Поворотные устройства прицепных звеньев
Поворотные устройства — это механизмы, которые предназначены для поворота управляемых осей или колес прицепных звеньев автопоезда. Одноосные прицепы, большинство одно- и двухосных полуприцепов, а также роспусков, как правило, выполняют без поворотных устройств.
Поворотные устройства прицепных звеньев служат для изменения направления их движения вслед за ведущим звеном и поддержания устойчивого прямолинейного движения автопоездов.
Конструкции поворотных устройств должны обеспечивать:
- поворот управляемых колес (осей) на углы, необходимые для качения шин без бокового скольжения при движении по криволинейным траекториям
- вписываемость, т. е. наименьшее смещение траектории прицепного звена относительно траектории тягача
- устойчивое (без виляния) прямолинейное движение прицепных звеньев
- возможность движения автопоезда задним ходом
Поворотные устройства прицепных звеньев приводятся в действие от дышла и бывают двух типов: с управляемой осью, жестко связанной с подкатной тележкой, и управляемыми колесами, снабженными рычажным приводом. В большинстве случаев у прицепов в качестве управляемых выбираются передняя ось или колеса передней оси.
Существуют два типа поворотных устройств высокорамных прицепов: шкворневые и бесшкворневые.
В шкворневом поворотном устройстве (рис. а) подкатная тележка 1 соединяется с несущей системой 7 прицепа шкворнем 3, вокруг которого поворачивается прицеп. Шкворень закреплен в гнезде верхней 2 и нижней 6 опорных плит. Для увеличения прочности и жесткости шкворневого узла между плитами 2 и 6 проложены два-три вспомогательных стальных листа 5. Кольца 4 служат для усиления защемления шкворня, на который снизу навинчиваются гайка и контргайка. Для нормальной работы устройства между гайкой и нижним кольцом необходим зазор, который регулируется толщиной шайбы, подкладываемой под гайку.
Бесшкворневые поворотные устройства (рис. б) состоят из верхней опорной плиты 72, соединенной с несущей системой прицепа, нижней плиты 8, закрепленной на поворотной тележке, и движущихся шариков размещенных в желобах. Шарики смазываются с помощью масленки 10. Разъединению плит препятствует проволочное кольцо 9.
Рис. Поворотные устройства прицепов:
а — шкворневое высокорамное; б — бесшкворневое высокорамное; в — низкорамное с поворотными колесами
Привод управляемых передних колес низкорамного прицепа (см, рис. в) осуществляется следующим образом. При повороте дышла 13 вокруг шкворня 14 его короткое плечо действует на тягу 16, рычаг 17 и рулевую трапецию. Вследствие этого колеса оси 15 поворачиваются.
Полуприцепы, оснащенные поворотным устройством, в большинстве случаев имеют управляемые колеса. В полуприцепах применяются поворотные устройства трех типов: механические, гидро- и электромеханические. Задающим параметром для управления поворотным устройством является угол складывания звеньев автопоезда.
Наиболее распространенное механическое поворотное устройство — привод с перекрещивающимися тросами, которые своими концами соединены с несущими системами тягача и прицепа.
Гидромеханические приводы управляемых колес полуприцепов подразделяются на пассивные и активные.
Пассивный привод состоит из двух гидроцилиндров — задающего и исполнительного, связанных друг с другом трубопроводами. Корпус задающего гидроцилиндра закреплен на полуприцепе, а шток связан с несущей системой тягача. При повороте тягача шток перемещается, и в гидроцилиндре возникает давление, которое передается через трубопроводы к исполнительному гидроцилиндру. Шток этого гидроцилиндра перемещается и через рычажную систему, состоящую из продольных тяг и рулевых трапеций, поворачивает колеса полуприцепа.
В активном гидромеханическом приводе управляемых колес давление жидкости в гидроцилиндре, связанном через рычажную систему с колесами полуприцепа, создается насосом. Насос и питающий его масляный бак установлены на тягаче. Управление гидроцилиндром осуществляется через распределительное устройство золотникового типа. Перемещение золотника зависит от угла складывания автопоезда. Насос приводится в действие от коробки отбора мощности.
В электромеханическом приводе поворот управляемых колес полуприцепа производят электродвигателем через предохранительную муфту и редукторы. Включение и реверсирование электродвигателя осуществляют при помощи контакторов с учетом угла складывания автопоезда.
Добавить комментарий