Разведка пути движения

Разведка пути движения

Крутизну ската можно определить приближенно при помощи планшета, папки или книжки. Для этого планшет прикладывают ко лбу в горизонтальном положении и замечают точку на пересечении линии визирования (линия глаза) с косогором (точка С). Затем замеряют расстояние от точки стояния А до замеченной точки С.

Разделив высоту линии визирования (приближенно — рост визирующего) на замеренное расстояние и умножив частное от деления на сто, получим крутизну ската, выраженную в процентах. Высота визирования и расстояние должны быть выражены в одних и тех же единицах, например в метрах.

Рис. Определение крутизны ската с помощью планшета

При измерении расстояния от точки А до точки С в парах шагов делят 60 на полученное число пар шагов. Частное от деления покажет крутизну ската, выраженную в градусах.

Проходимость грунта можно определить ориентировочно при помощи обычного лома весом 8 кг и диаметром 30 мм. Для этого устанавливают его вертикально заостренным концом вниз и, приподняв лом на 0,5 м над землей, отпускают. По величине погружения лома в грунт в нескольких (в трех — пяти) местах судят о проходимости данного участка местности. Если лом погрузился до 3 см, возможен проезд 500 и более машин; до 5 см — 50—100 машин; до 10 см — единичных машин; более 10 см — проезд автомобилей затруднен и в большинстве случаев невозможен.

Этим способом определяют проходимость всех грунтов, за исключением песчаных.

При разведке переправы через водную преграду отыскивают места, наиболее удобные для брода.

Признаками брода служат дороги, тропинки или колеи дорог, оканчивающиеся у одного берега и продолжающиеся на другом; мелкая зыбь на поверхности воды, характерная для речных отмелей; перепады воды, указывающие на переход от мелких мест к глубоким. Броды прежде всего следует искать на уширенных прямых участках русла реки с пологими спусками к воде.

Уровень воды в реках не остается постоянным. В конце лета броды бывают наиболее мелкими, а весной и осенью глубокими и подчас непригодными для движения без предварительного специального оборудования автомобилей.

Когда броды отсутствуют, автомобили преодолевают водный рубеж вплавь, на плотах, паромах, десантных судах и по наплавным мостам. Эти же средства и способы могут быть использованы в случае разрушения противником мостов и невозможности их восстановления подручными материалами.

Во время разведки брода определяются ширина, глубина и скорость течения реки, состояние грунта дна, удобство входа автомобилей в воду и выхода на противоположный берег.

Ширину реки, если нет бинокля, приближенно определяют методом визирования. Для этого становятся на берегу у уреза воды и, приложив ко лбу какой-либо плоский предмет (планшет, книгу, коробку) в виде козырька, направляют край этого козырька на урез воды противоположного берега. Затем, удерживая козырек в том же положении, поворачиваются, не сходя с места, и замечают точку визирования у уреза воды своего берега. Измеренное расстояние по прямой от места стояния до точки визирования на своем берегу будет равно ширине реки.

Скорость течения реки определяют при помощи пущенного поплавка (обрезка бревна, доски). Для этого на берегу вехами разбивают два створа на расстоянии 50—100 м один от другого и забрасывают выше первого створа поплавок возможно дальше от берега, но не далее середины реки. Заметив по часам время, в течение которого поплавок проплывает расстояние между створами, и разделив это расстояние (в метрах) на время (в секундах), определяют скорость течения воды в реке (в м/сек).

При разведке переправы по льду особое внимание уделяют определению толщины и состояния ледяного покрова водной преграды (отсутствие полыней, больших трещин), глубины снега на льду, а также определению состояния сопряжения ледяного покрова с берегами.

Таблица. Грузоподъемность ледяного покрова

Полный вес автомобиля, т Необходимая толщина льда при температуре ниже 0 С, см Наименьшее расстояние между автомобилями, м
2 16 15
4 22 15
6 27 20
8 31 38
10 35 35
12 38 40
16 44 45
20 50 45
25 55 50

В результате разведки определяется грузоподъемность ледяного покрова, намечаются места переправ и устанавливаются объем и характер работ по оборудованию переправы.

При определении грузоподъемности ледяного покрова учитывается толщина только его мутного и прозрачного слоев.

Чтобы определить толщину льда, по обеим сторонам переправы в 10 м от оси ее пробивают лунки на расстоянии 5—10 м одна от другой в середине реки и на расстоянии 3—5 м от берегов. Толщину льда в лунках замеряют при помощи лопаты. Чтобы во время движения по льду из лунок не выливалась вода, их окружают валиками из снега.

Рис. Определение толщины льда с помощью лопаты

У берегов лед осматривают особенно тщательно: прочно ли лед соединяется с берегом, нет ли в нем трещин и разломов, не зависает ли он над водой. Если вода в лунках выступает на 0,8—0,9 толщины льда, то лед над водой не зависает. Если лед зависает над водой, переправа в этом месте опасна.

При разведке мостов устанавливаются состояние подходов к мосту, грузоподъемность, состояние и размеры моста, основных его элементов и меры, которые необходимо принять для обеспечения движения автомобилей по мосту. При разведке моста на территории, оставленной противником, прежде всего проверяют, не заминированы и не заражены ли. мост и подходы к нему. Осматривая мост, выясняют наличие всех его элементов и состояние сопряжений, нет ли надрубов, надпилов и других повреждений в сваях, прогонах, и насадках.

Одновременно с этим обращают внимание на подмыв и перекос опор, провисание прогонов, наличие гнили деревянных элементов, а также на состояние настила.

О наличии гнили свидетельствуют темно-коричневая или бурая окраска древесины, белый ватообразный налет, большое количество трещин, разделяющих древесину на куски, глухой звук при постукивании топором. Наиболее подвержены гнили настил (в местах его опор), прогоны (под настилом в местах стока воды с проезжей части), сваи (около горизонта воды), насадки (в местах опор на сваи) и береговые лежни.

В ходе разведки пути движения одновременно изыскивают подручный материал для восстановления поврежденных участков пути: камень, щебень, шлак, кирпичный бой, песок, древесину (бревна, шпалы, доски), хворост, камыш и другой материал.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *