (ЛКП) по шагрени (мелким пупырышкам), если смотреть на покрытие под большим углом.

Геометрия кузова

После этого проверьте геометрию кузова по равномерности толщины всех зазоров между соединениями. Можно воспользоваться линейкой. Проверьте как открываются и закрываются все двери, багажник и капот.

В нормальном состоянии все двери должны закрываться со сходным звуком и одинаковыми усилиями. Проверьте состояние нижней области стоек передних дверей на предмет обнаружения вмятин, которые говорят о сильном лобовом ударе.

Остекление

Потом проверьте все остекление салона. В соответствующих местах должна стоять фирменная маркировка с годом выпуска.

Внимание! Год выпуска автомобиля и остекления может не совпадать. Иногда производители используют стекла прошлогоднего выпуска. Имейте это в виду.

Молдинги

После начинайте осматривать состояние молдингов корпуса. Все они должны быть ровными и не шататься, быть как бы влитыми – это их заводское состояние.

Фронтальная часть

Затем переходите к проверке фронтальной части кузова: при достаточном пробеге в нижней передней части неизбежны микро и макросколы. Эти сколы можно наблюдать и на нижних ярусах радиаторных сот. Такое состояние вполне нормально и говорит о том, что окраска заводская. По этим же сколам можно определять и толщину ЛКП.

Оцените состояние бампера: все детали, решеточки и т. п. должны быть прочно закреплены. Противотуманные фары если несколько мутноваты, то это нормальное явление и свидетельство того, что они «родные» и авто не было в лобовом столкновении.

Проверьте работоспособность омывателей фар, если таковые есть. В авариях они повреждаются и при ремонте на них обычно экономят и ставят просто заглушки.

Крылья

Теперь нужно осмотреть крылья. А именно то, как соприкасается бампер с крылом. Если было лобовое столкновение поврежденные и восстановленные крепления бампера не дадут ему идеально стать в прежнем положении и это заметно невооруженным взглядом.

Локеры

Далее, нужно посмотреть на локеры задних и передних подкрылков. После аварии они обычно трескаются. Все их крепления должны быть на месте, а сами локеры плотно держатся на своем основании.

Корма

Переходим к осмотру задних фонарей и пластика. На нижнем пластике часто присутствует заводская спайка по краю и если была использована структурная краска, то эта спайка исчезает.

Днище

Затем нужно посмотреть днище кузова с фонариком, но если пачкаться не хочется, то такое дело можно отложить на потом для дообследования при помощи оборудования СТО.

Тормозные диски

Следующим этапом осмотрите состояние тормозных дисков. Если они закрыты сплошными колпаками, то нужно их снять. Поверхность дисков должна быть гладкая и блестящая, а область охлаждения тормозов без серьезного налета окалины и коррозии.

Лючок бензобака

Теперь откройте лючок бензобака и посмотрите, чтобы там были заводские наклейки на внутренней плоскости дверцы, а резинки-амортизаторы стояли на своих местах.

Все. На этом внешний осмотр кузова завершён.

Осмотр двигательного отсека

Капот

Откройте капот и обратите внимание на оригинальную наклейку производителя на внутренней стороне крышки капота. Отметьте наличие заводской шумоизоляции (если авто премиум класса). На некоторых марках внутри капота есть выбитые оригинальные надписи логотипа.

Крепления

Посмотрите на окраску и состояние болтов и креплений крыла, фар, воздухозаборника, «телевизора» (кузовной сегмент, крепящийся на лонжерон спереди, служащий основой для радиатора с фонарями). Со временем болты и крепления ржавеют и загрязняются – это хорошо, как и отсутствие сколов краски на них. Тут же проверяем и сверяем заводскую наклейку «телевизора».

Сальники и пыльники

Далее, переходите к осмотру мотора. По умеренно грязному двигателю намного легче отследить все подтекания. Начните проверку с сальников и пыльников (рулевой рейки, шрусов). Сквозь просветы двигателя они обычно хорошо видны, но если нет, то выверните колесо влево и вправо для большего удобства.

Лонжерон и усилитель бампера

Осмотрите состояние силовой структуры – лонжерон и усилитель бампера. Они должны быть ровные, без изъянов и покрашены в цвет кузова.

Капот

Откройте крышку двигателя. Если все чисто, значит авто обслуживался по регламенту и за мотором следили. Если же на крышке есть налеты угара или каких-то присадок, то это свидетельствует о проблемах с агрегатом.

Уровень масла

Обязательно проверяйте уровень масла механическим щупом или электронным с приборной панели (если таковой есть). Если масло на щупе в норме, и оно чистое, значит авто обслужено.

Охлаждающая жидкость

Осмотрите бачок охлаждающей жидкости. Ее уровень должен быть между минимумом и максимумом.

Сервисный ремень

Если есть возможность достать рукой сервисный ремень, то проверьте его натяжение – он должен прогибаться на половинку оборотов в средней своей части. Сам же ремень должен быть без трещин, надрывов, порезов и др. изъянов – иначе он подлежит замене.

Фильтр салона

Можно еще посмотреть в каком состоянии находятся воздушные салонные фильтры.

На этом с двигательным отсеком все.

Осмотр багажного отделения

Ниша для запасного колеса

Откройте багажник, поднимите багажный полик и осмотрите нишу запасного колеса. При ударе в задний бампер там могут быть деформации или следы исправлений после аварий. Наличие окрашенного заводского герметика очень хороший признак.

Уплотнители

Посмотрите и ощупайте всю обшивку, поднимите уплотнительную резину (если что-то ремонтировалось, то уложить все так, как на заводе очень трудно).

Соответствие с документами

Проверьте заводскую наклейку и сверьте её данные с данными в документах.

Осмотр салона

Общее состояние

В салоне осмотрите состояние обивки, «торпеды», внутренней структуры сидений, целостность разных выступающих мелочей. Обратите внимание на чистоту нижней части салона и на его запах.

Руль

Затем сядьте на водительское место. Проверьте в каком состоянии рулевое колесо (заводское покрытие, повреждения, зазоры подушки безопасности).

Салон Infiniti FX FX37S

Индикаторы

Перед заводом двигателя просто включите зажигание. Все лампочки приборной панели должны гореть и тестироваться: подушки, чек энжин, ABS, ручник, масло. Все это должно погаснуть при заведении двигателя, а индикатор подушки безопасности должен немного погореть и потухнуть. Если все гаснет, значит все в порядке и ничего не заглушено и не переподключено.

Кондиционер

Проверьте работоспособность кондиционера. После аварии и ремонта кондиционер скорее всего не будет заправлен.

Infiniti FX35 кондиционер

Электропакет

Проверьте всю наличествующую электронику и электротехнику: повороты зеркал, подогрев сидений, стеклоподъемники, блокировки дверей, основной свет в салоне, различные подсветки, блоки компьютера и аудиосистемы. Если машина оснащена поворотными фарами, то стоит подъехать к какой-то стене и покрутить рулем – фары должны следовать за направлением движения руля.

Тест-драйв

Выхлопные газы

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выйдите из салона, чтобы взглянуть на цвет выхлопных газов. В норме они должны иметь прозрачно-сизый цвет, а не черный, оранжевый, или какой-либо другой. Прослушайте ровность работы двигателя на холостых оборотах некоторое время.

Сцепление и КПП

Затем проверьте мягкость хода сцепления и трогайтесь с места. Обратите внимание на плавность переключений коробки передач. Умеренно разгоните авто и сделайте резкую остановку (вы не должны почувствовать удар или сильный рывок).

Тест коробки передач лучше всего провести несколько раз чтобы понять насколько ровно и плавно она работает. Одновременно продолжайте следить за шумами и за лишними миганиями индикаторов.

Электроника и управляемость

Проверьте работу поворотников, дворников, омывателей стекла, на скорости можно проверить круиз-контроль. Сделайте разгон, повиражируйте поворотами (в безопасном для таких маневров месте).

На этом техническое состояние машины можно считать проверенным. Конечно, такой осмотр выявляет не все, но многое. А для, например, точной диагностики двигателя нужно его разобрать, что очень редко делается при покупке.

Сделка по покупке автомобиля

Если обследованный вами автомобиль не вызвал у вас особых нареканий, и вы готовы его купить, то сразу после осмотра переходите к торгу, используя все выявленные неисправности для аргументов снижения цены. Стесняться тут не нужно, но и особая наглость также может навредить. Придерживайтесь золотой середины и снизьте цену настолько, насколько это возможно в приемлемых рамках.

По достижении согласия в стоимости, можете еще решить с хозяином что он вам оставит из допкомплекта. После этого можно назначать дату и место сделки. Если вариант очень хороший, то предложите человеку задаток, но не сильно большой (от 2 до 20 тыс. руб., в зависимости от марки). А если хозяин сам потребует задаток, тогда заставьте его написать стандартную финансовую расписку.

В период между предварительным осмотром и сделкой «пробейте» авто на юридическую чистоту по взятым у хозяина данным через интернет-сервисы.

Ещё скачайте заранее бланки договоров купли-продажи (ДКП), например, вот здесь. Или заполните его онлайн на сайте авто ру.

Когда вы приедете на сделку, то не забудьте еще раз, финишно, проверить автомобиль на наличие возможных замен чего-нибудь хорошего на что-либо не очень. После составления и подписания ДКП вам останется только оформить полис ОСАГО и перерегистрировать ТС на себя в МРЭО.

Полезные советы

  • Если продавец меняет время и место сделки предварительного осмотра, есть вероятность того, что он является мошенником.
  • Копировать документацию на авто, фиксировать данные оригинальных наклеек и исходное состояние узлов очень удобно при помощи фотоаппарата или смартфона.
  • Размер задатка не должен составлять 1/5 или даже 1/20 стоимости авто. Если с вас требуют такие деньги, то лучше откажитесь от сделки.
  • Требуйте от продавца всю вторичную документацию на автомобиль, сохраняйте ДКП и акты передачи, возможно они вам очень понадобятся в будущем.

Заключение

В конце данного обзора я сделаю несколько основных выводов:

  • В покупке автомашины проверка документов не менее важна, чем техническое обследование;
  • Для вполне тщательной технической проверки автомобиля может быть достаточно и простого осмотра с тест-драйвом. Наличие специального инструментария и поездка в СТО не является обязательной, если вы знаете что и как нужно делать;
  • Ко всем этапам покупки, от начала и до конца, нужно относиться очень ответственно, чтобы по максимуму исключить возможные неприятности.

Вопросы по теме

Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Правильно ли так оформлять покупку авто?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
71 просм.1 ответ.0 голос.
Чего остерегаться при покупке подержанного авто?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
77 просм.1 ответ.0 голос.
Возможна ли покупка авто с завода напрямую?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
73 просм.1 ответ.1 голос.
На что важно обращать внимание при покупке BMW X3?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
75 просм.1 ответ.0 голос.
Возможна ли покупка авто без документов?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
71 просм.1 ответ.0 голос.
Как можно проверить авто до его покупки?
ОтвеченоПользователь отвечен 3 года ago • 
71 просм.1 ответ.0 голос.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *