Хранение аккумуляторных батарей (АКБ)
Новые, сухозаряженные, не заполненные электролитом батареи рекомендуется хранить не более трех лет в неотапливаемом помещении при температуре до — 30 °С (сухозаряженность гарантируется в течение первого года хранения). Батареи устанавливают крышками вверх в один ярус, в месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей. Пробки должны быть плотно завернуты, герметизирующие детали (уплотнительные диски, стержни, колпачки, герметизирующие пленки) должны быть на своих местах.
Хранение батарей с электролитом следует осуществлять в помещении при температурах от 0 °С до —30 С для уменьшения саморазряда. При более низкой температуре возможно образование трещин в мастике. Допустимый срок хранения батарей с электролитом при отрицательной температуре составляет не более 1,5 лет, а при положительной температуре — не более 9 мес.
Батареи, снятые с машин после непродолжительной работы или приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации, перед установкой на хранение должны быть полностью заряжены, плотность электролита должна быть доведена до нормы, соответствующей климатическому району эксплуатации, но не выше 1,28 г/см3.
Батареи, хранящиеся при положительной температуре как резервные, которые в любой момент могут быть введены в действие, следует один раз в месяц подзаряжать нормальным зарядом (0,1 С20) для восстановления емкости, потерянной от саморазряда. В батареях этого же назначения, но хранящихся при отрицательных температурах, следует ежемесячно контролировать плотность электролита. Если плотность понизится на 0,04 г/см3 от первоначальной, батарею следует подзарядить. При низких температурах и малой плотности электролита батарея может выйти из строя
Батареи, снятые с эксплуатации в связи с сезонным бездействием (комбайны, автомобили индивидуальных владельцев), необходимо ежемесячно контролировать по плотности электролита, и, если она снижается более чем на 0,05 г/см3, их следует подзаряжать.
Вопрос о постановке на длительное хранение батарей, долго работавших на машинах, решается после проведения контрольно-разрядного цикла. Батареи после заряда током 0,1 С2о и доводки плотности электролита до нормы разряжают током 10-часового режима. Если продолжительность разряда окажется меньше 7,5; 6,5; 5,5 ч для батарей с плотностью электролита соответственно 1,28; 1,26; 1,24 г/см3, то это указывает на неудовлетворительное состояние батареи и ставить ее на длительное хранение не рекомендуется.
Контрольно-тренировочный разряд ведут при температуре электролита 18…27°С до конечного напряжения на худшем аккумуляторе 1,7 В. В начале разряда и далее (через 2 ч) производят замер общего напряжения всех аккумуляторов и температуры электролита в среднем аккумуляторе.
Рис. Температура замерзания электролита разной плотности
Когда напряжение снизится на одном из аккумуляторов до 1,85 В, замер напряжения производят через 15 мин, а когда напряжение уменьшится до 1,75 В, контроль его ведут непрерывно, пока напряжение не снизится до 1,7 В. Затем быстро проверяют напряжение остальных аккумуляторов и отключают батарею от разрядной цепи.
Батареи со скрытыми перемычками разряжают до конечного напряжения 10,2 В и 5,1 В на выводах 12-вольтовых и 6-вольтовых батарей соответственно.
Если нет возможности производить ежемесячную подзарядку или зарядку батарей малыми токами, компенсирующими саморазряд, хранят их, заменив электролит раствором борной кислоты. При этом батареи надо хранить при положительной температуре, так как заливаемый 5 %-ный раствор борной кислоты может замерзнуть.
Для ввода батареи в действие из нее выливают раствор борной кислоты в течение 15…20 мин и сразу заливают серно-кислотный электролит плотностью 1,38…1,40 г/см3 для средней климатической зоны (1,33…1,35 — для южной). После 40-минутной пропитки пластин электролитом батарею можно устанавливать на машину, если плотность электролита не уменьшилась ниже 1,24…1,25 г/см3. Если она стала ниже, откорректировать плотность отбором слабого раствора и добавлением электролита плотностью 1,41 г/см3.
Добавить комментарий