Водоотливные устройства амфибии

Водоотливные устройства амфибии

Во время движения по воде в корпус амфибии через различные нерлотности и повреждения поступает забортная вода. Особенно опасны повреждения подводной части корпусов. Наличие воды приводит к ухудшению или потере водоходных качеств амфибии. Поэтому все амфибии оснащены специальными водоотливными устройствами, которые, автоматически включаясь в работу при движении по воде, непрерывно удаляют из корпуса попавшую в него воду.

В качестве водоотливных устройств используют жидкостные насосы различного типа: центробежные, осевые, роторные и др. Машины с водометными движителями могут быть оборудованы эжекционными системами водоотлива, в которых разрежение в приемных трубах позволяет откачивать воду из корпуса. Число насосов, их размещение и подача зависят от назначения машины, ее компоновки, водоизмещения, запаса плавучецти и некоторых других факторов.

Приводы насосов обычно выполняются механическими с отбором мощности от раздаточных (у колесных машин) или распределительных (у гусеничных) коробок. Иногда используются тцкже гидро- и электроприводы.

Наибольшее распространение на амфибиях получили центробежные насосы. Они просты в устройстве, имеют относительно малые размеры и массу при достаточно большой подаче и могут откачивать сильно загрязненную воду. Основным недостатков центробежных насосов является их неспособность самостоятельно удалять воздух из всасывающего патрубка и создавать необходимое разрежение для забора воды. Поэтому они включаются в полезную работу только тогда, когда вода заполняет их всасывающие патрубки.

Водоотливной одноступенчатый центробежный насос с большой подачей, клапаном и рабочим кодесом одинарного всасывания крепится к корпусу четырьмя болтами. Корпус 7 клапана уплотняется с днищем резиновым кольцом 14, препятствующим проникновению забортной воды в корпус транспортера. Для предотвращения попадания в корпус клапана посторонних предметов отверстие в днище транспортера закрыто решеткой 12.

Основными частями насоса являются корпус 7, рабочее колесо 2, вал 4, сетка 15, сапун 5 и клапан 6 насоса.

Центробежный водоотливной насос

Рис. Центробежный водоотливной насос:
1 — корпус насоса; 2 — рабочее колесо; 3 — стакан; 4 — вал; 5 — сапун; 6 — клапан; 7 — корпус клапана; 8 — ось; 9 — втулка; 10 — пружина; 11, 18 — крышки; 12 — решетка; 13 — прокладка; 14 — резиновое кольцо; 15 — сетка; 16 — шпонка; 77— гайка; стрелками показаны направления движения воды

Корпус насоса изготавливают из алюминиевого сплава; сверху к нему с помощью шпилек и гаек крепят стакан 3 с крышкой. В стакане на подшипниках установлен вал 4. Рабочее колесо насоса крепится гайкой 17 на валу со шпонкой 16. Снизу к корпусу насоса на шпильках крепится крышка 18 с сеткой 15. Для заполнения полости подшипников смазкой в корпусе имеется масленка. Сапун 5 предназначен для выпуска воздуха из насоса при заполнении его водой.

Клапан насоса фиксируется на корпус насоса четырьмя шпильками и состоит из корпуса 7 с крышкой 11, оси 8 с клапаном 6 и пружины 10. В расточке клапана установлена резиновая прокладка 13, препятствующая попаданию забортной воды в корпус машины.

При работе насоса поступающая в него через сетку вода вытесняет воздух через сапун. В результате захвата воды лопатками вращающегося рабочего колеса насоса создается напор воды, под действием которого клапан, преодолевая сопротивление пружины, открывается, перемещаясь в бронзовой втулке 9, и вода из нагнетательной полости насоса выбрасывается под днище транспортера.

Для удаления воды из корпуса после выхода машины на берег применяют сливные клапаны — кингстоны. Число кингстонов и их расположение в корпусе определяются в основном его конструкцией и удобством доступа к ним. Чаще всего кингстоны размещают в носовой части машины — в кабине.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *